Найти тему
Fon Kraft

Неизвестные страницы Т-34 | Какие гусеничные звенья применялись на легендарном танке?

Оглавление

Задумывая публикацию об отсутствующих гусеницах на подбитых танках, я не ожидал столь живого интереса к гусеничной тематике. Но оказалось, что читатели канала не только не игнорируют мелочи при создании своих моделей, но и весьма активно интересуются деталями, которые могут быть неочевидны большинству обывателей. Словом, ничего другого не оставалось, как только заняться вопросами танковой "обувки".

Как и оказалось, всё простое кажется простым только на первый взгляд. Вот и вопросы с гусеничными лентами оказались не столь простыми и прямолинейными.

1. Гладкие траки (ранние) образца 1940 года

Итак, изначально конструкция гусеничных лент танков Т-34 была подобна гусеницам предшественников - танкам БТ-7 и Л-20, немногим отличаясь от своих исходников.

Ширина траков - 550 мм. В иностранной литературе указывается размер в 500 мм, что в корне неверно. Сами траки были штампованными, с грунтозацепами на лицевой стороне, и изогнутой рабочей поверхностью на изнаночной. Рабочие траки оснащались приварным гребнем, который сцеплялся с ведущим колесом. Между собой траки соединялись с помощью полупальцев, фиксирующихся с помощью винтов (позднее их заменили или шплинты, или клинья).

Как видно на архивных фото: лицевая сторона траков была гладкой (не считая выступов грунтозацепов), что плохо влияло на проходимость танка. Особенно по грязи, или снегу. Движущей способности гладких траков хватало для десятитонного БТ-7, но было недостаточно для, куда более тяжёлого, Т-34.

Явно недостаточную эффективность траков на раскисших, мягких грунтах, а также по льду и снегу предполагалось повысить с помощью дополнительных шпор, крепившихся на гладких звеньях с помощью болтов. К сожалению, вариант с гладкими траками и привинченными шпорами я не нашёл, но, думаю, механизм улучшения понятен из фото.

В общем, не смотря на недостатки, гладкий штампованный трак с приварным гребнем был принят к эксплуатации и одобрен к валовому произодству. Производство стартовало в марте 1940-го года. До осени того же года Харьковский тракторный завод успел "напечатать" туеву хучу этих траков и большое количество их, в виде готовой продукции (либо полуфабрикатов) вывезли на Восток при эвакуации завода. Так эти звенья оказались в Челябинске и Нижнем Тагиле, и в последствии ими укомплектовывались танки тамошнего производства.

Почему "до осени"? Потому что в сентябре 1940 года приказом Наркомата для Т-34 вводился трак с развитой поверхностью и изменённой шпорой.
Уже наштампованные "гладкие" звенья доработке не подлежали, а потому их просто складировали для дальнейшей переплавки. Правда, дальнейшие события и тотальный дефицит запасных частей 1942-го года подобрал все складские запасы гусеничных звеньев.

В том же 1940-ом году, в октябре-ноябре вместо гусеничного звена с приварным гребнем в массовое производство вошёл цельноштампованный трак. Внешне особых изменений не было, но технологически новинка была проще и более прочная на разрыв. Правда, производился он недолго из-за нехватки прессового оборудования. Кстати, разрабатывался этот трак целенаправленно для выпуска на Мариупольском заводе, где первое время и штамповался. А после стал литым.

2. Литые траки

Первое опробование литых траков в производстве состоялось в сентябре 1940 года. Так как литые детали уступают в прочности деталям штампованным, то были немного увеличены размеры звеньев и их форма: на 3-8мм была увеличена толщина звена, и на 8-15мм увеличили высоту грунтозацепов.

Во избежание намерзания льда в центральной впадине, ну, и для улучшения сцепных свойств, на рабочую поверхность звеньев добавили небольшую гребёнку из двух дополнительных зубьев. Большая часть литых траков шла на комплектование машин, выпущенных Сталинградским Тракторным Заводом (СТЗ), так как в Сталинграде штампов не хватало.

Литые траки 1941 года были очень неплохими и отличались от штампованных, в основном, большей массой и более грубой поверхностью.

3. Траки с "развитой" поверхностью образца 1941 года

Следующий вариант гусеничных звеньев предполагал попытку повышения сцепных и тяговых свойств гусеничного движителя. Для этого в центральной части рабочего трака выполнили по две пары выступающих гребней, которые должны были улучшать передачу тягового момента и повышать трение с почвой. Подобные траки можно встретиnь на архивных фото, сделанных летом 1941 года. Но в наши дни, сколько музеев я ни посещал, нигде не встретил такие "гусянки".

4. Траки с "косыми" рёбрами

Весной 1941-го года проводились работы по модернизации танка Т-34 и для опытного прототипа А-43 были разработаны иные звенья. Это гусеничное звено имело развитую опорную поверхность, большую разрывную прочность и значительно меньшую массу. При этом ширина звена А-43 составляла 450 мм, вместо применявшихся ранее 550-мм. Проведённые испытания показали хорошую эффективность новинки и, к удивлению военных, уменьшение ширины гусеничной ленты почти не сказалось на проходимости боевой машины. Именно эти гусеничные звенья собирались в ленты с помощью одинарного пальца (а не двух полупальцев. как было на первых модификациях). Разумеется, в боевых условиях это было плюсом.

Масштабный рисунок траков Т-34 с «косыми ребрами». Слева - литой трак танка А-43 шириной 450 мм, справа - литой трак танка Т-34 шириной 500 мм.
Масштабный рисунок траков Т-34 с «косыми ребрами». Слева - литой трак танка А-43 шириной 450 мм, справа - литой трак танка Т-34 шириной 500 мм.

Однако гусеничных звеньев с шириной 550мм для Т-34 не хватало, а на складах скопилось большое количество "узких" 450-мм траков для так и не выпущенного А-43, то было принято решение использовать эти звенья.

17 сентября 1941 г. Народный комиссариат танковой промышленности отдал приказ о комплектовании танков Т-34 гусеничными звеньями шириной 450-мм от танка А-43 (Т 34м). Причем эти траки «дожили» в войсках по крайней мере до зимы 1941-42 гг.

5. Траки улучшенной проходимости

Весной 1942 года из ворот танкостроительных заводов стали выходить машины на 550-мм, так называемых, "траках улучшенной проходимости". А чуть позже появились 500-мм гусеничные звенья, отличавшиеся отстутствием дополнительных "полок" по краям звена. Рабочая повенрхность новых звеньев получила развитое рифление, что привело к большей прочности при той же массе изделия. Разумеется, развитые "рифли" позволили улучшить сцепление с грунтом. А вот его "укорачивание" произошло от того, что масса танка Т-34 уже выкатывалась за 31 тонну, при расчётных 25 тоннах. Весной 1942 года 500-мм трак с рифленой "вафельной» поверхностью был принят к массовому производству всеми производителями, хотя некоторыми предприятиями выпускался и ранее.

Танк Т-34, оснащенные гусеничными звеньями шириной 550 мм (Завод № 112. Весна 1942г.)
Танк Т-34, оснащенные гусеничными звеньями шириной 550 мм (Завод № 112. Весна 1942г.)

6. Разрезные траки

К осени 1942-го года в работу подключается "Уралмашзавод", имевший отличный парк кузнечно-прессового оборудования. Уральские конструкторы предложили свою конструкцию холостого гусеничного звена, который изготавливался методом штамповки.

Это звено получило название "разрезной трак", так как состояло из двух полутраков.

Разрезные траки в комплекте с рабочим звеном.
Разрезные траки в комплекте с рабочим звеном.

Впрочем, изначально танки этими звеньями не укомплектовывались, поскольку УЗТМ был ориентирован на производство самоходных артиллерийских установок. Так что почти все "разрезные траки" уходили на комплектацию СУ-122 и СУ-85. И только много позднее, когда "разрезной трак" отработали на СУ-85 и отработали в производстве, после этого такими же изделиями стали комплектоваться и танки.

7. Поздние траки от завода-174

Дальнейшая эволюция гусеничного звена для танка Т-34 происходила на заводе №174 в Омске. Именно здесь конструкция трака была доведена до своего логического конца.

Это же предприятие с 1943 года становится лидером в производстве траков для Т-34 и САУ на его базе. Гусеничные звенья омского завода становятся самыми высококачественными и массовыми. Омскому же заводу принадлежит и честь отработки улучшенного пальца для соединения траков не только Т-34 и САУ на их базе, но и для других танков.

Начиная с осени 1943 г. некоторые мелкие предприятия, изготовлявшие траки для Т-34, освобождаются отданного вида продукции.

-8

Последнее же изменение конструкции траков Т-34 было внесено в начале 1945 г. д\я унификации их у танков Т-34 и Т-44.

И ещё одна характерная особенность: советские танковые механики никогда не смешивали в одной ленте гусеничные ленты разных выпусков. Немецкие механики на трофейной технике не делали различия, набирая ленты из того, что было. Они же, кстати, могли и перепутать направление гусеничных лент. поставив их "спиной вперёд".

Ну, вот, наверное и всё, что мне удалось узнать о гусеничных звеньях одной из самых легендарных машин Второй Мировой войны, и одной из самых популярных моделей в стендовом мире.

На истину в последней инстанции не претендую, потому предлагаю продолжить дискуссию в комментариях.

Всегда ваш, Fon-Kraft.

В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии. Ну, и как обещал в начале статьи: вот вам ссылки на наш модельный телеграм-чат, и не менее модельный телеграм-канал.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).