Найти тему

Разбор символизма танца-кульминации из индийского фильма «Пурнами»

Кадр из индийского фильма "Пурнами"
Кадр из индийского фильма "Пурнами"

В продолжение моих статей и разговоров о смысле и красоте индийских танцев:

1. Дэвадаси - разврат или особый вид молитвы по-индийски?..

2. Танец в индийских фильмах - передоз или святое?

3. Индийская религия и танцы - танец противоречий

4. Фильмы и книги про дэвадаси

И уже вторая моя статья, посвящённая индийскому фильму о девушке-дэвадаси современной Индии – «Пурнами»:) Просто уж очень фильм меня зацепил и вдохновил.

5. Моя статья об индийском фильме "Пурнами".

Особая кульминация танцев, любви, сюжета и истории о том, как молодая дэвадаси начинает богослужение и получает милость от бога - это финальный танец фильма "Пурнами" в храме.

Кратко поясню, что прабабушка Пурнами около 200 лет назад, в год страшной засухи, от которой не было спасения, пришла нарядная в храм местный бога Шивы и танцевала со всей душой и мольбою о даровании дождя, со всей красотой, на которую была способна, пока от усталости не рухнула замертво. Тогда польщённый её глубокой молитвой и красотой бог Шива даровал земле долгожданный и обильный дождь, люди были спасены. А девушки её рода стали танцевать в храме во время сильной засухи, моля бога Шиву даровать людям и земле жизнетворный дождь.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

В начале фильма уже 1980-е, опять случилась страшная засуха – и местный род священников вспомнил о старой родовой истории и традиции. Священник подготовил старшую дочь, но незадолго до выступления местный князь потребовал притащить незамужнюю дочь брахмана к себе в постель, чтобы поиметь и выкинуть.

Отец девушки молил не делать этого, ведь богослужение надо проводить чистой и от всей души, но властный и похотливый мужчина, зажравшийся от власти, которому наплевать было, что он оскорбит бога, одного из трёх главных индийских богов, да ещё и плевать было, сколько местных умрёт от засухи последующего голода, поставил ультиматум, чтобы накануне выступления девушку ночью привели к нему. Старшая дочь священника сбежала, не желая быть изнасилованной нелюбимом и выброшенной быть обесчещенной. Священник, помедлив, начал со страхом готовить к выступлению младшую дочь, Пурнами.

Незадолго до выступления Пурнами в эту провинцию приехал убитый горем жених старшей сестры Пурнами, из-за которого случайно и трагично умерла старшая дочь священника.

Пурнами тоже отказалась переспать с местным раджой накануне выступления.

Во время танца Пурнами раджа подослал слуг в храм, чтобы они отомстили за его неисполненное обеими девушками блудное желание – разбили стеклянные бутылки на дороге, ведущей к алтарю бога Шивы, по которой должна была в конце танца пройтись Пурнами и поднести три чаши с огнём богу. И либо Пурнами опозорится, прогневит бога и настроит против себя всех местных людей, страдающих от засухи, опозорит свой род оборвавшимся дурно богослужением, либо пойдёт босыми ногами по дороге, усыпанной стеклом, чтобы танец-богослужение не остановился.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Но жених старшей дочери священника, мучимый совестью за внезапную гибель любимой, вмешался, когда стали разбивать бутылки на пути Пурнами – и танец-богослужение стал также танцем-жертвоприношением богу Шиве. Он выбежал и внезапно лёг на пути Пурнами, перекатываясь телом по осколкам, чтобы Пурнами, не поранив босых ног и не останавливая богослужения, прошла со священным огнём к алтарю и завершила последние действия обряда.

Пурнами – обычная живая девушка, чьё сердце дрогнуло от такой истовой и глубокой религиозности, загорелось от благодарности и восхищения перед смелым молодым мужчиной, без раздумий пострадавшим, чтобы сохранить её ноги от многочисленных порезов и боли, а также чтобы её танец-богослужение злые люди не смогли остановить. Она в него влюбилась, сильно.

Вспомним историю из индийской религии: один из трёх верховных богов, Шива, влюбился в человеческую принцессу Сати, но та погибла, сгорела, чтобы защитить его честь перед отцом и людьми, и Шива, не сумевший спасти первую любовь, ругался на богов и ушёл несколько веков сидеть в пещере, без воды, без еды, без сна, без каких-либо удобств. Но реинкарнация любимой нашла его в пещере несколько столетий спустя, рискуя быть испепелённой его негодующим взгляд, раз прервала долгую медитацию и аскезу, оборвав его аскезы и даровав ему новую любовь и счастье семьи.

Сюжет фильма: старшая сестра Пурнами погибла, успев заслонить собою возлюбленного, тот, убитый горем, поехал каяться её отцу в трагичной гибели дочери и в том, что не сможет дочь закончить богослужение, а, когда Пурнами хотел искалечить местный князь, сам выбрал покалечиться – совершил сильную аскезу, да ещё и нашёл силы встать и из последних сил выкинуть богохульцев из храма. Он залюбовался танцующей младшей сестрой любимой. Завершив танец, доделав богослужение – ливанул дождь, благославляющий Пурнами и людей – Пурнами босыми ногами побежала по осколкам к спасшему её мужчине и, опустившись у его ног, коснулась его ступней – знак уважения священникам, святым или богам. Мужчина был глубоко тронут этой внезапной искренней благодарностью младшей сестры первой любви. Семейное счастье он обрёл с Пурнами, младшей сестрой первой возлюбленной.

Но это только часть символизма и ассоциаций, навевающих деталями кульминации-танца.

Расскажу и об других, тоже весьма важных и глубоких деталях и отсылках к индийской религии и традициям, но уже пересматривая танец, от деталей с первой его минуты до последних:)

Люблю пересматривать этот танец.

***

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Воззвание к богу, горят перед священниками костры со священным огнём, играют музыканты. Сложив руки как в молитве, Пурнами начинает танцевать, смотря на священный символ Шивы – лингам. Жених её старшей сестры, сидящий возле маленького брата и отца, ударяет в барабан.

Барабан – один из символов Шивы. Играя в барабан и танцуя один из трёх главных богов индуизма мог сотворять или разрушать миры.

Пурнами танцует на мандале – это цветок внутри квадрата.

Цветок по форме похож на круг, вписанный в квадрат. В буддизме круг в квадрате означает переход от материального к духовному.

Пурнами танцует на цветке – женщина как цветы жизни, как украшение храма, жизни и дома. Цветы в Индии подносят возлюбленным и богам.

Заметьте, Пурнами вначале танцует на одном из краёв цветка-круга, на одном из лепестков, не в центре! Танцуя, она передвигается по лепесткам, от цветка-круга к границам квадрата. Женщина в танце жизни и в молитве к Богу переходит от одной грани жизни и молитвы к другой, то всё больше погружаясь в духовное, то немного отступая и возвращаясь к материальному.

Перевода песни-молитвы я, к сожалению, не нашла. Но она упоминает имя бога Шивы. Жесты у неё, я полагаю, каждый несёт особый смысл, как и все жесты в классическом индийском танце и религии. Но, к сожалению, самого смысла жестов в танцах я не изучала, лишь по словам и позам танцоров иногда угадывала несколько сцен из известных мифических сюжетов. К сожалению, моего уровня познания индийской культуры, религии и мировоззрения хватает лишь на рассказ об внешних деталях танца и окружения. Извиняюсь и мечтаю, что в мою статью боги приведут настоящего знатока смысла жестов мудр и асан.

Итак, далее о том, что усмотрела лично я.

Танцуя, Пурнами славит одно из имён бога Шивы – Шанкара – одна из форм разгневанного, несущего разрушение Шивы – разрушающего преграды-оковы иллюзий материалистичного ума и проистекающих из этого страданий.

Кадр из индийского фильма "Пурнами"
Кадр из индийского фильма "Пурнами"

Танцуя, Пурнами начинает заходить и в центр круга-цветка и снова отходить, перемещаясь, по разным лепесткам. Она всё чаще танцует в центре или у центра цветка-круга. Женщина и душа в своей жизни и молитве приблизилась к центру всего сущего, центру жизни и молитвы, но пока ещё продолжает отходить от центра и приближаться к нему. Душа ещё не полностью осознала себя душой, женщина ещё не полностью распустилась как цветок, религиозная дочь священника ещё отвлекается внутренне, ещё не полностью погружена в центр духовного и молитвы, но, она уже молится! Она уже танцует танец жизни и красоты! В этом кульминационном танце Пурнами и как верующая подошла уже близко-близко к Богу, и как женщина подошла к центру женской жизни, к расцвету женской красоты. Женщина как цветок и украшение жизни подносит свой танец, цветы своей души любимому Богу.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Внезапно пугающая музыка, рога и раковин – звуков начала битвы, из ночной темноты, из чащи лесной выходит разгневанный раджа с его слугами, требовательно указывает рукой вперёд. Покуда у Пурнами мысли о душе, жизни, храме, искусстве, у немолодого раджи средних лет – преобладают инстинкты природные, звериные, он из мрака выползает на границу света, к храму. Он бы мог выйти из темноты и бездны своей души и пороков на свет в этот миг, чтобы помолиться, но… своих прислужников раджа отправляет в храм, чтобы оборвать богослужение и искалечить Пурнами или страшно опозорить её за отказ блудить с ним.

Кадр из индийского фильма "Пурнами"
Кадр из индийского фильма "Пурнами"

Интересно, что в миг подхода к храму раджа выходит из темноты на свет, он смотрит в сторону света, но самого храма и верующих в кадре не видно! Его душа видит свет от красоты, молодости, искусства и молитвы Пурнами, но самого храма этот мужчина не видит. Он сам не входит в храм, а отправляет туда слуг мешать. Слуги ныряют в воду. К краю молящейся толпы подходит мужчина, прячущий под рубашкой пистолет.

Верующие славят Шиву по известному его имени Махадэв – «великий Бог», «Бог, превосходящий многих».

Из-под ворота рубашки жениха старшей сестры Пурнами вылезает медальон золотой или позолоченный, с изображением змеи.

Змея – ещё один из символов бога Шивы. Вроде бы ему его подарила возлюбленная первая. Но, честно, не все детали сюжета помню. Может, просто как священный символ. Сжав медальон со змеёй в кулаке, мужчина целует кулак.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Порыв ветра раздувает его волосы, он оборачивается, смотрит на танцующую Пурнами. Вспоминаем Шиву, ушедшего в многолетнюю аскезу в храм, где сидел в одной позе неподвижно с закрытыми глазами. Стрела Камадэва – и он в первый раз за много лет открыл глаза, увидев перед собой реинкарнацию Сати – Парвати.

Увидев танцующую с пылом Пурнами, мужчина растерян, опускает взгляд.

-9

Пурнами поёт. Я разобрала слова «сати» и «агни». Возможно сати – та самая первая любовь Шивы погибшая Сати, а агни – это огонь. Или как символ страсти и плотских желаний, или как символ священного огня.

Мужчина отворачивается от танцующей девушки. Шива вообще-то, очнувшись от стрелы любовной Камадэва и от явления возле него какой-то нахалки, тоже не в восторге был. Он с этой девушкой говорить не хотел. У него была уже возлюбленная Сати, а потом только аскеза и страдание.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Пурнами через несколько мгновений напевает имя богини Ади Шакти – это символ божественной женской энергии, энергии, пронизывающей всю вселенную. Ади Шакти и вводит в иллюзию даже умы мудрецов и богов, и дарует освобождение.

Шакти – вселенская безграничная божественная энергия, которая пробуждает энергию творения в сознании бога Шивы и в мужском сознании. Шакти неразрывно связана с богом Шивой. Шакти – мать-природа, душа.

Кадр из фильма "Пурнами"
Кадр из фильма "Пурнами"

Итак, мужчина открыл глаза и обнаружил женщину красивую, более того, в божественной женской ипостаси. Мужчина потрясён тем, что Пурнами сияет в молитвенном экстазе, и как верующая, и как дэвадаси, и просто как красивая женщина-танцовщица.

Продолжение танца, символизма, красоты и любви последует...

Вот здесь.