Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Откуда на станции Куженкино появилась "избушка" путевого обходчика и правда ли что её взяли и перенесли за 200 км?

Доброго времени суток мои уважаемые подписчики и всем тем, кто решил заглянуть сегодня к нам на огонёк в преддверии уже уходящего 2023 года!

Девятого декабря на станции Куженкино, что находится в Тверской области на заповедной Бологое-Полоцкой дороге, состоялось торжественное мероприятие, связанное с открытием нового натурного образца в составе экспозиции железнодорожного музейного комплекса под открытым небом "Старинная станция". Им стал типовой дом путевого обходчика.

Станция Куженкино, декабрь 2023 года. Фото: Алексей Алексеев
Станция Куженкино, декабрь 2023 года. Фото: Алексей Алексеев

Домик представляет собой незамысловатую, но при этом очень выразительную деревянную "избушку" площадью, если быть абсолютно точным, 6,16 кв. саж., согласно чертежам из "Альбома о строительстве Бологое-Полоцкой дороге 1902-1906гг.", выполненную в характерном "дачном" стиле русского модерна в лучших традициях дореволюционной служебной архитектуры. Без сомнения, сторожевой дом отлично дополнил уникальную уличную экспозицию станции Куженкино.

Станция Куженкино, декабрь 2023 года. Фото: Алексей Алексеев
Станция Куженкино, декабрь 2023 года. Фото: Алексей Алексеев

Для начала неплохо бы упомянуть для непосвященных читателей о том, кто же такие путевые обходчики?

Путевые обходчики это линейные работники службы пути, которые появились ещё в 19 веке на заре становления железных дорог, в обязанности которых входил профилактический осмотр пути на своём участке (как правило, 4–8 километров) с целью выявления возможных дефектов во время служебного обхода и проведение мелких работ по текущему содержанию пути, такие например как: подбивка костылей, затяжка ослабнувших болтовых соединений, покос травы, покраска километровых и пикетных столбиков, прочистка сточных канав, а также ограждение опасного места и подача сигнала остановки поезда в случае возникновения угрозы безопасности движения.

Путевой обходчик, изображённый на одном из плакатов по охране труда времён МПС СССР
Путевой обходчик, изображённый на одном из плакатов по охране труда времён МПС СССР

Стиль жизни обходчиков пути был почти крестьянским (с той лишь разницей, что с путеобходчиком расплачивались не трудоднями, а зарплатой) и проходил зачастую вдали от цивилизации в самой глуши какого-нибудь отдалённого перегона.

Сторожевой дом и службы при линейных постройках из "Альбома о строительстве Бологое-Полоцкой дороге 1902-1906гг."
Сторожевой дом и службы при линейных постройках из "Альбома о строительстве Бологое-Полоцкой дороге 1902-1906гг."

С рассказа о путевых обходчиках в 2019 начиналось развитие канала "Заповедная магистраль", желающие переходите по ссылке, где вы сможете подробно ознакомиться с их служебными обязанностями и житейским бытом, ну а мы пойдём дальше.

Сторожевой дом на 210 км Бологое-Полоцкой дороги (перегон Андреаполь-Мартисово), 1960-е. Фото из личного архива автора канала
Сторожевой дом на 210 км Бологое-Полоцкой дороги (перегон Андреаполь-Мартисово), 1960-е. Фото из личного архива автора канала

Шло время, а вместе с ним и технический прогресс не стоял на месте, шагая усиленными темпами вперёд, в том числе и на железной дороге. В 1960-х, с развитием и внедрением путевых машин, заменой старого пути уложенного на деревянных шпалах на железобетонные, распоряжением тогдашнего министра путей сообщения СССР Б.П. Бещева, существовавшая на тот момент времени уже более века на железной дороге профессия путевого обходчика, была упразднена и заменена монтёром пути.

Монтёры пути с сигналистом проводят работы по текущему содержанию пути на 68 км Бологое-Полоцкой дороги, перегон Фирово-Горовастица (сегодня Фирово-Осташков). Фото из личного архива автора канала
Монтёры пути с сигналистом проводят работы по текущему содержанию пути на 68 км Бологое-Полоцкой дороги, перегон Фирово-Горовастица (сегодня Фирово-Осташков). Фото из личного архива автора канала

В железнодорожных кругах потом ещё долго не затихали споры о том, что решение министра возможно было поспешным и преждевременным, нельзя было вот так в одночасье взять, да и оставить путь без постоянного присмотра. Так или иначе путевые обходчики были упразднены, а раскиданные через равные определенные промежутки на перегонах их будки остались пустовать, поскольку характер работы монтёров пути уже не требовал непосредственного патриархального проживания на перегоне для контроля состояния пути, как это было во времена путевых обходчиков.

Покинутый сторожевой дом на участке Бологое-Осташков, 1984 год.
Покинутый сторожевой дом на участке Бологое-Осташков, 1984 год.
"Отлично помню старые, первозданные будки обходчиков — стояли они на полянах у полотна вдоль дороги одна за одной, абсолютно одинаковые, из розового кирпича, с садочками и стандартными витыми оградками, как декорации детского сказочного спектакля. Ночью, бывало, мелькают эти будки за окном электровоза полузаметными застенчивыми пятнами абажуров и жёлтых ламп в узких окошках почти на каждом километре, дружным рядком идут справа по ходу движения от Москвы на Питер — ныне их почти вовсе нет, брошены, разрушены, растасканы на кирпич. Мы, бывало, вздыхали по каждой порушенной, проезжая, пока не сбились со счета потерь. Смотрелись они неброско — а ведь совсем не того облика стала дорога, утратив их…"
А.Б. Вульфов отрывок из книги "Повседневная жизнь российских железных дорог".

Стоит отметить, что от Бологого до Полоцка на 450 вёрст согласно данным из отчёта о постройки дороги было сооружено ни много, ни мало 290 вот таких сторожевых, или, иначе, линейных путевых зданий (ЛПЗ), а в просторечии "сторожек".

Чертёж типового сторожевого домика Бологое-Полоцкой дороги
Чертёж типового сторожевого домика Бологое-Полоцкой дороги

До нашего времени из внушительной цифры в 290 сторожевых домов дожили единицы. Снятые с баланса сторожевые будки со временем приходили в полную негодность и повсеместно сносились. Облик дороги постепенно пустел без них, становился скучным, довольно обыденным и безликим.

Покинутый сторожевой дом на 9 км Бологое-Полоцкой линии (перегон Бологое-2-Куженкино), осень 2016 года. Фото: Денис Доронин
Покинутый сторожевой дом на 9 км Бологое-Полоцкой линии (перегон Бологое-2-Куженкино), осень 2016 года. Фото: Денис Доронин

Идея сохранить для потомков хотя бы частичку этой дороги в общедоступном виде в составе музейной экспозиции в Куженкино не покидала председателя ВОЛЖД Алексея Борисовича Вульфова. В связи с этим было принято решение осмотреть все оставшиеся покинутые на начало 2023 года ЛПЗ на перегонах и перенести один из них в Куженкино.

Тут недавно в комментариях на канале в одной из публикаций меня спросили, не преувеличивают ли СМИ говоря о том, что сторожевой домик для экспозиции в Куженкино был перенесён за 200 км отсюда и как собственно такое возможно?

Отвечаю нет, нисколько абсолютно не преувеличивают. Сруб сторожевого дома с элементами декора в Куженкино, которое находится на 24 км Бологое-Полоцкой дороги, был аккуратно перенесён специалистами из НГЧ ржевской дистанции пути с 230 км (перегон Андреаполь-Торопец), где он стоял обветшавший и покинутый его жителями на краю опушки леса возле переезда несколько лет.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Вот это самое место на 230 км летом 2023 года уже после того, как домик полностью разобрали по брёвнам и увезли.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

С этим местом связана одна из моих публикаций о покинутой полуказарме на соседнем 231 км.

С апреля 2023 года и до поздней осени началась трудоёмкая операция по переносу и реконструкции сторожевого дома на станции Куженкино, которая заняла примерно полгода.

Апрель 2023 года. Фото: Алексей Алексеев
Апрель 2023 года. Фото: Алексей Алексеев

Работа кипела всё лето, специалисты из НГЧ буквально не покладали рук, кропотливо изучая чертежи и работая над реконструкцией перенесённого домика.

К октябрю внешние как черновые, так и отделочные работы были полностью завершены. Автор канала довольно часто в служебных поездках проезжает через эти места, и поэтому имел возможность во время стоянок на скрещении поездов сделать для вас вот такой фотоотчёт во времени.

С наполнением интерьера домика активно помогали местные жители из Куженкина и Бологого.

Внутреннее убранство воссозданного домика путевого обходчика в Куженкино. Фото: Екатерина Прохоренкова
Внутреннее убранство воссозданного домика путевого обходчика в Куженкино. Фото: Екатерина Прохоренкова

Обстановка внутри домика воссоздавалась в том числе и на основе воспоминаний одного из ветеранов, который трудился путевым обходчиком.

Печь — неотъемлемый атрибут житейского быта сторожки, которая располагается в центре помещения для наилучшего отопления и условно разделяет его на несколько зон: прихожая, кухня, рабочий кабинет и спальня. Фото: Екатерина Прохоренкова
Печь — неотъемлемый атрибут житейского быта сторожки, которая располагается в центре помещения для наилучшего отопления и условно разделяет его на несколько зон: прихожая, кухня, рабочий кабинет и спальня. Фото: Екатерина Прохоренкова

Несмотря на кажущиеся скромные размеры снаружи, внутри дом сторожевого обходчика ощущается довольно просторным, имеет высокий потолок и большие "вокзальные" окна. Он разделён на сени и основную часть, в которой по центру располагается варочно-отопительная печь, причём не бутафорская, а самая настоящая. Автору канала доводилось однажды по осени даже понаблюдать за её растопкой.

Алексей Вульфов лично проводит экскурсию для детей в домике путевого обходчика в Куженкино. Фото: Екатерина Прохоренкова
Алексей Вульфов лично проводит экскурсию для детей в домике путевого обходчика в Куженкино. Фото: Екатерина Прохоренкова

Прототипом воссозданного в Куженкино сторожевого домика послужило аналогичное здание, которое находилось в глуши заповедной Бологое-Полоцкой на 71 км (перегон Фирово-Горовастица) и в силу своей удалённости долгое время сохраняло нетронутым свой первозданный аутентичный облик.

Домик путевого обходчика на 71 км Бологое-Полоцкой дороги, февраль 2015. Фото: Алексей Алексеев
Домик путевого обходчика на 71 км Бологое-Полоцкой дороги, февраль 2015. Фото: Алексей Алексеев

Однако, после того как в результате акта вандализма совершенного примерно в 2019-2020 году оно лишилось железа с кровли сторожка очень быстро обветшала и пришла в полную негодность. Поэтому пусть вас в этой истории не смущает табличка с указанием километра "71" под кровлей реконструированного здания, она является лишь данью сохранения памяти одного из последних остававшихся нетронутыми подобных зданий, относящихся именно к этому участку дороги Бологое-Осташков.

Осмотреть экспозицию "Старинная станция" в Куженкино могут бесплатно все желающие, в том числе и внутри каждое здание, по субботам о воскресеньям в составе экскурсии во время стоянки ретро-поезда "Селигер" с 09:50 до 10:20, либо самостоятельно добравшись до места на своём автомобиле, свернув с трассы М10 по указателю.

-20