"По выходным ходил в обходы и поезда пускал я на проходы"
...Днём и ночью, в холод и в жару, в проливной дождь и в засуху, в осенний ветер и весеннюю распутицу выдвигается в обход пути человек в рыжем жилете и в форменной фуражке. На плечо он кладёт длинный молоток и гаечный ключ. И отправляется вдаль перегона по шпалам. Увидит ослабший костыль, которым рельс прибит к шпале, - подобьёт парой точных ударов молотка. Заметит хотя бы чуть разболтавшийся стык - затянет гайку ключом. Сколько таким вот образом было выявлено острых дефектов, сколько предотвращено крушений и аварий!
В случае обнаружения опасности (например, лопнувшего рельса) обходчик выхватывает красный красный флаг (ночью красный фонарь) и бежит с ним в сторону приближающегося поезда, а на рельсы кладёт три петарды, чтобы дать машинисту сигнал об остановке поезда. Если же всё хорошо, обходчик встречал приближающийся поезд, вытянув руку с жёлтым свёрнутым флажком. Почему именно свернутым, возможно спросите вы, а не развернутым? Развёрнутый жёлтый флаг это сигнал к уменьшению скорости. А вот если флажок свернул путевой обходчик, значит он сделал это сознательно и отдает себе в этом отчет, подавая тем самым сигнал - путь свободен, можешь себе поезд бежать дальше.
Стиль жизни путевых обходчиков был почти крестьянским. Он обеспечивался жильём в самой глуши на перегоне, а также материалом для его ремонта и покраски. И до сир пор, глядя в окно поезда, прямо посреди леса на перегоне пассажиры видят эти одиноко стоящие отрешённые домики. Зачастую полностью заброшенные, покосившиеся, с облупившейся краской и пустыми оконными глазницами. При этом невзначай, глубоко погрузивший под стук колес в свои мысли, иногда задаются вопросом - откуда они здесь взялись и почему теперь пустуют?
Дальняя сторожка на краю пути
Это и есть те самые сторожевые дома (дома путевых обходчиков) в которых когда-то жили путевые обходчики. Деревянные типовые путейские дома на Бологое-Полоцкой линии, разбросанные на перегонах, мало чем напоминали крестьянские избы прошлых столетий. Они были в основном квартирного типа, без русской печки, горницы и резных наличников. Хотя архитектура при этом выглядела очень самобытно и красиво. Резной узор из досок вдоль всего здания, изящный фронтон под кровлей, вытянутые оконные рамы в проёмах. Вместо русской печи в них имелась простая каменная печь.
Один из таких домов путевого обходчика неплохо сохранился до настоящего времени на 71 км дистанции пути в силу своей труднодоступности, в районе бывшей станции Горовастица.
Как правило хозяйство путевого обходчика было снабжено штакетником, скамьями, колодцем, небольшим огородом, погребом, яблоневым садиком аккуратно высаженным перед домом, а иногда даже коровником и ледником. Обходчики непременно имели домашний скот и птицу. Благо, травы коси сколько хочешь по откосам вдоль пути.
Обогревались жилые путевые здания далеко не всегда хорошо - тепла печи порой не хватало, и поэтому стены и углы в таком доме иногда бывали сырыми от конденсата. Провизию к самым глухим сторожкам подвозили на путейской дрезине или останавливался поезд с вагоном-лавкой. Закупали семьи обходчиков продукты мешками, потому что никакого магазина поблизости не было. За каждой мелочью приходилось далеко добираться.
Заготавливали сено, растили картошку, пололи грядки. Воду брали из колодцев - чистейшую (колодцы им копала при постройке железная дорога). На Бологое-Полоцкой согласно данным из Пояснительной записки к отчету о постройке линии значатся ни много ни мало 367 сооруженных колодцев на линии!
В каждом жилом путейском здании стоял служебный телефон, и оно имело номер по тому или иному километру (версте), на котором стояло.
Внимательные читатели и подписчики нашего канала "Заповедная магистраль" могли подметить, что логотипом канала служит типичная для прошлых времён картина, на которой путевой обходчик с жёлтым свёрнутым флажком у своей сторожки встречает паровоз серии Л с грузовым поездом.
Надо сказать, что во времена обходчиков путь представлял собой образец аккуратности и порядка. Словно не путейцы, а парикмахеры какие-то его содержали. Всё ухожено, откосы выкошены, полотно выровнено "на пробор". Каждый пикетный столбик покрашен, понизу оконтурен по кругу, выложена звездочка из кирпича, цифры разборчиво прорисованы свежей краской. Сигнальные знаки - яркие, нарядные - чинно висят под навесами возле путейских казарм и сараев.
Тем не менее после ухода с горизонта перегонов казавшегося вечным силуэта путевого обходчика с гаечным ключом и молотком состояние пути, а лучше сказать - его содержание, конечно, не улучшилось. Смотрите и оценивайте всё сами на фото ниже.
Куда же исчезли путевые обходчики?
Времена менялись. Однажды на путевых обходчиков ополчился весьма прогрессивный по результатам своей деятельности министр путей сообщения СССР Б.П. Бещев (на посту министра был в 1948-1977 годах):
"Как ни поеду с объездом, всё они в стороне от пути со своими флажками стоят и ничего не делают".
Опытные командиры-путейцы тех лет (конец 1950-х годов), суровые профессионалы с огромным военным опытом строительства и восстановления путей, пытались урезонить министра, доказывая ему обратное и нужность этой профессии.
Но министр был неумолим: к концу 1960-х годов профессия путевого обходчика, имевшая столь же почтенный возраст, как и ж.д. транспорт, полностью прекратила своё существование и была заменена профессией монтера пути. Прав ли был министр?
Стоит сказать, что профессия путевого обходчика отжила своё уже к тому времени вместе с балластным песком, деревянными шпалами и костылями. Её вытеснил неумолимо идущий вперёд, в том числе и на железной дороге, научно-технический прогресс. Внедрение технологии укладки бесстыкового пути, различных современных путевых машин, замена песчаного балласта щебнем, а деревянных шпал железобетонными сделали ненужной эту профессию на транспорте. Точно также как профессии главного и хвостового кондуктора, кочегара на локомотиве, шлакоуборщика, круговоротчика на паровозном кругу, стрелочника на путях с централизованными стрелочными переводами или водолива. Выходит, недаром министр, вовремя предугадавший это, ополчился на путевых обходчиков...
В начале ХХI века на сети российских железных дорог осталось не более 25% служебного жилого фонда, построенного до революции. Огромное количество казарм и будок путевых обходчиков после того, как их обитатели покинули родные места или просто умерли, было растаскано на доски, кирпич и металл с кровли. Железная дорога потеряла очень, очень многое из своего исконного исторического облика.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
При подготовке статьи были использованы материалы из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог".