Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Узнал историю покинутой полуказармы в глуши перегона Бологое-Полоцкой ЖД. Расскажу как здесь раньше жили люди и чем занимались

Здравствуйте, мои уважаемые новые читатели и старые преданные подписчики моего канала. Возвращаю "Заповедную магистраль" после длительного перерыва к печатной жизни и предлагаю вашему вниманию очередную публикацию о жизни в глуши одного из перегонов линии Бологое-Полоцк, которую мне поведал один из бывших жителей этих мест. Также хочу отметить, что у меня есть в Instagram личная страничка, насыщенная яркими живыми снимками и короткими видео зарисовками, во многом посвящённые заповедным магистралям, поездам, быту локомотивщиков и их повседневным трудовым будням. Добавляйтесь, всем буду рад и подпишусь в ответ. Проезжая по Бологое-Полоцкой дороге на пригородном поезде сообщением Великие Луки - Осташков (или встречном), можно периодически из его окна наблюдать мелькающие по разным сторонам по ходу движения то справа, то слева разбросанные на перегонах различные линейно путевые здания (ЛПЗ): сторожевые дома, будки стрелочных постов, типовые путейские казармы и полуказармы. Этим деревянны

Здравствуйте, мои уважаемые новые читатели и старые преданные подписчики моего канала. Возвращаю "Заповедную магистраль" после длительного перерыва к печатной жизни и предлагаю вашему вниманию очередную публикацию о жизни в глуши одного из перегонов линии Бологое-Полоцк, которую мне поведал один из бывших жителей этих мест.

Также хочу отметить, что у меня есть в Instagram личная страничка, насыщенная яркими живыми снимками и короткими видео зарисовками, во многом посвящённые заповедным магистралям, поездам, быту локомотивщиков и их повседневным трудовым будням. Добавляйтесь, всем буду рад и подпишусь в ответ.

Проезжая по Бологое-Полоцкой дороге на пригородном поезде сообщением Великие Луки - Осташков (или встречном), можно периодически из его окна наблюдать мелькающие по разным сторонам по ходу движения то справа, то слева разбросанные на перегонах различные линейно путевые здания (ЛПЗ): сторожевые дома, будки стрелочных постов, типовые путейские казармы и полуказармы.

Хорошо сохранившаяся жилая путейская казарма на 106 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Осташков ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев
Хорошо сохранившаяся жилая путейская казарма на 106 км Бологое-Полоцкой линии, перегон Фирово-Осташков ОКТ ЖД. Фото: Алексей Алексеев

Этим деревянным постройкам, являющихся ровесниками стратегической железной дороги Бологое-Полоцк-Седлец, я подчеркну, исполнилось вот уже более ста лет! Одни из них выглядят ещё вполне прилично, обжиты своими владельцами и очень мило смотрятся на фоне живописной опушки леса или же на самом краю непроходимого топкого болота, гармонично дополняя и идеально вписываясь в придорожный пейзаж линии. А другие, как например вот эта, к большому сожалению, уже давно по разным причинам оказались полностью заброшенными и покинутыми своими обитателями.

"Покинутый мир". Заброшенная типовая путейская полуказарма на 231 км в глуши перегона неподалеку от станции Торопец. Фото: Алексей Алексеев
"Покинутый мир". Заброшенная типовая путейская полуказарма на 231 км в глуши перегона неподалеку от станции Торопец. Фото: Алексей Алексеев

Вот, например, как эта типовая полуказарма, зияющая безжизненными глазницами выбитых оконных проёмов, расположенная на 231 км перегона Андреаполь-Торопец Октябрьской ЖД в Тверской области. Интересен тот факт, что снятый режиссёром А.Б. Вульфовым к 160-летию российских железных дорог художественно-документальный кинофильм "Бологое-Полоцкая", начинается кадром бегущего паровоза серии Л на фоне именно этой полукзармы на 231 км.

-4

Среди архивных снимков Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) нашлось даже одно неплохое фото этого же места, сделанное примерно в начале нулевых.

Фото из архива ВОЛЖД
Фото из архива ВОЛЖД
"В каждом жилом путейском здании стоял служебный телефон, и оно имело номер по тому или иному километру или версте, на которой стояло. Например, жилой двухквартирный дом официально мог называться так «Полуказарма 231-й километр». Стало быть, под кровлей будет на жестяной табличке выведена цифра: 231".
А.Б. Вульфов "Повседневная жизнь российских железных дорог"

Типовая путейская полуказарма Бологое-Полоцкой линии имеет общую площадь 26,04 кв. саж. (справка из Википедии: в метрической системе квадратная сажень составляет 4,55 м. кв.).

-6

Предназначались вот такие полуказармы для проживания рабочей артели на период строительства железной дороги, а затем передавались на баланс дороги для размещения в них путейских бригад, обслуживающих данную линию.

-7

Всего от Бологое до Полоцка, согласно дореволюционной Пояснительной записке к Отчету о постройке железнодорожной линии, было возведено 78 зданий подобного типа. Располагались они преимущественно справа по ходу движения из Бологое на Полоцк.

-8

Степанов Дмитрий, бывший обитатель этой полуказармы, увидев мои снимки данного здания в Instagram, первым решил сам мне написать и затем по моей просьбе рассказал в деталях свою личную историю жизни в этом домике, отрешённо стоящем в глуши перегона на лесной опушке, и даже прислал некоторые свои фото из семейного альбома.

Он поведал мне о том, что полуказарма досталась его отцу, который работал бригадиром в ПЧ (путевая часть), от Министерства путей сообщения (МПС) в безвозмездное пользование где-то в 1999 году. А уже в начале 2000 года семья, состоящей из восьми человек, заселилась обживать 231 километр.

Фото из семейного архива Степанова Дмитрия
Фото из семейного архива Степанова Дмитрия

Дмитрий рассказал, что позднее его мама даже уговаривала отца приватизировать жильё, но это оказалось к тому моменту сделать уже невозможно, поскольку полуказарма была списана с баланса компании ОАО "РЖД" (18 сентября 2003 года было образовано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), которому в следующем 2004 году были переданы функции упраздненного Министерства путей сообщения. Снести здание тоже не могли, так как туда на перегон было невозможно подогнать тяжелую технику.

Фото из семейного архива Степанова Дмитрия
Фото из семейного архива Степанова Дмитрия

Так и осталась бывшая путейская казарма в частном ведении этой семьи. Жили, вспоминает с ностальгией Дмитрий, хорошо. Всегда знали во сколько пройдёт пассажирский поезд возле нашего дома, а когда примерно ждать грузовой. При доме было целое подсобное хозяйство: свинья, козы, гуси и куры. Благо, травы коси сколько хочешь. Заготавливали на зиму сено, пололи грядки, картошку растили. Воду брали из колодца — чистейшую. А летом, если тот пересыхал, то из родника — ключевую студёную. А также была собака по кличке Чат и кот по кличке Ёжик, который очень любил картофельные очистки.

Фото из семейного архива Степанова Дмитрия
Фото из семейного архива Степанова Дмитрия

В доме имелось 4 печки: 2 обычные прямоугольные и 2 круглых утермарковских в металлическом футляре.

Фото из семейного архива Степанова Дмитрия
Фото из семейного архива Степанова Дмитрия

Поэтому в нём всегда было очень тепло и уютно зимой в любой мороз, несмотря на высокие потолки. Да и сама полуказарма была построена на совесть, что называется "с умом", поэтому и теплопотерь почти нигде не было. С дровами проблем тоже никогда не было — лес кругом всё-таки. Печь обычно топила мама или папа в её отсутствие. А затем, когда мама поехала рожать сестру Варвару, Дима и сам потом научился топить печки в доме. Во всём старался помогать отцу по хозяйству.

Летом любили собирать грибы и ягоды, но не прямо возле своего дома в лесу. Приходилось ездить на мопедах далеко за несколько километров от него. На 212 км ходили за лисичками.

Местность в районе 212 км из-за характерного пейзажа, открывающегося с железнодорожной насыпи на высоком холме, местные жители прозвали "Маленькой Швейцарией". Фото: Алексей Алексеев
Местность в районе 212 км из-за характерного пейзажа, открывающегося с железнодорожной насыпи на высоком холме, местные жители прозвали "Маленькой Швейцарией". Фото: Алексей Алексеев

В Грядцы ездили за черникой, в Мартисово на 217 км за малиной и клюквой. Там кстати моя бабушка жила. Большие заплечные корзины из металлической сетки и пластиковой ленты отец делал для походов в лес.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

В школу и в магазин за продуктами ходили пешком километра за два напрямик через лес или шли вдоль железке в деревню Новотроицкое. Потом стало полегче, в нашей семье появились мопеды, а затем и машина. Отец для её ремонта специально сколотил даже эстакаду из старых деревянных шпал. Нелегка кончено же доля людей, живущих в лесной глухомани. Но было в такой жизни и немалое преимущество: шла она на свежем воздухе, в абсолютной тишине и пространственном покое. Простучит привычно колёсами утренний пригородный поезд из Великих Лук и снова воцарится кругом тишина вековая — от поезда до поезда…

Я спросил Диму чем они занимались долгими зимними вечерами, не приходилось ли вам скучать? Нет, ответил он мне. Вспоминает как вместе с отцом в мастерской всё время пропадали, а сёстры в это время маме помогали по дому убираться и на кухне готовить.

Фото из семейного архива Степанова Дмитрия
Фото из семейного архива Степанова Дмитрия

Из развлечений: катались с насыпи на санках, прыгали с моста, что был у бывшего стрелочного поста, там недалеко от казармы был красный домик, там тоже играли.

Фото из семейного архива Степанова Дмитрия
Фото из семейного архива Степанова Дмитрия

Особенно запомнилось Диме как классно зимой выглядел проход путевой машины струг, как она эффектно и феерично раскидывала снег от пути по обе стороны насыпи. Это было очень зрелищно наблюдать. Едет поезд, снег летит от него во все стороны и такая взвесь после его прохода стоит в воздухе, вся искрится на морозе потом ещё минут пять.

Однажды, вспоминает Дима, в огороде нашёл царскую монету 16 века, но, к сожалению, данный артефакт был где-то утерян при переезде...

А что же вынудило в итоге покинуть это жильё? - задал я Диме главный вопрос, который меня больше всего интересовал. Он мне ответил, что вместе с семьёй прожил там до сентября 2015 года, но всё же пришлось съехать, поскольку неожиданно в августе того же года дом горел. Пожар стал причиной переезда... Сегодня Димина семья проживает недалеко от того места в провинциальном Торопце, а 231 км выглядит очень уныло и, к моему глубокому огорчению, безлюдно. Никто уже здесь не выйдет на крыльцо во двор чтобы помахать рукой пробегающему поезду.

В начале XXI века на сети российских железных дорог осталось не более 25 % служебного жилого фонда, построенного до революции (на сегодняшний день эти цифры гораздо меньше). Огромное количество казарм, полуказарм и будок путевых обходчиков после того, как их обитатели покинули родные места или просто умерли, было растаскано на доски и кирпичи. Железная дорога потеряла очень многое из своего исконного исторического облика...

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!