Всем привет! Сегодня хочется разнообразить статьи на канале материалом про цвет. Попробуем узнать и рассмотреть кто и когда и что писал о цвете и его истории и происхождении, а также кратенько пройдёмся по тому, как именно и кто исследовал цвет с древних времен до наших дней. Вы готовы? Тогда погнали!
Древние времена цвета
На протяжении всей истории существования человечества, люди использовали цвет в искусстве, начиная от наскальной живописи и до сего дня. Но если в древние времена цвет скорее был частью сакрального ритуала, то сегодня мы используем цвет для огромного спектра задач. Чтобы лучше понимать, зачем и как мы используем цвет, я предлагаю окунуться в историю и пройти путь открытий вместе со мной, а по пути ты узнаешь много нового об эволюции понимания цвета человеком.
Одними из первых, кто осознанно использовал цвет в искусстве и мистических обрядах (что естественно для данного этапа развития культуры) были Древние Египтяне. Именно они заложили основу такого понятия, как художественный символ. Идею того, что для понимания смысла, вложенного в произведение искусства, необходимо глубокое понимание культуры и присущих ей символов, которые выражались в том числе и цветом. У египтян в целом была достаточно простая логика для нас, где светлые цвета символизировали всё хорошее, а тёмные цвета, напротив — низменное, плохое. Среди цветовой палитры искусства Древнего Египта самыми устойчивыми значениями обладали следующие цвета: белый, синий, желтый (золотой), зеленый, черный и красный. Так, к примеру, белый цвет применялся художниками для создания сакральных образов и воспринимался египтянами как символ обновления и чистоты. Черный цвет в египетской культуре понимался как символ возрождения из мертвых. Это был цвет различных мистерий. Я уверен, что если бы египетские жрецы и художники оставили для нас трактаты о цвете, мы бы узнали достаточно много интересного. Если обратить внимание, то канон использования цветов древних египтян явно повлиял и на европейские каноны использования палитры в искусстве.
Античный цвет
Предлагаю сделать следующую остановку в изучении цвета в Древней Греции. Здесь до нас дошли труды Аристотеля, который первым сделал попытки увековечить свои изыскания. Большая часть его мыслей о цвете собрана в трактатах «О душе», «Об ощущении и ощущаемом» и «О цвете».
Если коротко, то Аристотель считал, что цвет может быть как актуально-существующий, так и потенциально-возможный. То есть, даже когда мы не видим цвет, он все равно существует. Главным условием видения цвета является свет, потому что Аристотель определяет цвет как нечто видимое. В отличие от многих своих предшественников, Аристотель не считает свет ни некоей самостоятельной сущностью, ни истечением из тела, ни движением. Он определяет его через понятие «прозрачного» (διαφανές), под которым понимает некое пространство, среду, благодаря которой осуществляется зрительное восприятие. Прозрачное – то, что само, будучи невидимым, позволяет видеть сквозь себя другое.
«Свет есть действие (ἐνέργεια) прозрачного как прозрачного. Там же, где прозрачное имеется лишь в возможности, там тьма. Свет есть как бы цвет прозрачного, когда оно становится действительно прозрачным (ἐντελεχείᾳ διαφανές) от огня или чего-то подобного…» (Arist. De an. II, 7, 418b 9–13)
Аристотель начинал с установления различия между цветами простыми и составными, или смешанными. Простыми цвета ми он признавал три цвета: белый, чёрный и жёлтый. Эти цвета присущи стихиям. За исключением огня, все стихии белые. В трактатах Аристотеля «О душе» и «О чувственном восприятии» вода и воздух прозрачны, то есть бесцветны, а в трактате «О цветах» вода и воздух являются носителями цвета. «Земля хотя по природе и бела, но вследствие проникновения в неё окрашивающих веществ бывает многоцветной». Четвёртая стихия – огонь – имеет жёлтый цвет. «Золотистый цвет получается, когда сильно сияет сгущённый жёлтый и солнечный». Возникает вопрос: откуда же берётся третий простой цвет – чёрный? Чёрный цвет есть цвет, и не должен быть принимаем за темноту. Чёрный цвет именуется цветом, в отличие от темноты, которая не имеет цвет.
Остальные цвета – синий, фиолетовый, красный, желтый и зеленый – зависят от соотношения прозрачных и непрозрачных элементов в объекте и представляют собой разные степени модификации света темнотой и прозрачного непрозрачным. Как говорит Аристотель в «Об ощущении и ощущаемом», все остальные цвета появляются в результате смешения черного и белого. Итак, цвет появляется внутри твердого тела как модификация света. Но поскольку согласно первому и главному своему определению цвет есть нечто видимое, а внутри непрозрачного тела ничего увидеть нельзя, то цветом в собственном смысле слова можно назвать только его поверхность. Так Аристотель получает еще одно, третье по счету, определение цвета, которое гласит: цвет есть «внешний предел прозрачного в ограниченном теле».
А мы получаем представление о том, каким представляли себе цвет в эпоху Античности. Вклад Аристотеля в изучение природы света и цвета сложно переоценить. Он был одним из первых, кто пытался отделить мистическую природу света и цвета от физической. И несмотря на то, что с нашего этапа развития его попытки кажутся по-детски наивными и местами абсурдными, именно учение Аристотеля послужило основной для развития как средневековой, так и более поздней теориям цвета и света.
Цвет Средневековья
Далее на нашем пути мы рассмотрим, что происходило в Средние века. И поговорим о том, как и кто воспринимал и исследовал цвет в эту непростую эпоху. Поверьте, здесь будет интересно!
До сих пор в сознании людей существует убеждение, что Средневековье представляет собой «темные века» в истории, как в прямом, так и в переносном смысле. Удивительно, но напротив, Средневековье отличалось любовью к свету и к сияющим, ярким краскам. Один из самых авторитетных историков ХХ века Жак Ле Гофф в своей книге «Цивилизация средневекового Запада» писал:
«Хорошо известно пристрастие Средневековья к сверкающим, ярким цветам. Это был “варварский” вкус: кабошоны, которые вправляли в переплеты, блеск золота и серебра, многоцветие статуй и живописи на стенах церквей и богатых жилищ, магия витражей»
В Средние века были ярко раскрашены не только памятники искусства, но и предметы повседневного обихода, одежда, военное снаряжение, гербы, рукописи и конечно же памятники и здания. Реставраторы и искусствоведы обнаружили богатство красок архитектурных памятников Средневековья, и вместе с этим пришло осознание важности цвета и его функций в средневековом изобразительном искусстве. Важно понимать, что свет в эпоху Средневековья воспринимался как божественная сущность, практически само присутствие Бога. А цвет мог существовать только при свете, что делало яркие цвета важной частью всей христианской культуры. Несмотря на это, отношение церкви к цвету было сложным и противоречивым. С одной стороны если цвет это составная часть света, то он имеет божественное начало и его необходимо использовать максимально в убранстве церквей и храмов. Если же цвет просто материя, то от него следует открещиваться, как от всего аморального и неестественного. Естественно и среди церковных деятелей не обошлось без раскола по этому вопросу.
Одним из главных мыслителей, который занимался вопросами цвета и света был Роберт Гроссетест, живший в пероид 1175 - 1253 годов. На самом деле его изыскания распространялись гораздо шире, он был известным английским философом, который так же занимался вопросами естествознаниями, физики и оптики. Сочинения Гроссетеста, посвященные метафизике света, во многом влияли на мировоззрение образованных людей Средневековья. Гроссетест в своих измышлениях смог примирить материальное и нематериальное, объявив свет особой, первой формой материи. Эта теория отлично вписывалась как в мирские так и в церковные устои.
«Из вселенского света через последовательные разрежения и сгущения образуются астральные сферы и зоны природных элементов, а следовательно, и бесконечные оттенки цветов и механико-геометрические объемы вещей»
С публикацией своей книги De colore Гроссетест добавил много нового в восприятие цвета обществом. Как я писал выше, Гроссетест считал, что свет являл собой первичную физическую форму, наделяя пространство функцией «сияния», но не просто, а воспринимаемой в семи цветах. Гроссетест осознал, что цвета должны определяться не только в соответствии с их блеском или насыщенностью, но их яркость или белизна также играют важную роль. Гроссетест сохранил ось между белым и черным, но разместил их не на классической прямой, а под под прямым углом. Поместив семь равнозначных базовых цветов по оси между белыми (Lux clara или Albedo) и черными (Lux obscura или Nigredo), он открывает новое измерение для цветовых систем. Гроссетест представил, что Lux clara опускалась до цветов – с помощью процедуры, которую он назвал «ремиссией», и что Lux obscura поднималась к цветам – посредством «намерения». К сожалению, никто уже не узнает, какие семь цветов он поместил между белым и черным, данных не сохранилось, но это был серьезный шаг вперед по сравнению с прошлыми схемами и попытками понять как работает цвет.
Возрождение Цвета
Следом за развитием мысли, шёл и прогресс. На смену средним векам пришла эпоха Возрождения. Прогресс был заметен во всём — и в науке и в общественной мысли и, конечно же, в искусстве. Конечно же, в след за развитием мысли общественной научной, нашлись умы, которые смогли развить и теорию о цвете. В этом вопросе гораздо более продвинутым с практической стороны дела был легендарный Леонардо да Винчи. Он создал новую цветовую систему. По его теории существует 6 основных цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный. В своём трактате «О свете и тени, цвете и красках» Да Винчи писал:
«Простые цвета таковы: первый из них белый, хотя некоторые философы не причисляют ни белого ни черного к числу цветов, так как одно является причиной цветов, а другое — их лишением. Но все же, раз живописец не может без них обойтись, мы поместим их в число других и скажем, что белое в этом ряду будет первым из простых цветов, жёлтое — вторым, зелёное — третьим, синее — четвертым, красное — пятым и чёрное — шестым. Белое примем мы за свет, без которого нельзя видеть ни одного цвета: жёлтое — за землю, зелёное — за воду, синее — за воздух, красное — за огонь, чёрное — за мрак, который находится над элементом огня, так как там нет ни материи, ни плотности, где лучи солнца могли бы задерживаться и в соответствии с этим освещать».
Простыми цветами Леонардо называл те, которые нельзя составить путём смешения других цветов. Чёрное и белое он не причислял к цветам («так как одно есть мрак, а другое свет»), но считал, что в живописи они являются главными, потому что живопись состоит из света и тени.
Когда Леонардо да Винчи говорит об «основных» цветах (белый, жёлтый, зелёный, красный, синий и чёрный) и связывает их со стихиями, то это для него, скорее, ассоциации художника, чем метафизическая система, которой связь цвета со стихиями была для предыдущих поколений мыслителей. Да Винчи в своих изысканиях опирался на расположении цветов, которое представил его земляк Леон Баттиста Альберти в 1435 году.
По теории Альберти цветовая схема состоит из четырех цветов, которые образуют на доске прямоугольник — Желтый (Giallo, G), Зеленый (Verde, V), Синий (Blu, B) красный (Rosso, R), который служит основой для двойной пирамиды, на кончиках которой расположены ахроматические экстремы (как раз белый и чёрный цвета, как в схеме Гроссетеста). Цветовая схема, предложенная Альберти, можно сказать, первая попытка научного осмысления цвета, которую сделали теоретики эпохи Возрождения. Изначальной целью Леона Баттисты Альберти было создание подходящей системы для смешивания красок, обеспечивая «соотношение colorandi», как он его назвал. Он не передал нам наглядных представлений или схем своих идей, а лишь написал несколько строк на эту тему в книге 1435 года о живописи “Делла питтура”. Ниже будет иллюстрация, основанная на предложениях американского искусствоведа Чарльза Паркхерста, который помещает четыре основных цвета в замкнутую систему.
Снова черный и белые занимают свои места, причем хроматические цвета на схеме имеют одинаковое расстояние между собой. Поскольку четыре элемента Альберти должны соответствовать четырем “veri colori”, возникает вопрос с желтым цветом, который не может быть выделен подходящим образом и позже был заменен Альберти серым: красный соответствует огню, синий — воздуху, зеленый принадлежит воде и серый — земле. В случае Альберти не было четвертого первичного цвета, но среднее значение между абсолютными значениями черного и белого, и полученный серый цвет рассматривался им как цвет земли. Если реконструкция Паркхерста верна, то можно смело заявить, что Альберти был автором самого первого цветового круга. Круто, не правда ли?
Что будет дальше?
А дальше нас с вами ждёт потрясающее путешествие по истории цвета, но уже с примесью современных технологий — Исаак Ньютон с дисперсией, Иоган Гётте с психологической теорией цвета, Томас Майер, Отто Рунге и многие другие исследователи волшебного мира цвета!
Если вам понравилась статья, то пожалуйста, не забывайте также подписываться на Ютуб, Телеграм и поддерживать автора на Бусти! Каждый подписчик — это огромная радость для меня.
Спасибо за прочтение и до новых встреч с искусством!