Пока в Воронеже разгребают сугробы, Мария Мазур решилась расшифровать двойные послания Мин.культа. 6100 человек негодуют и подписывают сомнительные бумажки. А сказка о "папе Карло" не закончилась хеппиэндом. Что же творится в Воронеже, в 300 километрах от событий? И почему Михаил Бычков все еще не верит в реальность? И казалось бы, причем тут Малевич?
Что же, сначала разберемся что происходит в Воронеже. 21 ноября уволили Михаила Бычкова. Местная легенда потеряла свой авторитет в глаза министерства культуры и без объяснений причин была лишена своего главного творения. Самое интересное, что Воронежский Камерный театр, до последнего времени остававшийся камерным, был создан именно Бычковым и на протяжении 30 лет существовал без особых проблем. Теперь на обозрении всех театральных журналов и на столах работников культуры он теряет свою камерность, а вместе с тем трех ведущих артистов с создателем. Можно рассказать миф о Пигмалионе, можно в раздумиях бросаться в метафоры о "Творце" и "Сосуде", ясно, что это никак не относится к политике.
Создается петиция, 6100 человек подписываются за несогласие с решением Марии Мазур, выходит тридцать три статьи в разных театральных журналах, все негодуют.
Потом поступает инструкция к применению от руководителя министерства, видимо для того чтобы успокоить напуганных актеров. Первый правило клуба -"театр не частная собственность кого-либо из сотрудников", второе правило "коллектив должен отталкиваться от интересов своего нынешнего работодателя и зрителя". Звучит солидно, если при этом учесть, что зрительских симпатий такая трактовка точна не собрала, а 6100 человек в Воронеже почти половина "театрального" населения. Стоит ли говорить, что нынешний работодатель пока не завез фуру нынешних зрителей и интересы пока остаются прежними.
Так же наверное надо сказать, что авторский театр в России - это чудо, которое невероятным сложением обстоятельств стало государственным и не из-за хороший жизни разумеется.
Проходит время, пошел снег, новый руководитель театра осваивает свои новые владения, а из министерства культуры приходит весточка от Марии Мазур -
«Уважаемые авторы петиций, открытых писем, объявлений об увольнении и заявлений со сцены! Хотелось бы прокомментировать несколько искажённую информацию, которую вы, к сожалению, продолжаете распространять.
Например, часто упоминается, что Михаил Бычков уволен без объяснения причины. Во-первых, если говорить начистоту, переговоры с бывшим художественным руководителем на разных площадках велись примерно с февраля прошлого года. Тогда глава государственного театра фактически высказался против политики Российской Федерации, за счёт которой работал более 20 лет и на средства которой развивал Камерный театр и различные фестивали. Но за всё это время Михаил Владимирович не нашёл в себе сил признать неправоту, извиниться и изменить своё отношение к происходящим буквально в 300 км от Воронежа событиям. За этот период местные власти и жители отправили на фронт различную помощь на миллиарды рублей, наши бойцы отдали сотни жизней за свободу России, в соседних с нашей областью регионах от атак со стороны Украины погибли десятки гражданских лиц, а мнение художественного руководителя не поменялось. Он жил в мире без СВО.
Во-вторых, так уж получилось, что Михаил Владимирович сам подробно объяснил своим коллегам, почему покинул театр. В интернете силами сотрудников Камерного распространена аудиозапись прощания Бычкова с коллективом. Вот фрагмент из неё, который в комментариях не нуждается:
„Формального повода отстранять меня от должности нет. С другой стороны, мы взрослые люди и понимаем контекст, в котором живём. Несмотря на то, что увольнение происходит по статье, по которой никакого объяснения не предоставляется, — по решению учредителя. Могу сказать, что это политическое решение. Наказание за инакомыслие… Моя вина формально может быть отражена только в том, что 24 февраля 2022 года я подписал вместе с другими ведущими деятелями российского театра письмо с призывом остановить военные действия. Это было. И сегодня, к сожалению, уже три четверти из тех, кто письмо подписал, своей работы лишились. И дальше вся моя вина в том, что я не скрываю своего несогласия с тем, что делает российское государство“.
То есть для самого Михаила Владимировича нет вопроса, почему он уволен? И он рассчитывает, что театр просто начал „новую главу“. И если художественный руководитель в тот момент не играл перед своими сотрудниками, а был с ними откровенен и честен, то к чему организация всех остальных акций?
Отдельно хочу обратиться к самым опытным актёрам театра. Не вам ли сейчас надо вести коллектив, успокаивать и стараться выстроить отношения с новым руководством? Очень рассчитываю на ваш профессионализм и порядочность. Камерному — быть, я в этом не сомневаюсь ни на минуту.
Всегда готова к общению с коллективом театра.
Министр культуры Воронежской области Мария Мазур».
Точка и не слова больше. Реальности в этом ответе навалом, "новая глава" Камерного уже началась, а люди потихоньку перестают протаптывать тропинки к своему "камерному", двери уже не открыть и остается только ждать весны.
Сюжет для милой, мыльной драмы, где написанное письмо спустя 30 лет находит своего получателя, все в слезах, как же так, уже старая героиня выходит на пирс и горько машет платочкам восходящим потокам ветра.
Что же, на этот раз все друг друга поняли, с носом остался зритель, Михаил Бычков отправляется в дальнее плавание, а Мария Мазур теперь все знает и начинает "новую главу" в Воронежском театральном мире. Все как в сказке. Хеппиенд.