В Приморье не услышали президента – несмотря на его четкую позицию о запрете деприватизации, в крае продолжается процесс возвращения в госсобственность детских лагерей, санаториев и крупных предприятий. К каким последствиям может привести национализация, что может за ней скрываться и почему деприватизация убивает экономическую инициативу, в студии DEITA.RU рассказал экономист, кандидат экономических наук Максим Кривелевич.
По его словам, данный процесс не сулит ничего хорошего, правда пока о его последствиях говорить рано.
«Еще слишком рано подводить итоги, но есть немалый риск того, что под вывеской национализации будет идти передел собственности в пользу узкого круга особо доверенных лиц. И вот это подозрение, оно всю ситуацию делает достаточно прискорбной. Потому что случится это или не случится, но в любом случае такое зерно сомнения убивает экономическую инициативу у тех, кто мог бы здесь строить новые проекты», – подчеркнул экономист.
Предприниматели, по словам эксперта, боятся не столько национализации, сколько изъятия их активов в пользу других ФПГ.
«Бизнесмены понимают, что они создали компанию, знают, как ей управлять, что земля, станки и люди создавали добавочный продукт. Если же на место руководителя посадить чиновника, то это будет просто планово-убыточное непонятно что. Поэтому национализации они не боятся. Не верят в ее осмысленность. А вот перехода права собственности к другим финансово-промышленным группам они боятся очень сильно. Потому что понимают, что у них тоже есть опыт, навыки, финансовые ресурсы, связи - все, что нужно, для того чтобы бизнес продолжал оставаться прибыльным. Или как минимум оставаться прибыльным по сути, даже будучи неприбыльным по форме», – подчеркнул экономист.
Говоря о прибыли, экономист напомнил, что в истории современной России были случаи, когда некоторые компании из частных рук переходили в госкорпорации и моментально становились невыгодными, до такой степени, что начинали получать субсидии из бюджета.
«Это интересная вещь, когда частные нефтяные компании, которые платили огромные налоги, потом свои активы утеряли в пользу госкорпораций, а госкорпорации на освоение тех же самых проектов стали получать из бюджета субсидии. Очень интересно: когда это был частник, он платил миллиарды налогов, когда то же самое мероприятие реализует госкомпания, она не только не может отдать что-то в бюджет, она из бюджета должна еще получить», – отметил Максим Кривелевич.
Резюмируя, экономист подчеркнул, что национализация была бы выборочной и бесполезной, а вот передел может повторяться часто и быть выгодным для конечных бенефициаров.
«Через иллюзию деприватизации им достанутся самые прибыльные и «вкусные» предприятия. И вот это может быть по-настоящему опасным», – резюмировал эксперт.
Напомним, что в Приморском крае проходит почти массовая деприватизация детских лагерей Владивостока и его пригорода. Несколько исков уже рассматриваются в судах, один из лагерей уже вернули в собственность города. Однако денег на восстановление и содержание пока в бюджете не заложено. Следом за детскими лагерями прокуратура взялась за санатории, по крайней мере, в зоне Садгорода: одноименную здравницу намерены изъять у собственника.
Тем временем президент России Владимир Путин на полях ВЭФ-2023 во Владивостоке на вопрос по поводу деприватизации заявил, что «этого не будет».
«Игорь Викторович [Краснов] мою позицию знает», – сказал президент.