Найти тему
Живописные истории

Капитон Алексеевич Зеленцов «В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях (на верхнем этаже)», 1820/30 гг.

Первоначально Капитон Алексеевич Зеленцов (1790-1845) пошёл по стопам своего отца, поступив на государственную службу при дворе царя Александра I в Санкт-Петербурге.

С 1825 по 1830 год Зеленцов учился живописи у знаменитого художника Алексея Гавриловича Венецианова (1780-1847).

Но только после смерти отца в 1830 году, получив необходимые ему средства и, соответственно, свободу, он смог полностью посвятить себя живописи.

Зеленцов стал известен благодаря изображению таких интерьеров, как представлен внизу.

Капитон Алексеевич Зеленцов «В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях (на верхнем этаже)», 1820/30 гг.
Капитон Алексеевич Зеленцов «В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях (на верхнем этаже)», 1820/30 гг.

Мужчина в бежевом фраке сидит за столом в стиле ампир и читает книгу.

Его можно принять за staffage / стаффаж — маленькую фигурку, дополняющую пейзаж.

Он не занимает привычного места для читателя у окна.

Вместо этого он смотрит на большой портрет женщины, возможно, покойной жены или матери, который висит над софой.

Именно близость с этим человеком может быть реальным сюжетом данной картины и причиной, по которой натурщик заказал её.

-2

Судя по строгому убранству элегантной квартиры, он — зажиточный чиновник или представитель мелкого дворянства.

Любовь к неоклассицизму, проявленная в этой комнате, достигла своего расцвета в России при Александре I, между 1805 и 1820 годами.

Ярко-синий цвет стен и обивки в гостиной — она является частью анфилады — меняется на ярко-зеленый в соседней комнате, видимой за дверным проёмом с колоннами справа.

Пара колонн слева ведет в затемненный будуар.

Зеленцов показывает типичную планировку квартиры: светлые гостиные выходят на улицу, а частные покои — в сад.

Через большое окно справа на переднем плане под бледно-голубым небом виднеется красная крыша соседнего здания.

-3

Художник, кажется, был очарован эффектами перспективы, теней и отражений.

Тени, отбрасываемые приставными столиками и стульями в стиле ампир, выстроенными в ряд под окнами, образуют узор на голом полу, а большая картина «Три грации» в рамке в дальнем конце комнаты отражается в высоком зеркале справа, как и часы под ней.

Картина имеет не очень большой размер (44.5×72.3 см) и находится в Государственной Третьяковской галерее.