Найти тему
Живописные истории

«В комнате за шитьем» Фёдора Петровича Толстого, 1820-е гг.

Молодая женщина, сидящая у окна, отрывается от шитья.

Кажется, её уединение прервал кто-то вошедший через дверь, совпадающую с точкой зрения художника.

Хотя его и не видно в отражении в зеркале, находящемся рядом с девушкой.

Скромный размер комнаты позволяет предположить, что она располагалась на мансардном этаже петербургского дома, он отводился для прислуги.

«В комнате за шитьем» Фёдора Петровича Толстого, 1820-е гг. Третьяковская галерея
«В комнате за шитьем» Фёдора Петровича Толстого, 1820-е гг. Третьяковская галерея

Вид из окон – на фасад другого городского дома, расположенного через улицу. В отсутствие деревьев лишь растения в горшках за правым окном обеспечивают единственную зелень.

По обычаю того времени, вдоль стен расставлена простая мебель: небольшой комод из дерева в стиле ампир; больший комод, защищенный простой тканью в красно-зеленую полоску; и софа, обитая чёрной ворсистой тканью. Эти предметы, а также английские часы начала девятнадцатого века, должно быть, попали сюда из одной из больших комнат работодателей девушки.

Георг Фридрих Керстинг "Вышивальщица", 1811 г.
Георг Фридрих Керстинг "Вышивальщица", 1811 г.

Картину можно сравнить с «Вышивальщицей» 1811 года немецкого художника Георга Фридриха Керстинга.

В декоре комнат на картинах Толстого и Керстинга много общего — зеленоватые стены, голый пол, белые кисейные занавески, корзинка для шитья, растения в горшках за окном и мужской портрет на стене — это поразительное сходство наглядно отражает схожий вкус к стилю бидермейер в северных странах.

Несмотря на перекликающиеся мотивы, настроения произведений различаются.

Комната Керстинга, наполнена светом и созерцанием, отражает сосредоточенность натурщицы.

В интерпретации Толстого молодая женщина, которая сидит перед нами, слегка улыбаясь, создает на картине уютную домашнюю обстановку.

Следуя семейным традициям, Федор Петрович Толстой (1783-1873) изначально хотел строить карьеру в Российском императорском флоте. Однако в 1804 году всё же решился стать художником вопреки желанию родителей.

Его многочисленные увлечения включали скульптуру, дизайн медальонов, иллюстрацию, живопись маслом и акварель.