Молодая женщина, сидящая у окна, отрывается от шитья.
Кажется, её уединение прервал кто-то вошедший через дверь, совпадающую с точкой зрения художника.
Хотя его и не видно в отражении в зеркале, находящемся рядом с девушкой.
Скромный размер комнаты позволяет предположить, что она располагалась на мансардном этаже петербургского дома, он отводился для прислуги.
Вид из окон – на фасад другого городского дома, расположенного через улицу. В отсутствие деревьев лишь растения в горшках за правым окном обеспечивают единственную зелень.
По обычаю того времени, вдоль стен расставлена простая мебель: небольшой комод из дерева в стиле ампир; больший комод, защищенный простой тканью в красно-зеленую полоску; и софа, обитая чёрной ворсистой тканью. Эти предметы, а также английские часы начала девятнадцатого века, должно быть, попали сюда из одной из больших комнат работодателей девушки.
Картину можно сравнить с «Вышивальщицей» 1811 года немецкого художника Георга Фридриха Керстинга.
В декоре комнат на картинах Толстого и Керстинга много общего — зеленоватые стены, голый пол, белые кисейные занавески, корзинка для шитья, растения в горшках за окном и мужской портрет на стене — это поразительное сходство наглядно отражает схожий вкус к стилю бидермейер в северных странах.
Несмотря на перекликающиеся мотивы, настроения произведений различаются.
Комната Керстинга, наполнена светом и созерцанием, отражает сосредоточенность натурщицы.
В интерпретации Толстого молодая женщина, которая сидит перед нами, слегка улыбаясь, создает на картине уютную домашнюю обстановку.
Следуя семейным традициям, Федор Петрович Толстой (1783-1873) изначально хотел строить карьеру в Российском императорском флоте. Однако в 1804 году всё же решился стать художником вопреки желанию родителей.
Его многочисленные увлечения включали скульптуру, дизайн медальонов, иллюстрацию, живопись маслом и акварель.