Найти тему
Живописные истории

Вильгельм Бендз «Комната на Амалиегассе с братьями художника», 1829 г.

Эта картина с интерьером комнаты, наполненной светом и тишиной, — одна из лучших в этом жанре, созданных в «золотой век» датской живописи.

Брат художника Якоб Кристиан Бендз, одетый в жилетку и рубашку с длинными рукавами, облокотился на высокий письменный стол.

Его пиджак накинут на одну из петель двери.

Погруженный в свои мысли, он смотрит на стену, перед ним натюрморт в виде черепа и свечи, намекающий о том, что все мы смертны (memento mori).

Вильгельм Бендз «Комната на Амалиегассе с братьями художника», 1829 г.
Вильгельм Бендз «Комната на Амалиегассе с братьями художника», 1829 г.

После нескольких лет отсутствия Якоб Кристиан в 1829 году вернулся в Копенгаген, где устроился работать ассистентом хирурга в Королевскую больницу Фредерикса.

Это изображение с его прохладной бело-зеленой окраской стен, голыми деревянными полами, тёмной мебелью и книжными шкафами ясно намекают нам на мужской рабочий кабинет.

Мы также видим его старшего брата — Карла Людвига, который сидит на софе, читает книгу и держит перо в руке. В тот же 1829 год его назначили капитаном артиллерии — на стене висит его кивер.

На левой ноге старшего брата, на белом носке видно пятно крови.

Возможно, именно несчастный случай привел его брату-врачу.

Наряду с этой небольшой травмой, возвращение доктора в Копенгаген сблизило трёх братьев и вдохновило самого младшего, Вильгельма Бендза (1804-1832), на написание этой картины.

Следуя учению Кристоффера Вильхельма Эккерсберга (1783-1853), профессора Датской королевской академии изящных искусств, датские художники того времени сосредотачивали свое внимание на ближайшем окружении.

Интересные сюжеты для картин они находили на занятиях в академии или в собственных студиях.

Кристоффер Вильхельм Эккерсберг "Женщина перед зеркалом", 1841 г.
Кристоффер Вильхельм Эккерсберг "Женщина перед зеркалом", 1841 г.

В 1820 году Бендз стал частным учеником Эккерсберга в резиденции художника во дворце Шарлоттенборг, где он с удовольствием и успехом впитывал уроки мастера как в жанровой, так и в портретной живописи.

Вильгельм Бендз "Молодой художник (Детлеф Блунк) смотрит на эскиз через зеркало", 1826 г.
Вильгельм Бендз "Молодой художник (Детлеф Блунк) смотрит на эскиз через зеркало", 1826 г.

Какой бы пустой ни казалась комната, в ней имеется множество интересных деталей, которые, как и мебель, разнесены по разным сторонам комнаты.

Удобная мебель находится справа, рядом с зеркалом в раме, на задней стене видны смотрящие влево (параллельно профилям братьев) портреты предков без рам.

-4

Левая часть комнаты отведена для работы: книжный шкаф, высокий письменный стол, блестящий металлический чайник на подставке, чёрная студенческая фуражка и статуэтка «Стоящего дискобола», а также складной стул и доска для рисования.

-5

Предметы на полу отражают неопрятность, связанную с холостяцкой жизнью: перья, листы бумаги, винные бутылки, серебряный сосуд с горячими углями (для раскуривания трубки) рядом с софой и похожее на какой-то суккулент комнатное растение.

На картине, вероятно, запечатлена последняя встреча трех братьев, когда двое старших ещё были холостяками и наслаждались свободой.

Капитан вскоре женился (в ноябре 1829 года), а в следующем году и доктор последовал его примеру.

Самый младший из них — художник Вильгельм Бендз навсегда покинул Копенгаген в конце 1830 года.

Проведя год в Мюнхене, двадцативосьмилетний художник умер в Виченце по пути в Рим от тифа.