Найти в Дзене
Оружейникофф

Переделка старых самолетов в БПЛА – есть ли смысл?

Оглавление

Последние военные конфликты показали, что беспилотники стали весомым аргументом на поле боя, который нельзя игнорировать. Это и разведывательные дроны, и ударные БПЛА, и беспилотники-«камикадзе». И в последнее годы в разны странах пытаются переделать старые самолеты, списанные на хранение, в БПЛА.

Это хорошая идея?

Действительно, идея неплохая – зачем делать беспилотник с нуля, когда вот, есть рабочие самолеты, которые ждет распил и переплавка. Остается только «подружить» старичка с электроникой и некоторыми механическими доработками, и вот, БПЛА готов. Естественно, многого ждать от такого не приходится, однако провести разведку боем, вскрыв систему ПВО противника, они вполне пригодятся. И не особо жалко.

Помимо этого, БПЛА на базе старых самолетов могут выполнять задачи разведывательного характера, подвозить военные грузы в зону боевых действий, где высок риск сбития борта.

Таки да, идея хорошая и вполне реализуемая, причем уже немало таких БПЛА в разных странах мира.

Китайские БПЛА на базе старых самолетов

Китай уже много лет имеет на вооружении транспортный беспилотник FH-98, сделанный на базе самолета Y-5B, который является ни чем иным, как советская копия легендарного Ан-2 «Кукурузник».

Китайский беспилотный "кукурузник" FH-98
Китайский беспилотный "кукурузник" FH-98

Транспортник может поднять 1,5 тонны груза, летать на максимальной высоте 4,5 км, скорость до 180 км/ч. Дальность FH-98 1200 км. Взлетная масса БПЛА – 5250 кг. Первый полет китайский беспилотник совершил в 2018 году.

В целом транспортник получился удачным, в ходе испытаний был сброшен контейнер на парашюте в заданном квадрате. Кроме того, «китаец» может сбрасывать авиабомбы, ставить мины.

Истребитель  J-5
Истребитель J-5

Это не первая китайская переделка (и – не последняя), еще в 80-х годов там приспособили под мишени старые J-5, копии советских МиГ-17. Это радиоуправляемые аппараты Ва-5 и Ва-5i, которые используются и сейчас.

Затем начали переделывать в радио мишени и J-6, китайскую копию МиГ-19. Той же участи могут подвергнутся и J-7 и J-8II, копии МиГ-21 (правда J-8II считается «китайской разработкой», однако влияние МиГ-21 и Су-15 очевидно), что будет означать появление у китайцев неплохих сверхзвуковых беспилотников.

По некоторым данным, создание беспилотников на базе устаревших истребителей, транспортников и бомбардировщиков поставлено в Китае на поток, и уже имеются целые эскадрильи беспилотных аппаратов.

Азербайджан и беспилотный Ан-2

В ходе известного конфликта Азербайджан применил беспилотные бипланы Ан-2, доставшиеся в наследие от СССР, к тому времени их осталось около шести десятков, с почти выработанным ресурсом. Их переоборудовали в БПЛА и использовали для выявления систем ПВО, расчищая путь «Байрактарам» и штурмовикам Су-25.

Ан-2
Ан-2

По разным данным, таких БПЛА было сбито от 10 до 30 штук, но свою задачу они выполнили, заставив ПВО противника реагировать.

Один из сбитых Ан-2
Один из сбитых Ан-2

А в России – Су-57

Да, а мы все мечтаем о «супер-пупер» истребители Су-57, в том числе и о его беспилотном варианте. В СССР активно переделывали старые МиГ-15 и МиГ-21 в радиоуправляемые мишени, это было понятно и логично.

Су-57
Су-57

Ведь смысл такой переделки – ее не жалко, собьют – да и ладно, а то, что крупный беспилотник сбить легче, чем пилотируемый современный самолет – это понятно. Именно поэтому сверхтехнологичный беспилотник Су-57 будет жалко использовать.

И ведь у нас наверняка есть старые самолеты, я надеюсь еще не все сдали на металлолом. Хотя, возможно, именно поэтому таких работ и не ведется у нас, на что тогда высшие военные чины будут жить?

-7