Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Бурбоны против карлистов. «Маркес дель Дуэро»

Оглавление

Битва при Кавите 1 мая 1898
Битва при Кавите 1 мая 1898

В 1868 году Испания вступила в очередной период революций и гражданских войн. Конечно, королева Изабелла изрядно всем надоела, но начавшийся после ее свержения хаос понравился испанцам еще меньше. Нового короля сменила Первая республика, правительства менялись одно за другим. Карлисты (сторонники Дона Карлоса, обойденного ранее престолом) вели успешное наступление с севера, монархисты грызлись с республиканцами, либералы друг с другом, на Кубе шла десятилетняя война против испанских колонизаторов, а в Испании в 1873 году началось Кантональное восстание, Севилья даже объявила себя социалистической республикой.

Испанский флот оказался разделен между центральным правительством и кантоном Картахены. При этом значительные усилия в ходе Третьей карлистской войны приходилось предпринимать для блокады и обстрелов занятого карлистами гористого побережья на северо-западе страны.

На этом ТВД броненосцы и фрегаты королевы Изабеллы были слишком велики и громоздки, основная тяжесть боевых действий легла на многочисленные вооруженные пароходы. Но они тоже оказались не очень приспособленными для боевых действий, не хватало вооружения, скорости и живучести.

Необходимы были небольшие, хорошо вооруженные корабли специальной постройки для прибрежной зоны. Авизо, по действовавшей испанской терминологии.

В 1874 году испанский военно-морской министр разработал план усиления военно-морского флота для решения проблем с боевыми действиями на море в таких районах, как Бискайский залив и Средиземное море, против «карлистов». На тот момент было невозможно предсказать окончание Третьей Карлистской войны.

План министра предусматривал строительство четырех винтовых «авизо» (канонерские лодки 1-го класса). Первые два корабля, «Маркес дель Дуэро» и «Фернандо эль Католико», испанцы заказали во Франции.

Имена авизо получили в честь знаменитых испанцев.

Мануэ́ль Гутьéррес де ла Кóнча и Иригóйен ( Manuel Gutiérrez de la Concha e Irigoyen; 25 апреля 1808 — 28 июня 1874) — испанский генерал, первый маркиз дель Дуэро, брат дона Хосe Гутьерресa де ла Кончи., первый маркиз дель Дуэро, погиб в битве против карлистов при Монте-Муру 27 июня 1874 года .

Фердинанд II, известный как Фернандо эль Католико (родился 10 марта 1452 года, Сос, Арагон — умер 23 января 1516 года), король Арагона с 1479 года, король Кастилии (как Фердинанд V) с 1474 года (совместный суверен с королевой Изабеллой I до 1504 года), король Сицилии (как Фердинанд II, 1468-1516) и король Неаполя (как Фердинанд III, 1503-16).

Оба корабля имена получили в связи с недавними потерями испанцев. Первый маркиз дель Дуэро погиб в битве при Монте-Муру 27 июня 1874 года, а колесный фрегат «Фернандо эль Католико» был 19 октября 1873 года случайно протаранен броненосцем «Нуманция» во время набега эскадры картахенских кантоналистов на Валенсию. Фрегат затонул.

Кстати, начиная с Конвэя (см. ниже) повторяется ошибочное утверждение, что броненосец протаранил именно авизо. На самом деле, на 1895 год оба систершипа, «Маркес дель Дуэро» и «Фернандо эль Католико», находились в составе испанского флота, а погиб колесный фрегат, имя которого передали строящемуся авизо.

Первая пара малых крейсеров получила весьма скромную оценку от испанского Главного морского штаба, он считал новые корабли недостаточно мореходными и слабо вооруженными. Что и попытались исправить на последующих сериях испанских авизо.

По классификации они числились как канонерские лодки первого класса или авизо. В 1895 году их переклассифицировали в в канонерские лодки третьего класса.

На них возлагалась блокада портов, пресечение военной контрабанды, посыльная служба между базами испанского флота. Но в реальности кораблям пришлось в основном нести колониальную службу и воевать с американцами.

Авизо имели железный корпус с ярко выраженным носовым тараном во французском стиле и парусным вооружением типа шхуны. В носовой части размещалось 160 мм нарезное орудие и по бортам две гладкоствольные пушки.

-2
-3
-4
-5
-6
«Фернандо эль Католико»
«Фернандо эль Католико»

«Маркес дель Дуэро» Marques del Duero Forges et Chantiers de la Mediterranee, La Seyne, Франция. Заложен 20 января 1875. Спущен на воду 3 мая 1875. Завершен 1875. Введен в эксплуатацию 1875. Затонул 1 мая 1898 года в бою при Кавите; поднят военно-морскими силами США.

«Фернандо эль Католико» Fernando el Catolico Forges et Chantiers de la Mediterranee, La Seyne, Франция. Спущен на воду 1875. Завершен 1877.

Водоизмещение 492/550 тонн. Длина 157 футов 5 дюймов (47,98 м). Ширина 23 фута 6 дюймов (7,16 м). Осадка максимум 10 футов 10 дюймов (3,30 м)
Двигатели- две паровые машины, 550-600 л.с.(до 850). Движитель 2 вала. Парусное вооружение-Шхуна. 89 тонн угля (в норме). Скорость 10 (до 13) узлов. Экипаж 96-98 офицеров и рядовых
Вооружение- Нарезное дульнозарядное орудие размером 1 × 6,4 дюйма (160 мм), 2 × 4,7 дюйма (120 мм) гладкоствольных орудия «Онтория», 1 × картечница

«Фернандо эль Католико» в 1876 году получил "распределение" на Кубу.

Крейсер Королевского флота Испании "Фернандо эль Католико и Маркес дель Дуэро"
Крейсер Королевского флота Испании "Фернандо эль Католико и Маркес дель Дуэро"
«Фернандо эль Католико»
«Фернандо эль Католико»
«Фернандо эль Католико»
«Фернандо эль Католико»

«Маркес дель Дуэро» был передан испанскому флоту в Марселе. 27 июля он вышел на свое первое задание, в бухту Сан-Себастьян (север Испании, Страна Басков) для блокады, патрулирования и сторожевой службы. Он нес службу в регионе вплоть до окончания Третьей карлистской войны 27 февраля 1876 года, покинув эти воды после 5 апреля 1876 года.

29 июля 1876 года авизо оставил Испанию и направился на Филиппины, где базировался в Замбоанга в составе Южного дивизиона Азиатской эскадры.

24 июля 1880 года «Маркес дель Дуэро» направился с дружественным визитом к королям Сиама и Аннама, а также в Сингапур.

27 сентября 1895 года авизо захватил несколько пиратских судов, принадлежащих племени моро на Борнео, а затем его десант атаковал группу моро и тагалогских пиратов, убив 18 и ранив 30 из них.

К началу испано-американской войны в апреле 1898 года авизо (числился как канонерская лодка) был самым старым кораблем Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Патрисио Монтохо де Пасарона в Маниле. Корабль стоял на якоре в бухте Каньякао под защитой полуострова Кавите к востоку от мыса Сангли, Лусон, в восьми милях к юго-западу от Манила вместе с остальной испанской эскадрой.

Ранним утром 1 мая Азиатская эскадра коммодора Джорджа Дьюи атаковала обнаруженную стоянку испанских кораблей.

В результате битвы в Манильском заливе, первом крупном сражении испано-американской войны, «Маркес дель Дуэро» получил не менее пяти попаданий снарядов противника, в том числе один 8-дюймовый (203 мм) и один 6-дюймовый (152 мм), вследствие чего были повреждены ее носовая пушка, одно из бортовых орудий и одна из машин.

"Маркиз дель Дуэро" после боя при Кавите
"Маркиз дель Дуэро" после боя при Кавите

Команда затопила корабль на мелководье, надстройки оставались над водой. Спецгруппа с канонерской лодки USS Petrel поднялась на борт брошенного испанцами корабля и подожгла его в конце боя.

После войны спасательная команда военно-морского флота США подняла и отремонтировала корабль. Некоторое время он служил в ВМС США как USS P-17, но был выведен из эксплуатации и списан в 1900 году.

 «Маркес дель Дуэро»
«Маркес дель Дуэро»

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам