Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Эклектика Леонтьевского переулка, или Как усадьба Шаховских стала отелем банкира Лазаря Полякова

Оглавление

О Леонтьевском переулке я уже писал, когда гулял от Садового кольца в сторону центра вдоль Никитских улиц и с интересом заглядывал в близлежащие переулки. Длиной он всего 770 метров, но прекрасных зданий в нем предостаточно.

Можно, например, вспомнить эти два:

С недавних пор я вообще полюбил не только центральные, парадные улицы, но и такие вот тихие, прямые или извилистые, под прямыми или косыми углами расходящиеся во все стороны отростки главных дорог Старой Москвы. Говорят, в сравнительно молодых городах такой милой путаницы и таких лабиринтов нет и в помине. Москва же строилась и перестраивалась хаотично, расширяя и дробя на части бесчисленные земельные участки.

Таков и этот переулок, соединяющий Большую Никитскую с Тверской. До середины 1700-х годов он назывался Шереметьевским по имени жившего здесь боярина Шереметева, но был переименован в Леонтьевский ради другого своего знатного домовладельца – генерал-аншефа Михаила Ивановича Леонтьева, на минуточку – двоюродного дядюшки Петра Первого.

Вначале его населяли аристократы, соответственно своему статусу застраивая территорию роскошными усадьбами. Затем – купечество.

-2

И вот этот дом с изящными балкончиками и девами-кариатидами возник в самом конце переулка…

…На месте старинной усадьбы князей Шаховских

Правда, сам усадебный дом, до наших дней не дошедший, располагался фасадом на Тверскую. А здесь, в глубине переулка, стояли постройки служб. Одна из них – двухэтажный флигель, существовавший здесь, судя по старинным картам, уже в 1802 году, и стал основой для нынешнего дома.

-3

Для п-образного дома в стиле эклектики, который в 1876 году построил архитектор по фамилии Тальман. Удивительно, но я нигде не нашел о нем ни полслова, даже имени его узнать не удалось. Упоминается лишь некий британский зодчий Уильям Талман, но тот жил парой веков ранее и не в России.

(7 фото)

Неизвестно даже, кто был заказчиком и первым владельцем дома. Зато спустя несколько лет, в самом начале 1880-х, его приобрел...

...Один широко известный в Москве банкир

Это был хорошо знакомый нам коммерции советник и меценат Лазарь Соломонович Поляков.

Он превратил дом в доходный, открыв в нем сразу две гостиницы. Роскошную, с дорогими номерами и массой удобств, под названием «Лувр» с видом на Тверскую, и более скромную, окнами в переулок – «Мадрид».

-5
«Осенью после смерти мамы я переехала с Наташей сначала в «Лоскутную гостиницу», управляющим которой был ее родственник, предоставивший нам две хорошие комнатки за 35 руб. в месяц. Потом, после лета, она уехала служить в Киев, а я побоялась оставаться одна в «Лоскутной», да это мне и дорого было, и нашла себе номер за 25 рублей в меблированных комнатах «Мадрид», славившихся относительной чистотой, благопристойностью и центральным положением. Это, собственно, был целый дом, выходящий на три улицы — Тверскую, Леонтьевский и Чернышевский переулки.
С Тверской были комнаты пошикарнее: там останавливались разные приезжие знаменитости, жили артисты. Подъезд внушительный, с зеркалами, коврами, широкой лестницей и важным швейцаром. Эта часть дома называлась «Лувр». С Леонтьевского все было скромнее: и вход, и цены, и комнаты. Но было по возможности комфортабельно и чисто и там, и тут. У меня была скромная комнатка, вернее, полторы: крохотная передняя, отделение для спаленки, а в «большой» комнате — мягкая мебель, письменный стол, этажерка с книгами, больше ничего. Но уют придавали кое-какие еще детские безделушки, захваченные из дома, портреты и моя всегдашняя слабость — живые цветы.
Правда, окна выходили во двор, и, кроме неба, крыш да совершавших сентиментальные прогулки котов, ничего видно не было»
(Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, «Дни моей жизни»)

Едва ли не основными обитателями номеров здесь очень скоро сделались оркестранты, артисты и прочие сотрудники московских театров.

Примы, солисты и знаменитые режиссеры предпочитали селиться в роскошном «Лувре». Соседствовали с ними и гастролирующие звезды.

Прочие довольствовались «Мадридом» (7 фото).

Тем не менее, обе гостиницы соединялись внутренними переходами, и чтобы попасть из одной в другую, совсем не обязательно было выходить на улицу.

-7

Эти коридоры местные прозвали «катакомбами». А еще «Пиренеями», ибо говорили, что проще Суворову перейти через Альпы преодолеть Пиренейские горы, чем переехать из «Мадрида» в «Лувр». Так велик был финансовый и социальный разрыв между их обитателями.

-8
«Поздним вечером шел в месячном свете вверх по Тверскому бульвару, а она навстречу: идет гуляющим шагом, держит руки в маленькой муфте и, поводя круглой каракулевой шапочкой, надетой слегка набекрень, что-то напевает. Подойдя, приостановилась:
— Не хочете ли разделить компанию?
Он посмотрел: небольшая, курносенькая, немножко широкоскулая, глаза в ночном полусвете блестят, улыбка милая, несмелая, голосок в тишине, в морозном воздухе чистый...
— Отчего же нет? С удовольствием.
— А вы сколько дадите?
— Рубль за любовь, рубль на булавки.
Она подумала.
— А вы далеко живете? Недалеко, так пойду, после вас еще успею походить.
— Два шага. Тут, на Тверской, номера «Мадрид».
— А, знаю! Я там раз пять была. Меня туда один шулер водил. Еврей, а ужасно добрый.
— Я тоже добрый.
— Я так и подумала. Вы симпатичный, сразу мне понравились...»
(Иван Алексеевич Бунин, начало рассказа «Мадрид»)

Кстати, интересен вензель со стороны Леонтьевского переулка под фронтоном, который поддерживают кариатиды. Это одновременно и «М» – первая буква названия отеля, и инициалы владельца – «ЛП».

-9

Здесь часто бывали Антон Павлович Чехов и редактор «Русской мысли Виктор Александрович Гольцев, приезжавшие «Мадрид» в гости к Татьяне Щепкиной-Куперник и к Лидии Яворской, что проживала долгое время в «Лувре».

Меблированные комнаты «Лувра» и «Мадрида» просуществовали до самой революции, после чего здание национализировали. Позднее, в сороковых годах, при реконструкции тверской улицы корпус, расположенный в переулке, отрезали от основного – уличного, парадного.

-10

В девяностых годах здание перешло в ведение Правительства Москвы и было реконструировано. Внутри него все перестроили, но сохранился в прежнем виде исторический фасад, повидавший на своем веку много знаменитостей.

-11
Гостиница Мадрид, достопримечательность, Леонтьевский пер., 26, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!