Ранее на нашем канале мы вспомнили опыт применения на Черном море против советского флота итальянских и румынских подводных лодок. Можно отметить, что результативность действия этих сил оказалась незначительной, однако подводные силы противника на этом ТВД были представлены не только субмаринами этих государств. На Черном море очень быстро оказались и представители Кригсмарины, которые действовали более профессионально и умело, чем их союзники и доставили не мало хлопот советским морякам. Предлагаем познакомиться с данными материалами, в основе которых работа известного автора - П.В.Боженко.
Ситуация на Черном море, в районе Крыма и Кавказского побережья к началу 1942 года резко обострилась, причем не в пользу советских войск. Противник штурмовал Севастополь, шли тяжелые бои на Керченском полуострове, флот прикладывал все силы для поддержки сухопутных войск. В этих условиях к весне 1942 года немецкому верховному командованию стало ясно, что только силами авиации и слабого румынского флота вести эффективную борьбу на коммуникациях в Черном море невозможно, между тем срочно требовалось оборвать пути подвоза боеприпасов и пополнения в Севастополь.
К этому времени определилась позиция Турции, она по прежнему симпатизировала Германии, но вступить в войну на ее стороне не собиралась, равно как и пропускать через проливы Босфор и Дарданеллы немецкие военные корабли. Поэтому весной 1942 года были начаты мероприятия по переброске немецких легких сил (торпедных катеров, тральщиков и т. д.) на Черное море сухопутным путем. Одновременно по просьбе Германии. Италия направила на Черном: море свои легкие силы, в том числе - шесть сверхмалых подводных лодок. Однако они могли действовать только на очень малом удалении от своих баз (более подробно по действиям итальянских минисубмарин - в отдельных статьях на канале, например, ЗДЕСЬ), фактически только около крымского побережья и Севастополя. В тоже время Кавказское побережье, куда передислоцировались основные силы советского Черноморского флота, оставалось досягаемым только для авиации, а ее основные подразделения нацеливались на действия и поддержку немецких войск опять-таки в Крыму. Все вышеназванные причины вынудили резко активизировать достройку двух румынских подводных лодок и начать подготовку к переброске на Черное море немецких субмарин (о судьбе и истории действий румынских подводных лодок можно почитать ТУТ).
В качестве возможного усиления рассматривались малые немецкие подводные лодки типа II серии, которые к 1942 году были фактически заменены в боевой линии средними лодками типа VII.
Для справки: Это были однокорпусные субмарины с внутренними балластными цистернами. Водоизмещение: надводное от 254 до 314 т (в зависимости от модификации), подводное - 303-364 т. Глубина погружения: рабочая 80 м, максимальная - 120 м, время погружения - 25-35 сек. Строились в модификациях А,В,С,D, различия между модификациями сводились к увеличению размеров и запасов топлива. Вооружение (для IIB) - 1х1-20-мм/65 зенитный автомат , 3 носовых 533-мм ТА, запас торпед - 5.
Эти подводные лодки к началу Второй мировой уже использовались в качестве учебных, но после начала боевых действий стали участвовать в боевых операциях. Считается, что последней активной операцией, в которой они приняли участие, стала война на Балтике летом 1941 года. Там "каноэ" (или «челны»), как их называли сами немцы, проявили себя вполне боеспособными и, кроме всего прочего они потопили три советские подводные лодки – М-78, М-94 и М-99.
Командующий немецким подводным флотом адмирал Дениц так охарактеризовал эти корабли; «Очень удачная, простая по конструкции; небольшая подводная лодка».
Так что выбор субмарин данного типа можно считать обоснованным. Для передислокации отобрали лодки U-9, U-18, U-19, U-20, U-23, U-24 типа IIB.
Весной и осенью 1942 года отобранные корабли двумя "тройками" перешли из Готенхафена в Киль, где были поставлены в сухой док. Там с них сняли аккумуляторные батарея, электромоторы, дизели и демонтировали рубку. Этим достигалось облегчение веса корабля до 200 тонн. Затем лодки опрокидывались на борт и окружались шестью специальными понтонами, образующими как бы ящик В этом «ящике» их буксировали Кильским каналом и по Эльбе до Дрездена. Отсюда 425 км «каноэ» «плыли» по автостраде до Ингольштадта на Дунае. Перевозка осуществлялась на специальных 18-осных транспортерах и тоже на боку. Спущенные на Дунае лодки опять заключили в понтонный ящик и буксировали в румынский порт Галц. Там корабли полностью собирались и своим ходом переходили в Констанцу. Общая протяженность маршрута транпортировки равнялась 2400 км.
Для справки: U-9 - проект IIB, заложена в апреле 1935 года на "Крупп Германия-верфь" (Киль), вошла в состав флота в августе 1935 года.
U-19 - проект IIB, заложена в июле 1935 года на "Крупп Германия-верфь" (Киль), вошла в состав флота в январе 1936 года.
U-24 - проект IIB, заложена в апреле 1936 года на "Крупп Германия-верфь" (Киль), вошла в состав флота в октябре 1936 года.
Такая сложность путешествия и три комплекта понтонов вынудили лодки отправлять за два раза. Первыми к осени 1942 года в Констанцу прибыли U-9, U-19 и U-24, которые вступили в строй 28 октября, 9 декабря и 1 октября соответственно. Командирами этих лодок были обер-лейтенанты Шмидт-Вейхерт, Гауде и Петерсен. Корабли был сведены во вновь сформированную 30-ю флотилию подводных лодок Кригсмарине, командиром который был назначен капитан-лейтенант Гельмут Розенбаум (кавалер Рыцарского железного креста). Розенбаум командуя лодкой U-73, на Средиземном море потопил 11 августа 1942 английский авианосец «Игл», показав большое мастерство. Опытный подводник оставался на своем посту до мая 1944 года, когда погиб в авиационной катастрофе. С мая по июль 1944 года должность командира исполнял капитан-лейтенант Шолер, а до сентября последним командиром был капитан-лейтенант Петерсен. Личный состав флотилии насчитывал около 500 человек.
Летом 1943 года в Констанцу прибыла и вторая партия «каноэ». 6 мая, 7 мая и 3 июня в строй вошли U-18, U-20, U-23, которыми командовали обер-лейтенанты Фляйге, Шолер и Вален, соответственно.
Для справки: U-18 - проект IIB, заложена в июле 1935 года на "Крупп Германия-верфь" (Киль), вошла в состав флота в январе 1936 года.
U-20 - проект IIB, заложена в августе 1935 года на "Крупп Германия-верфь" (Киль), вошла в состав флота в феврале 1936 года.
U-23 - проект IIB, заложена в апреле 1936 года на "Крупп Германия-верфь" (Киль), вошла в состав флота в сентябре 1936 года.
Интересно, что на Черное море отправили и не "какое-то подразделение", а просто «сборные корабли»: U-9 числилась в составе 1-й флотилии подводных лодок до 1942 года, U-18 и U-19 – в 22-й флотилии до сентября и апреля, U-20 U-23, U-24 – в 21-й флотилии до сентября, октября и апреля соответственно. И тем не менее этим корабли достаточно быстро были создали "боеспособное соединение. Возможно помогло то, что все прибывшие лодки уже участвовали в боях (так например, U-9 потопила 9 мая 1940 года французскую подлодку «Доне», a подводная лодка U-23 18 февраля 1940 года - английский эсминец «Дэринг» типа D у берегов Северной Шотландии).
Основным пунктом базирования флотилии стала главная румынская военно-морская база Констанца. Боевые походы свершались так же из Севастополя и Феодосии, на ремонт и отдых экипажей лодки заходили в Галац.
Субмарины начали боевые операции поздней осенью 1942 года, а через два года оставшиеся в строю корабли были затоплены у турецких берегов, так как Румыния объявила войну Германии, а выход из Черного моря по-прежнему блокировался Турцией.
За два боевых года лодки 30-й флотилии совершили следующие походы:
За 1942-1944 годы лодки соверши 56 походов и как считают немцы потопили 26 судов, общим тоннажем 45426 брт. Эту цифру трудно проверить, за время войны Черноморское пароходство потеряло 610 единиц: 16 товаро-пассажирских пароходов, 46 сухогрузов, 7 танкеров, 24 ледокола и буксира, 42 судна технического флота, 58 барж, 131 моторно-парусное судно, доки, плавкраны, и т. д. и это - не считая кораблей под военно-морским флагом. И до сих пор иногда очень трудно установить обстоятельства и причины гибели того или иного корабля или судна. По немецким данным «Черноморский чемпионом» стал обер-лейтенант (затем - капитан-лейтенат (Карл Фляйге - 14 побед (14 500 брт.).
В отношении того же Фляйге и точности немецких цифр можно привести один пример. Выйдя 21 августа 1943 года из Феодосии командир U-18, по его донесению, торпедировал в 22.45 29 августа 1943 года корабль-ловушку ПЛО в 800 тонн водоизмещением. На самом деле под торпеды Фляйге попал находившийся в дозоре (в точке с координатами 42-30 с.ш., 40-30 в.д.) у Очамчири старенький тральщик «Джалита» еще дореволюционной постройки водоизмещением 359 тонн.
Немцы упорно за ним охотились и атаковали трижды, т.к. были убеждены, что именно он является охотником за подводными лодками, единственным кораблем на Черном море, снабженным гидролокатором. Наверное, для единственного гидролокатора нашелся бы лучший «носитель», вероятно не случайно «грозный боевой корабль» большую часть 1942 года использовался для перевозки раненых.
Для справки, тральщик "Джалита": водоизмещение: 400 т; размерения: - 40,5х 6,2 х 2,9 м; скорость полного хода: 7 узлов; дальность плавания: 277 миль (5 узлов), силовая установка: котломашинная, 300 л.с., 1 вал. Вооружение: 1х1 45-мм орудие, 6 мин, тралы. Экипаж: 41 чел.
Тем не менее «каноэ», без сомнения, создали серьезные проблемы противолодочным силам Черноморского флота, и ни на каком театре военных действий они не смогли бы добиться результата, достигнутого ими на Черном море. Нужно отметить еще одно обстоятельство: с сентября по ноябрь во многих районах Черного моря благодаря свечению, воды сильно демаскируется плавание кораблей, их легче обнаружить, но с другой стороны, особенно при лунном свете торпеда оставляет за собой издалека видимую светящую дорожку, и остается время для уклонения от атаки.
Выходы 1942 года в район Поти-Батуми носили еще так сказать пробный характер. Лодки не были снабжены радиолокаторами, трассы перехода советских судов не известны, а визуальный поиск очень темными южными ночами был крайне труден. Правда, осенью 1942 танкер «Москва» около Туапсе получил в левый борт торпеду (как считали - с подводной лодки), загорелся, но был спасен. Командир U-24 Петерсон выстрелил 5 ноября торпеду по танкеру, но взрыва не слышал и на победу не претендует, возможно попавшая торпеда была с самолета или катера. U-9 атаковала торпедой транспорт в Батумском порту, но торпеда попала в мол.
К тому же противолодочные силы Черноморского флота к концу 1942 провели десятки атак по настоящим и показавшимся им подлодкам и приобрели определенный опыт. Его на свое «шкуре» почувствовали и немцы. В ноябре 1942 в районе Поти-Батуми подлодки замечали несколько раз и однажды береговая батарея майора И.Г.Трамбовецкого накрыла одну из них точным залпом. На воде обнаружены пятна масла.
В том же месте и в том же месяце поисковая группа во главе с командиром 9-го дивизиона сторожевых кораблей капитаном 3 ранга А. А. Жидко после двух недель патрулирования застигла лодку в надводном положении и ожесточенно атаковала глубинными бомбами. U-24 и U-9 постоянно сменяли друг друга, поэтому трудно сказать определению, когда кого атаковали. Однако в конце года под удар попала U-9. При выполнении задания летчик 119-го разведывательного авиационного полка старший лейтенант И.И.Киценко обнаружил перископ, но заметив его МБР-2, лодка погрузилась. В указанный район срочно вылетели самолеты, которые застигли лодку в надводном положении и в момент погружения точно сбросили бомбы. На поверхности показались пузыри воздуха и пятна масла. 7 января лодка вернулась в базу и в следующий поход пошла только 17 апреля. Видимо ремонт потребовался значительный. Своеобразие местных условий - малые глубины, ограниченность крупнотоннажных судов и т. д. заставляло для перевозок использовать мелкие плавсредства - буксиры, баржи, шаланды, парусные шхуны. В свою очередь разобравшись с этим положением, немцы перестали ожидать «морских гигантов», а принялись, кроме торпед, широко использовать свои 20-мм спаренные зенитные автоматы против любых плавающих объектов.
Так 22 августа 1943 года U-24 перехватила у села Пеленково два десантных мотобота ДБ-36 и ДБ-37 (фактически это были большие девятитонные моторные шлюпки за номерами № 363 и 365), совершавшие переход на буксире сторожевого катера №0188 из Сочи в Сухуми. Довольно светлая июньская ночь позволила стрелять точно, и в 2.32 оба мотобота затонули. Через два дня U-23 устроила целую баталию перед Поти.
20 августа из Поти в базовый дозор вышел военно-лоцманский бот-гидрографическое судно «Шквал». При всем своем внушительном названии это был небольшой деревянный кораблик с экипажем в 5 вольнонаемных матросов. Командир «деревянного линкора» лейтенант Ф.В.Бакчевников в прошлом командир минометного взвода в морской пехоте. 20 августа утром «Шквал» передали в подчинение Охране Водного Района, на корабль пришли четверо военных моряков, принеся с собой радиостанцию и крупнокалиберный пулемет ДШК. Он то и составил единственное вооружение новой боевой единицы, правда плохо работал.
В первый же день моряки заметили подлодку, идущую на восток, которая просто изменила курс и удалилась в сторону. По донесениям дозорных из Поти вышли два торпедных катера и провели поиск противника, ничего не обнаружив они вернулись обратно. Командир немецкой субмарины обер-лейтенант Рольф-Бирген Вален как раз первый день находился на позиции, дозорный ему явно мешал и через три дня терпение немецкого подводника лопнуло. В 21.30 24 августа его лодка всплыла прямо у борта «Шквала», лежащего в дрейфе в районе мыса Кодор и открыла огонь из пулемета, зажигательными пулями. Гидрографы пробовали отвечать из пулемета, но он вскоре сломался совсем, экипаж остался полностью беззащитным, к тому же сразу разбило рацию. Лодка постоянно держалась в кабельтове от цели ведя обстрел. Когда «шквальный» огонь со «Шквала» прекратился лодка подошла ближе, оттуда крикнули «Хальт», потом уже по русски: «Сдавайтесь, а то всех потопим». Не получив ответа с U-23 бросили на палубу подрывной заряд, но его смог сбросить за борт раненый-радист, а командир корабля попробовал идти на таран.
Вален отошел и ввел в действие свою артиллерию. Пожар на палубе стал резко разрастаться, 3 человека из экипажа погибли и положение стало безнадежным. Бакчевников приказал покинуть корабль на шлюпке, которую буксировали за кормой. Моряки перебрались туда, перенеся двух раненых и пошли к берегу. «Шквал» с заклиненным рулем и работающей машиной продолжал уходить в море. Вален не заметил в темноте этого маневра и с увлечением продолжал расстреливать горящий кораблик. Бой длился около трех часов.
Иногда поединки растягивались не на один день. Однажды тральщик «Белобережье» (Т-492, бывшая грунтоотвозная шаланга, постройки 1898 г.) дал сообщение, что его преследует подводная лодка. Погоня длилась несколько часов, субмарина выпустила торпеду издалека, но вероятно боялись подойти ближе; 700 тонная шаланда имея «парадный» ход 6,5 узлов несла на палубе целую батарею 3х1-45 мм, 1х1-20 мм пушки и два пулемета.
Для справки, тральщик "Т-492" ("Белобережье"): водоизмещение: 700 т, размерения: 46,2х8х3,8 м; скорость полного хода: 6,5 узлов; дальность плавания: 575 миль; силовая установка: паровая машина , 230 л.с.; вооружение: 3х1 45-мм орудия, 1х1 20-мм орудие, 2х1 12,7-мм пулемета, тралы. Экипаж: 40 чел. Относился к "мобилизованным тральщикам типа "Эльпидифор", на самом деле была бывшей паровой грунтовозная шаландой "Белобережье" Черномортехфлота, Одесса, 1898 г постройки.
Почему то лодка не атаковала из под воды, а на следующий день снова пыталась атаковать с поверхности и на помощь тральщику пришлось развернуть эсминец, проходивший неподалеку.
Как пишет В.В.Правдюк: "Лодка выпустила по нему несколько торпед. Каждый раз удавалось отворачивать от них. Командир сообщил, что лодка наконец отстала. Мы успокоились. Но, оказывается, рано. На другой день лодка снова возобновила атаки. Зоркость наблюдателей и искусство командира и на этот раз спасли корабль. Едва завидя след торпед, меняли курс, и торпеды проходили мимо. На выручку «Белобережья» из нашей базы вышли эскадренный миноносец и тральщик. Фашистской лодке пришлось поспешно ретироваться".
Приведенные примеры показали, что немецким подводным лодкам и их экипажи удалось создать необходимое "напряжение" на Черноморском ТВД и командованию советского Черноморского флота пришлось с этим считаться. Тем более что немецкие подводники проявляли дерзость и инициативы в поиске довольно "оригинальных" способов воздействия на советские коммуникации. Но об этом чуть позже....
Продолжение следует.
По материалам П.В.Боженко, К.Б.Стрельбицкого и ресурсов Интернета.