Найти в Дзене
Navygaming Channel

И снова итальянские подводники! На этот раз в Черном море, и на "сверхмалых"/Часть 2. От первого успеха до румынского "плена" - один шаг

Итак, после Африки (Красное море), Атлантики и родного Средиземноморья итальянские подводные лодки оказались в Черном море. Но на новом театре были свои особенности и первый период действий так и оказался безрезультатным, но первый успех вскоре все же пришел. Продолжаем вспоминать путь бравых итальянских подводников на Черном море, у Севастополя. Начало - ЗДЕСЬ

Окончание...

После первых недель неудач лишь 26 июня 1942 года итальянские подводники, по ряду источников, добились здесь первого боевого реального успеха. Жертвой вышедшей в очередной боевой поход CB-2 (или все же СВ-3?) у мыса Ай-Тодор считается советская лодка С-32.

Подводная лодка С-32
Подводная лодка С-32

Хотя ее командир капитан 3 ранга С.Н.Павленко, совершивший с начала войны ряд боевых походов, в том числе и в осажденный Севастополь, считался опытным подводником и ему было известно, что на Ялту базируются итальянские субмарины, он, по-видимому, недооценил опасность и вместо того чтобы погрузиться, решил быстро пройти вдоль крымского побережья в надводном положении. Кстати, наши постоянные читатели могут вспомнить - Стефан Климентьевич Павленко любил действовать в надводном положении.

Для справки: это та сама подводная лодка и тот самый командир, который оказались участниками трагедии, о которой мы несколько дней назад рассказали в отдельной статье, про гибель людей с подводных лодок. Кому интересно - читать ЗДЕСЬ.

Этой его роковой ошибкой воспользовался командир СВ-2 (или СВ-3?) Соррентино, которому на сей раз для победы понадобилось выпустить лишь одну торпеду (по другим источникам итальянец использовал две торпеды) – на борту «эски» в этом походе находилось 40 т боеприпасов и 32 т бензина. Из 45 членов экипажа С-32 не спасся никто… Это официальная версия, которая часто упоминается в источниках.

По другой версии, вечером 26 июня «С-32» стала жертвой немецкого самолета «He-111» из состава 2KG/100 (б/н 6N+DL) в точке 44°12' с.ш./33°48' в.д., и груз субмарины способствовал ее мгновенной гибели. Есть данные, что корпус подводной лодки найден на дне юго-западнее Ялты. Обращает внимание, что источники иногда называют двух возможных участников атаки с итальянской стороны: или сверхмалая подводная лодка "CB-3" или "СВ-2", которыми командовали или капитан-лейтенант А.Руссо, или капитан-лейтенант Дж.Сорентино. Но 26 июня «CB-3» находилась в Констанце, а патрулировавшая в этот день у мыса Сарыч «CB-4» не атаковала. Возможно у наших читателей будут уточненные данные по данному факту - будет интересно с ними ознакомиться.

Итальянская СМПЛ типа СВ в Крыму, лето 1942 года
Итальянская СМПЛ типа СВ в Крыму, лето 1942 года

А вот что оказалось точно доказанным и подтверждено так это первая потеря итальянской флотилии. Именно в середине июня, 11-я флотилия СВ понесла чувствительную потерю: 13 июня прямо у входа в ялтинский порт советский торпедный катер Д-3 торпедой уничтожил СВ-5. Следует отметить этот случай в истории Великой Отечественной войны на море как своего рода уникальный, и вот в каком смысле: командир торпедного катера старший лейтенант О.М.Чепик (командир отряда - старший лейтенант К.Кочиев) доложил командованию о потоплении им всего лишь … брандвахтенной баржи, тем самым столь серьезно «понизив в классе» уничтоженный им вражеский корабль, в то время как другие советские командиры «имели привычку» преувеличивать свои победы. Впрочем, этим грешили моряки всех флотов и во все времена.

Атакует торпедный катер Черноморского флота
Атакует торпедный катер Черноморского флота
По воспоминаниям торпедиста катера Георгия Гавриша: "По плану похода мы должны были быть в районе Ялты около 2х часов ночи, т. е. произвести набег под покровом темноты. Но когда пришли в Анапу, то оказалось, что бензина там нет, ... А топлива нам нужно было много - должно хватить дойти до Ялты и вернуться обратно... Мы спешно приняли топливо и вышли в море. Было это в ночь на 13 июня. ... погода отличная. Шли хорошим ходом, ровно, 30-32 узла....Но т.к. задержались в Анапе из-за бензозаправщиков, то в Ялту прибыли, когда взошло солнце. ... Враг на берегу не подавал никаких признаков беспокойства. Мне кажется, потому, что "Д-3" у нас был единственным и здорово отличался от остальных ТКА. Фашисты просто мало о нем знали. К тому же, силуэт его очень изменен бочками на борту. Но на катере развевался военно-морской флаг СССР! Заходим в порт, непосредственно в его акваторию, Кочиев внимательно рассматривает порт в бинокль. Время от времени толкнет катер моторами, снова застопорит. Не выдерживаю и подхожу к Кочиеву: Будем стрелять залпом, сразу двумя, или одиночными? - Ставь левую, - невозмутимо отвечает он. Поставил стрелку стрельбы на левую торпеду, занял место у аппарата. Волнуюсь, а вдруг торпеда не выйдет?!
Кочиев не стреляет. Немцы на берегу молчат. Кто-то на пляже делает гимнастику. Мы стоим на входе, а прямо против нас бортом стоит быстроходная десантная баржа, груженная какой-то техникой... И тут торпеда с шумом вылетает из аппарата и шлепается в воду, подняв брызги. ... на гладкой поверхности моря появился четкий белесый след, ... - торпеда пошла. Прямо на цель! А Кочиев снова невозмутим: стоит и смотрит. И только когда торпеда вонзилась в баржу, подняв огромный столб огня и дыма, Кочиев дает двигателям полный газ. Резко бросает мне команду: "Дым!" Взревели моторы, катер рванул вперед, дымзавеса густым шлейфом потянулась за нами. Берег открыл ожесточенный огонь: бьют орудия, пулеметы и даже минометы. Вокруг катера вода буквально кипит от разрывов. С креном на правый борт - торпеда в аппарате, прикрывшись дымами, отрываемся от обстрела..."

Зато информация о потоплении итальянской сверхмалой подводной лодки появилась у советского командования в связи с боевым донесением двух экипажей самолетов Пе-2 из состава 40-го бомбардировочного авиаполка 63-й бомбардировочной авиабригады ВВС флота, бомбивших 19 июля 1943 года ялтинский порт; при этом сообщалось так же о повреждении вражеского транспорта (хотя на основании этого донесения потопление СВ-5 долгое время приписывалось именно летчикам-черноморцам, реальным результатом их действий по вражеской базе стало уничтожение лишь немецкого катера-тральщика Р-33).

В немецких архивах сохранилась запись от 14 июня: "В ночь на 13 июня комбинированная атака авиации и торпедных катеров противника на Ялту. Один русский ТКА выстрелил торпеду через заграждение и потопил итальянскую подводную лодку "CB-V". Несмотря на артиллерийский обстрел и наблюдаемые попадания, катер скрылся, закрывшись дымовой завесой".

Возможно, что именно с потерей СВ и были связаны упоминавшиеся выше рапорты командиров СВ-2 и СВ-3 о достигнутых ими, но не подтвержденных реаль­ными фактами победах: итальянские подводники горели жела­нием отомстить за «пятерку», которая до своей гибели так и не успела совершить ни одного выхода в море. Сейчас сложно что -то подтвердить или опровергнуть, война на море не всегда предоставляет точные сведение о том, что произошло.

Сложно конечно ее спутать с баржей, но...
Сложно конечно ее спутать с баржей, но...

До начала октября 1942 года лодки 11-й флотилии СВ со­вершили еще 15 боевых походов, но успехов больше не добивались, так как после падения Севастополя обнаружить какие-либо цели в своем секторе патрулирования им уже не удава­лось, да и активность Черноморского флота у южного побере­жья Крыма заметно снизилась. По этой же причине безрезуль­татными оказались и 23 выхода в течение восьми последующих месяцев, то есть до того момента, когда 20 мая 1943 года командовав­ший всеми итальянскими силами на Черном море капитан 1 ранга Мимбелли не передал 11-ю флотилию СВ под непосред­ственное немецкое командование. Этим он оказал своего рода «медвежью услугу» своему коллеге из Кригсмарине, так как теперь немецкому Адмиралу Черного моря предстояло решать мучивший итальянца вопрос: из какой базы и в каком качест­ве можно в период господства на театре эффективно использовать целых 5 карликовых лодок типа СВ с итальянскими экипажами? В конце концов 11-я флотилия СВ была перебазирована в Севастополь, откуда в августе 1943 года был совершен единственный боевой выход. Однако именно он оказался весьма успешным в плане всё той же противолодочной борьбы в целях которой эти сверхмалые подводные лодки продолжали использоваться итальянцами и в 1943 году

Так в ночь на 28 августа командир СВ-4 Армандо Сибилле южнее мыса Тарханкут в Каламитском заливе уничтожил одной торпедой советскую подводную лодку Щ-203 капитана 3 ранга В.И.Немчинова.

Подводная лодка Щ-203 в Севастополе
Подводная лодка Щ-203 в Севастополе

Согласно докладу командира «СВ-4» капитан-лейтенанта Армандо Сибилле его «малютка» находилась в надводном положении, когда в 400 метрах от себя он обнаружил всплывшую советскую субмарину, которая, запустив дизели, начала движение в сторону его лодки. Сибиле застопорил ход, и остался за кормой советской субмарины, которая прошла в 50-60 метрах от него. «СВ-4» описала циркуляцию, и, заняв выгодную позицию, с 800 метров выпустила торпеду, которая, отклонилась влево. «СВ-4» немедленно выпустила вторую торпеду. Через 40 секунд перед рубкой советской подводной лодки поднялся высокий столб воды, раздался взрыв, и лодка исчезла.

Рубка подводной лодки Щ-203, в центре - командир субмарины В.И.Немчинов
Рубка подводной лодки Щ-203, в центре - командир субмарины В.И.Немчинов

В конце 1949 года «Щ-203» была случайно обнаружена на дне на глубине 72 метра и обследована водолазами. В ходе осмотра выяснилось, что в районе II – III отсеков корпус субмарины перебит надвое сильным взрывом, при этом носовая часть загнута по отношению к диаметральной плоскости вправо на 70°, а в ТА № 1 и № 4 отсутствуют торпеды. Позже останки лодки были подняты, члены экипажа (погибло 45 человек) похоронены на кладбище.

Однако это была последняя победа итальянских подводников на Черном море, и вообще последний боевой выход лодки 11-й флотилии СВ. Менее чем через две недели, 8 сентября 1943 года фашистская Италия капитулировала и официально вышла из войны на стороне фашистского блока.

Была даже итальянская открытка посвященная действиям итальянцев (здесь - катера) на Черном море. Пропаганда она и есть пропаганда
Была даже итальянская открытка посвященная действиям итальянцев (здесь - катера) на Черном море. Пропаганда она и есть пропаганда

Хотя уже 19 сентября немцы объявили о том, что «итальянской сверхмалой подводной лодкой на Черном море потоплен советский минный заградитель» - это сообщение, по мнению К.Б.Стрельбицкого, на деле явилось не более чем пропагандистским трюком – мол и после официальной капитуляции Италии верные идеям фашизма итальянские военные моряки продолжают борьбу вместе со своими немецкими «боевыми товарищами» и под их командованием одерживают победы. После войны зарубежные историки сначала ставили эту «победу» под сомнение, а к настоящему времени уже полностью отрицают ее.

Схема внешнего вида итальянской СМПЛ типа СВ
Схема внешнего вида итальянской СМПЛ типа СВ

После капитуляции Италии 11-я флотилия СВ вновь сменила место своего базирования и возвратилась туда, откуда начала «черноморскую» главу своей истории - в Констанцу. Здесь 30 ноября 1943 года - неожиданно как для немцев, так для итальянцев - все 5 ее лодок были взяты под свой контроль румынами и первоначально были официально включены в состав так называемой «Группы подводных лодок и торпедных катеров» капитана 2 ранга Виктора Войнеску, а затем были выделены в отдельную, 2-ю эскадрилью подводных лодок лейтенанта Виргила Букура. Однако в ее составе они числились недолго: уже 23 января следующего, 1944 года по специальному соглашению, подписанному Королевством Румынии с созд­анной немцами марионеточной Социальной Республикой Италией (РСИ, или «Республика Сало») все эти лодки были воз­ращены своим прежним хозяевам и составили так называемые Подводные силы РСИ на Черном море». Сама же 11-я флотилия СВ была официально переформирована (а точнее то переименована) в «Группу сверхмалых подводных лодок МФ РСИ «М. О. Ливио Пйоматро».

Однако, несмотря на столь звучные названия, эти соединения числились боевыми только на бумаге: выполняя условия перемирия с западными союзниками Супермарина отдала приказ командованию 11-й флотилии СВ интернировать личный состав подразделения в Румынии, что было выполнено. Сами же лодки были подняты румынами на берег и хранились на специальных стапелях, в таком виде и были захвачены 25 августа 1944 года советскими войсками, занявшими Констанцу.

Наш читатель предложил вот такой вариант транспортировки СМПЛ
Наш читатель предложил вот такой вариант транспортировки СМПЛ

Через два месяца, 20 октября четыре из пяти бывших итальянских сверхмалых подводных лодок: СВ-1, СВ-2, СВ-3, СВ-4 – были официально зачислены в списки советского ВМФ, в состав Черноморского флота как лодки типа «ТМ» (Трофейная, малого типа) – ТМ-4, ТМ-5, ТМ-6 и ТМ-7 соответственно. Однако служба их под третьим, советским военно-морским флагом была лишь немногим более продолжительной, чем под румынским, уже 16 февраля следующего, 1945 года все они были официально исключены из списков флота «ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию и из-за технического состояния» и переданы в Отдел фондового имущества Черноморского флота «для демонтажа и разделки на металл».

Для справки: информация зарубежных историков о том, что все 5 сверхмалых лодок типа СВ в начале 50-х годов были переданы советской стороной ВМФ Болгарии, но вскоре возвращены СССР и в 1955 году пошли на слом на одном из южных советских заводов, не нашла своего подтверждения ни у отечественных ни у болгарских историков флота.
Итальянская сверхмалая подводная лодка
Итальянская сверхмалая подводная лодка

Нет сомнения, что бывшие итальянские сверхмалые подводные лодки СВ-1, СВ-2, СВ-3 и СВ-4 пошли на слом гораздо раньше: или в том же, 1945 году, или несколько позже.

К примеру, ТМ-5, бывшая СВ-2, 9 августа 1944 года стала трофеем Красной Армии в Констанце (Румыния) и 20 октября 1944 года зачислена в состав Черноморского флота. 16 февраля 1945 года ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по техническому состоянию исключена из состава ВМФ СССР. Для детального изучения передана предприятиям Наркомсудпрома в Ленинграде, где и была сдана на разборку.

Вопрос представляет из себя судьба последней, пятой субмарины 11-й флотилии СВ - СВ-6, которая, хотя и была захвачена советской стороной в Констанце, но в состав Черноморского флота официально включена так и не была. Причина такого решения, очевидно, в событиях 20 - 25 августа 1944 года, когда эта военно-морская база подверглась ряду массированных ударов авиации Черноморского флота. В ходе них, согласно официальным советским данным, были повреждены, в частности, и две итальянские сверхмалые подводные лодки. Судя по всему одной из них была именно СВ-6, повреждения которой были столь серьезны, что о вводе ее в строй не могло был и речи.

Так как какие-либо румынские данные о разборке на металл СВ-6 в Констанце отсутствуют, то следует предположить, что поврежденная лодка все же была переведена в одну из баз советского Черноморского флота и впоследствии тоже пошла на слом.

СМПЛ СВ-1 и ее экипаж. Торпедный аппарат правого борта открыт – либо для перезарядки, либо для технического осмотра. Констанца, Румыния
СМПЛ СВ-1 и ее экипаж. Торпедный аппарат правого борта открыт – либо для перезарядки, либо для технического осмотра. Констанца, Румыния

Итак, подведем итоги деятельности 11-й флотилии СВ Реджиа Марина на Черноморском ТВД Великой Отечественной войны. За период активных боевых действий с июня 1942-го по август 1943 года 5 субмарин флотилии (без СВ-5) совершили 42 похода (в том числе СВ-1 – 11 походов, СВ-2 – 10, СВ-3 – 6, СВ-4 - 12, СВ-6 - 3), в ходе которых было уничтожено, по наиболее часто используемым данным, - две советские подводные лодки (С-32 – 23 августа 1942 года и Щ-203 – 28 августа 1943 года), на самом деле - только одну (Щ-203), при этом потеряв со своей стороны лишь одну – СВ-5 (13 июня 1942 года).

Учитывая, что всего за годы войны на Черноморском ТВД было потеряно 28 советских подводных лодок, то можно сказать, что ущерб, нанесенный 11-й флотилией КБ советскому флоту был невелик, а действия итальянских подводников не были столь эффективны, как на это рассчитывали немцы, и как того желали сами итальянцы. Мы понимаем, что сама по себе оценка - одна уничтоженная подводная лодка противника - "много или мало"? вряд ли объективна, но как есть.

Итальянская СМПЛ типа СВ идет в надводном положении вдоль Крымского побережья. Лето 1942 года
Итальянская СМПЛ типа СВ идет в надводном положении вдоль Крымского побережья. Лето 1942 года

В тоже время само по себе появление на Черном море целой флотилии итальянских субмарин стало для командования советского Черноморского флота стало конечно неожиданностью, и тут даже один лишь факт нахождения на театре нескольких «карликовых субмарин - диверсантов» постоянно мог оказывать и, скорее всего, оказывал на советских военных моряков (командование в первую очередь) серьезное моральное воздействие. Любопытно, что в советской официальной историографии Великой Отечественной войны на Черном море нет ни одной серьезной работы, где бы не упоминалось хотя бы о наличии здесь в годы войны итальянских сверхмалых подводных лодок. Видимо это также наложило свой отпечаток.

Друзья, а как вы оцениваете деятельность итальянских сверхмалых подводных лодок на Черном море. Были ли вообще смысл в этом решении, или это очередная авантюра?

По материалам К.Б.Стрельбицкого и ресурсов Интернета.