Итак, после Африки (Красное море), Атлантики и родного Средиземноморья итальянские подводные лодки оказались в Черном море. Но на новом театре были свои особенности и первый период действий так и оказался безрезультатным, но первый успех вскоре все же пришел. Продолжаем вспоминать путь бравых итальянских подводников на Черном море, у Севастополя. Начало - ЗДЕСЬ
Окончание...
После первых недель неудач лишь 26 июня 1942 года итальянские подводники, по ряду источников, добились здесь первого боевого реального успеха. Жертвой вышедшей в очередной боевой поход CB-2 (или все же СВ-3?) у мыса Ай-Тодор считается советская лодка С-32.
Хотя ее командир капитан 3 ранга С.Н.Павленко, совершивший с начала войны ряд боевых походов, в том числе и в осажденный Севастополь, считался опытным подводником и ему было известно, что на Ялту базируются итальянские субмарины, он, по-видимому, недооценил опасность и вместо того чтобы погрузиться, решил быстро пройти вдоль крымского побережья в надводном положении. Кстати, наши постоянные читатели могут вспомнить - Стефан Климентьевич Павленко любил действовать в надводном положении.
Для справки: это та сама подводная лодка и тот самый командир, который оказались участниками трагедии, о которой мы несколько дней назад рассказали в отдельной статье, про гибель людей с подводных лодок. Кому интересно - читать ЗДЕСЬ.
Этой его роковой ошибкой воспользовался командир СВ-2 (или СВ-3?) Соррентино, которому на сей раз для победы понадобилось выпустить лишь одну торпеду (по другим источникам итальянец использовал две торпеды) – на борту «эски» в этом походе находилось 40 т боеприпасов и 32 т бензина. Из 45 членов экипажа С-32 не спасся никто… Это официальная версия, которая часто упоминается в источниках.
По другой версии, вечером 26 июня «С-32» стала жертвой немецкого самолета «He-111» из состава 2KG/100 (б/н 6N+DL) в точке 44°12' с.ш./33°48' в.д., и груз субмарины способствовал ее мгновенной гибели. Есть данные, что корпус подводной лодки найден на дне юго-западнее Ялты. Обращает внимание, что источники иногда называют двух возможных участников атаки с итальянской стороны: или сверхмалая подводная лодка "CB-3" или "СВ-2", которыми командовали или капитан-лейтенант А.Руссо, или капитан-лейтенант Дж.Сорентино. Но 26 июня «CB-3» находилась в Констанце, а патрулировавшая в этот день у мыса Сарыч «CB-4» не атаковала. Возможно у наших читателей будут уточненные данные по данному факту - будет интересно с ними ознакомиться.
А вот что оказалось точно доказанным и подтверждено так это первая потеря итальянской флотилии. Именно в середине июня, 11-я флотилия СВ понесла чувствительную потерю: 13 июня прямо у входа в ялтинский порт советский торпедный катер Д-3 торпедой уничтожил СВ-5. Следует отметить этот случай в истории Великой Отечественной войны на море как своего рода уникальный, и вот в каком смысле: командир торпедного катера старший лейтенант О.М.Чепик (командир отряда - старший лейтенант К.Кочиев) доложил командованию о потоплении им всего лишь … брандвахтенной баржи, тем самым столь серьезно «понизив в классе» уничтоженный им вражеский корабль, в то время как другие советские командиры «имели привычку» преувеличивать свои победы. Впрочем, этим грешили моряки всех флотов и во все времена.
По воспоминаниям торпедиста катера Георгия Гавриша: "По плану похода мы должны были быть в районе Ялты около 2х часов ночи, т. е. произвести набег под покровом темноты. Но когда пришли в Анапу, то оказалось, что бензина там нет, ... А топлива нам нужно было много - должно хватить дойти до Ялты и вернуться обратно... Мы спешно приняли топливо и вышли в море. Было это в ночь на 13 июня. ... погода отличная. Шли хорошим ходом, ровно, 30-32 узла....Но т.к. задержались в Анапе из-за бензозаправщиков, то в Ялту прибыли, когда взошло солнце. ... Враг на берегу не подавал никаких признаков беспокойства. Мне кажется, потому, что "Д-3" у нас был единственным и здорово отличался от остальных ТКА. Фашисты просто мало о нем знали. К тому же, силуэт его очень изменен бочками на борту. Но на катере развевался военно-морской флаг СССР! Заходим в порт, непосредственно в его акваторию, Кочиев внимательно рассматривает порт в бинокль. Время от времени толкнет катер моторами, снова застопорит. Не выдерживаю и подхожу к Кочиеву: Будем стрелять залпом, сразу двумя, или одиночными? - Ставь левую, - невозмутимо отвечает он. Поставил стрелку стрельбы на левую торпеду, занял место у аппарата. Волнуюсь, а вдруг торпеда не выйдет?!
Кочиев не стреляет. Немцы на берегу молчат. Кто-то на пляже делает гимнастику. Мы стоим на входе, а прямо против нас бортом стоит быстроходная десантная баржа, груженная какой-то техникой... И тут торпеда с шумом вылетает из аппарата и шлепается в воду, подняв брызги. ... на гладкой поверхности моря появился четкий белесый след, ... - торпеда пошла. Прямо на цель! А Кочиев снова невозмутим: стоит и смотрит. И только когда торпеда вонзилась в баржу, подняв огромный столб огня и дыма, Кочиев дает двигателям полный газ. Резко бросает мне команду: "Дым!" Взревели моторы, катер рванул вперед, дымзавеса густым шлейфом потянулась за нами. Берег открыл ожесточенный огонь: бьют орудия, пулеметы и даже минометы. Вокруг катера вода буквально кипит от разрывов. С креном на правый борт - торпеда в аппарате, прикрывшись дымами, отрываемся от обстрела..."
Зато информация о потоплении итальянской сверхмалой подводной лодки появилась у советского командования в связи с боевым донесением двух экипажей самолетов Пе-2 из состава 40-го бомбардировочного авиаполка 63-й бомбардировочной авиабригады ВВС флота, бомбивших 19 июля 1943 года ялтинский порт; при этом сообщалось так же о повреждении вражеского транспорта (хотя на основании этого донесения потопление СВ-5 долгое время приписывалось именно летчикам-черноморцам, реальным результатом их действий по вражеской базе стало уничтожение лишь немецкого катера-тральщика Р-33).
В немецких архивах сохранилась запись от 14 июня: "В ночь на 13 июня комбинированная атака авиации и торпедных катеров противника на Ялту. Один русский ТКА выстрелил торпеду через заграждение и потопил итальянскую подводную лодку "CB-V". Несмотря на артиллерийский обстрел и наблюдаемые попадания, катер скрылся, закрывшись дымовой завесой".
Возможно, что именно с потерей СВ и были связаны упоминавшиеся выше рапорты командиров СВ-2 и СВ-3 о достигнутых ими, но не подтвержденных реальными фактами победах: итальянские подводники горели желанием отомстить за «пятерку», которая до своей гибели так и не успела совершить ни одного выхода в море. Сейчас сложно что -то подтвердить или опровергнуть, война на море не всегда предоставляет точные сведение о том, что произошло.
До начала октября 1942 года лодки 11-й флотилии СВ совершили еще 15 боевых походов, но успехов больше не добивались, так как после падения Севастополя обнаружить какие-либо цели в своем секторе патрулирования им уже не удавалось, да и активность Черноморского флота у южного побережья Крыма заметно снизилась. По этой же причине безрезультатными оказались и 23 выхода в течение восьми последующих месяцев, то есть до того момента, когда 20 мая 1943 года командовавший всеми итальянскими силами на Черном море капитан 1 ранга Мимбелли не передал 11-ю флотилию СВ под непосредственное немецкое командование. Этим он оказал своего рода «медвежью услугу» своему коллеге из Кригсмарине, так как теперь немецкому Адмиралу Черного моря предстояло решать мучивший итальянца вопрос: из какой базы и в каком качестве можно в период господства на театре эффективно использовать целых 5 карликовых лодок типа СВ с итальянскими экипажами? В конце концов 11-я флотилия СВ была перебазирована в Севастополь, откуда в августе 1943 года был совершен единственный боевой выход. Однако именно он оказался весьма успешным в плане всё той же противолодочной борьбы в целях которой эти сверхмалые подводные лодки продолжали использоваться итальянцами и в 1943 году
Так в ночь на 28 августа командир СВ-4 Армандо Сибилле южнее мыса Тарханкут в Каламитском заливе уничтожил одной торпедой советскую подводную лодку Щ-203 капитана 3 ранга В.И.Немчинова.
Согласно докладу командира «СВ-4» капитан-лейтенанта Армандо Сибилле его «малютка» находилась в надводном положении, когда в 400 метрах от себя он обнаружил всплывшую советскую субмарину, которая, запустив дизели, начала движение в сторону его лодки. Сибиле застопорил ход, и остался за кормой советской субмарины, которая прошла в 50-60 метрах от него. «СВ-4» описала циркуляцию, и, заняв выгодную позицию, с 800 метров выпустила торпеду, которая, отклонилась влево. «СВ-4» немедленно выпустила вторую торпеду. Через 40 секунд перед рубкой советской подводной лодки поднялся высокий столб воды, раздался взрыв, и лодка исчезла.
В конце 1949 года «Щ-203» была случайно обнаружена на дне на глубине 72 метра и обследована водолазами. В ходе осмотра выяснилось, что в районе II – III отсеков корпус субмарины перебит надвое сильным взрывом, при этом носовая часть загнута по отношению к диаметральной плоскости вправо на 70°, а в ТА № 1 и № 4 отсутствуют торпеды. Позже останки лодки были подняты, члены экипажа (погибло 45 человек) похоронены на кладбище.
Однако это была последняя победа итальянских подводников на Черном море, и вообще последний боевой выход лодки 11-й флотилии СВ. Менее чем через две недели, 8 сентября 1943 года фашистская Италия капитулировала и официально вышла из войны на стороне фашистского блока.
Хотя уже 19 сентября немцы объявили о том, что «итальянской сверхмалой подводной лодкой на Черном море потоплен советский минный заградитель» - это сообщение, по мнению К.Б.Стрельбицкого, на деле явилось не более чем пропагандистским трюком – мол и после официальной капитуляции Италии верные идеям фашизма итальянские военные моряки продолжают борьбу вместе со своими немецкими «боевыми товарищами» и под их командованием одерживают победы. После войны зарубежные историки сначала ставили эту «победу» под сомнение, а к настоящему времени уже полностью отрицают ее.
После капитуляции Италии 11-я флотилия СВ вновь сменила место своего базирования и возвратилась туда, откуда начала «черноморскую» главу своей истории - в Констанцу. Здесь 30 ноября 1943 года - неожиданно как для немцев, так для итальянцев - все 5 ее лодок были взяты под свой контроль румынами и первоначально были официально включены в состав так называемой «Группы подводных лодок и торпедных катеров» капитана 2 ранга Виктора Войнеску, а затем были выделены в отдельную, 2-ю эскадрилью подводных лодок лейтенанта Виргила Букура. Однако в ее составе они числились недолго: уже 23 января следующего, 1944 года по специальному соглашению, подписанному Королевством Румынии с созданной немцами марионеточной Социальной Республикой Италией (РСИ, или «Республика Сало») все эти лодки были возращены своим прежним хозяевам и составили так называемые Подводные силы РСИ на Черном море». Сама же 11-я флотилия СВ была официально переформирована (а точнее то переименована) в «Группу сверхмалых подводных лодок МФ РСИ «М. О. Ливио Пйоматро».
Однако, несмотря на столь звучные названия, эти соединения числились боевыми только на бумаге: выполняя условия перемирия с западными союзниками Супермарина отдала приказ командованию 11-й флотилии СВ интернировать личный состав подразделения в Румынии, что было выполнено. Сами же лодки были подняты румынами на берег и хранились на специальных стапелях, в таком виде и были захвачены 25 августа 1944 года советскими войсками, занявшими Констанцу.
Через два месяца, 20 октября четыре из пяти бывших итальянских сверхмалых подводных лодок: СВ-1, СВ-2, СВ-3, СВ-4 – были официально зачислены в списки советского ВМФ, в состав Черноморского флота как лодки типа «ТМ» (Трофейная, малого типа) – ТМ-4, ТМ-5, ТМ-6 и ТМ-7 соответственно. Однако служба их под третьим, советским военно-морским флагом была лишь немногим более продолжительной, чем под румынским, уже 16 февраля следующего, 1945 года все они были официально исключены из списков флота «ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию и из-за технического состояния» и переданы в Отдел фондового имущества Черноморского флота «для демонтажа и разделки на металл».
Для справки: информация зарубежных историков о том, что все 5 сверхмалых лодок типа СВ в начале 50-х годов были переданы советской стороной ВМФ Болгарии, но вскоре возвращены СССР и в 1955 году пошли на слом на одном из южных советских заводов, не нашла своего подтверждения ни у отечественных ни у болгарских историков флота.
Нет сомнения, что бывшие итальянские сверхмалые подводные лодки СВ-1, СВ-2, СВ-3 и СВ-4 пошли на слом гораздо раньше: или в том же, 1945 году, или несколько позже.
К примеру, ТМ-5, бывшая СВ-2, 9 августа 1944 года стала трофеем Красной Армии в Констанце (Румыния) и 20 октября 1944 года зачислена в состав Черноморского флота. 16 февраля 1945 года ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по техническому состоянию исключена из состава ВМФ СССР. Для детального изучения передана предприятиям Наркомсудпрома в Ленинграде, где и была сдана на разборку.
Вопрос представляет из себя судьба последней, пятой субмарины 11-й флотилии СВ - СВ-6, которая, хотя и была захвачена советской стороной в Констанце, но в состав Черноморского флота официально включена так и не была. Причина такого решения, очевидно, в событиях 20 - 25 августа 1944 года, когда эта военно-морская база подверглась ряду массированных ударов авиации Черноморского флота. В ходе них, согласно официальным советским данным, были повреждены, в частности, и две итальянские сверхмалые подводные лодки. Судя по всему одной из них была именно СВ-6, повреждения которой были столь серьезны, что о вводе ее в строй не могло был и речи.
Так как какие-либо румынские данные о разборке на металл СВ-6 в Констанце отсутствуют, то следует предположить, что поврежденная лодка все же была переведена в одну из баз советского Черноморского флота и впоследствии тоже пошла на слом.
Итак, подведем итоги деятельности 11-й флотилии СВ Реджиа Марина на Черноморском ТВД Великой Отечественной войны. За период активных боевых действий с июня 1942-го по август 1943 года 5 субмарин флотилии (без СВ-5) совершили 42 похода (в том числе СВ-1 – 11 походов, СВ-2 – 10, СВ-3 – 6, СВ-4 - 12, СВ-6 - 3), в ходе которых было уничтожено, по наиболее часто используемым данным, - две советские подводные лодки (С-32 – 23 августа 1942 года и Щ-203 – 28 августа 1943 года), на самом деле - только одну (Щ-203), при этом потеряв со своей стороны лишь одну – СВ-5 (13 июня 1942 года).
Учитывая, что всего за годы войны на Черноморском ТВД было потеряно 28 советских подводных лодок, то можно сказать, что ущерб, нанесенный 11-й флотилией КБ советскому флоту был невелик, а действия итальянских подводников не были столь эффективны, как на это рассчитывали немцы, и как того желали сами итальянцы. Мы понимаем, что сама по себе оценка - одна уничтоженная подводная лодка противника - "много или мало"? вряд ли объективна, но как есть.
В тоже время само по себе появление на Черном море целой флотилии итальянских субмарин стало для командования советского Черноморского флота стало конечно неожиданностью, и тут даже один лишь факт нахождения на театре нескольких «карликовых субмарин - диверсантов» постоянно мог оказывать и, скорее всего, оказывал на советских военных моряков (командование в первую очередь) серьезное моральное воздействие. Любопытно, что в советской официальной историографии Великой Отечественной войны на Черном море нет ни одной серьезной работы, где бы не упоминалось хотя бы о наличии здесь в годы войны итальянских сверхмалых подводных лодок. Видимо это также наложило свой отпечаток.
Друзья, а как вы оцениваете деятельность итальянских сверхмалых подводных лодок на Черном море. Были ли вообще смысл в этом решении, или это очередная авантюра?
По материалам К.Б.Стрельбицкого и ресурсов Интернета.