Не так и давно мы представляли читателям серию статей о действиях на Черном море итальянских подводных лодок, как помним, это были сверхмалые подводные лодки типа СВ. Одно время эти субмарины заставили поволноваться командование Черноморского флота, но их боевой вклад в боевые действия оказался не велик. Однако задолго до того, как на Черном море появились итальянцы, вражеские подводные силы были уже представлены подводными лодками Королевского Румынского флота, и если быть точнее - единственной румынской подводной лодкой. Об этом периоде предлагаем вам данный материал, в основе которого исследования К.Б.Стрельбицкого.
Мало кто знает, что получить свои подводные силы на Черном море румынское военно-морское командование захотело еще в годы Первой мировой войны. Это была первая попытка румын обзавестись если не подводным флотом, то хотя бы одной субмариной, но она окончилась неудачей. Дело в том, что, по данным К.Б.Стрельбицкого, заказ на эту "первую румынскую" лодку был размещен в Италии еще в 1913 году в соответствии с первой (1912 - 1915 годы) кораблестроительной программой Королевского Румынского флота. Однако после своего вступления 23 мая 1915 года в войну итальянское правительство распорядилось реквизировать находившуюся в постройке на одной из отечественных верфей подводную лодку типа «Медуза». И как пишет, Стрельбицкий, именно это и была "румынская подводная лодка". Хотя будущая румынская субмарина все еще не получила своего имени, к моменту реквизиции она находилась в высокой степени готовности, что позволило итальянцам в том же 1915 году ввести ее в строй и использовать в ходе боевых действий. Эта лодка, получившая в составе Реджиа Марина имя «Аргонаута», погибла во время войны, так что и после ее окончания румыны не получили свой первый подводный корабль.
Правда здесь остаются некоторые вопросы. По данным С.Балакина, итальянцы по проекту "Медузы" строили лодку для России, которая имела наименование "Св.Георгий", и именно ее Италия выкупила и ввела в состав своего флота как "Аргонаут", заложив и построив для России другую лодку под тем же названием "Св.Георгий". И что интересно - этот "Аргонаут" был исключен из списков флота в 1928 году. В тоже время по проекту Ч.Лауренти итальянцы построили восемь субмарин типа "Медуза" (по головному), и вот из этой серии сама "Медуза" и погибла в 1915 году от торпед немецкой субмарины.
А вот В.А.Нагирняк отмечает, что первые подводные лодки Королевский румынский флот заказал в 1915 году, но не в Италии, а во Франции. Были они заложены в 1916 году, но результат - похожий, в 1917 году они были реквизированы французским правительством. В принципе данные уточнения не принципиальны для румынского флота, так или иначе в годы Первой мировой они не получили подводных лодок.
Однако мысль о обзаведении собственным подводным флотом оставалась в умах румынских военных моряков, и к подобной идее командование Королевского румынского флота вернулось уже в середине 20-х годов.
В составе Морской дивизии (официальное румынское название собственно военно-морского флота на Черном море) было решено создать Группу подводных лодок, состоящую из двух субмарин и их плавучей базы. Эти корабли были включены в Третью (1926 - 1928 годы), кораблестроительную программу Королевского Румынского флота; и все их решено было заказать вновь в Италии, являвшейся для Румынии основным поставщиком военных кораблей. В том же, 1926 году заказ на проектирование и постройку одной субмарины (вторую было решено приобрести позже) и плавучей базы для нее был выдан итальянской судостроительной фирме «Кантиери Навали ди Куарнаро» в Фиуме (ныне – хорватский город Риека).
В июне 1927 года сюда прибыла румынская наблюдательная комиссия во главе с капитаном 2 ранга Георге Кослински (в начале 30-х годов - командир эскадры румынских эсминцев), который получил специальное образование как офицер-подводник к во Франции, в Тулоне. В присутствии этой комиссии оба корабля были торжественно заложены. В то же время, как постройка плавбазы - она получила имя «Констанца» - шла в соответствии с графиком, и корабль был спущен на воду через два года, в 1929-м, создание первой румынской субмарины шло очень медленно. Очевидно, что это было связано с тем, что, желая получить корабль, полностью отвечающий всем требованиям времени, члены румынской комиссии постоянно требовали от своих итальянских коллег внесения все новых и новых конструктивных изменений в первоначальный проект и исправления в нем и на самой лодке обнаруженных многочисленных конструктивных дефектов. В результате стапельный период строительства первой румынской подводной лодки, получившей имя «Делфинул» растянулся на три года, и спуск ее на воду произошел лишь 22 июня 1930 года.
Так как достройка лодки на плаву не завершили в оговоренный контрактом срок - год со дня спуска на воду, то уже вступившая в строй «Констанца» в 1931 году ушла в Румынию одна.
Таким образом, в Королевском Румынском флоте сложилась парадоксальная ситуация: еще не имея самих подводных лодок, румын уже располагали специально построенным кораблем для их обслуживания! Так как такое положение сохранялось еще в течение целых пяти (!) лет. то в конце концов «Констанцу» решено было использовать «не по назначению», а именно - в качестве учебного суда (так как впоследствии базирование всего одной лодки было для него отнюдь не обременительным, то эти функции «Констанца» исполняла вплоть до 1939 года - пока немецкая фирма «Блом унд Фосс» не поставила румынам учебное судно специальной постройки трехмачтовый барк «Мирча»).
Хотя, в конце концов, еще в том же, 1931 году итальянская фирма смогла предъявить лодку заказчику для приемки, однако «Делфинул» официально вошел в состав не Королевского Румынского флота, а итальянского Реджиа Марина. Казалось, что история времен Первой мировой повторяется! По некоторым данным стоимость строительства подводной лодки составила 150 миллионов румынских лей, не малая сумма. Дело в том, что Румыния, тяжело пораженная продолжающимся мировым экономическим кризисом, была в 1931 году просто не в состоянии выкупить у фирмы вместе с плавбазой еще и подводную лодку. Оплатить итальянцам достройку своей первой подводной лодки румыны смогли лишь в апреле 1936 года, и 9 мая выкупленный, наконец, «Дельфинул» был официально передан Реджиа Марина Королевскому румынскому флоту. 27 июня 1936 года лодка под командованием капитан-лейтенанта Виктора Вальнеску прибыла в Румынию и вошла в состав Морской дивизии.
Хотя командование Королевского Румынского флота и признало проект «Делфинаули» неудачным и отказалось от постройки однотипной лодки (равно как и от приобретения второй субмарины на тот момент вообще), оно с серьезностью отнеслось к единственному в своем классе новому боевому кораблю. Об этом говорит, в частности, хотя бы тот факт, что специально для одной-единственной субмарины «Делфинул» были разработаны технические и боевые уставы и наставления по эксплуатации подводных лодок.
Для справки: водоизмещение- 650/900 т, размерения - 68,58х5,94х3,66 м; ГЭУ - 2 дизеля/2 электродвигателя - 800/800 л.с.; запас топлива - 37 т соляра; скорость хода = 14/9 узла; дальность плавания - 2000 (10) миль; вооружение - 1х1-102-мм/35, 2 пулемета, 6-533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых, 6 торпед), экипаж - 40 человек
В конце 30-х годов была принята Четвертая (1937-1939 годы), кораблестроительная программа Королевского румынского флота, которая в первоначальном варианте включала в себя, в частности, постройку сразу четырех новых подводных лодок, получивших условные наименования с «С-1» по «С-4» («С» - начальная буква румынского слова «субмарине» - подводная лодка). В окончательном варианте программа включала в себя уже три таких корабля, заказ на проектирование которых был выдан известной голландской фирме «Инжинерингс Кантоор фор Схепсбаув» в Гааге.
В 1938 году по полученным от нее чертежам две новые румынские подводные лодки (от строительства третей к этому времени так же отказались) были заложены на единственной отечественной судостроительной верфи, строившей военные корабли и принадлежавшей Военно-морскому арсеналу в Галаце - «Сантери Галаци».
Так как у румын, естественно, не было никакого опыта в подводном кораблестроении, то все работы велись под наблюдением и при помощи специалистов известной немецкой фирмы «Дешимаг» и даже имели «дешимаговские» строительные номера -«№ 930» («С-1»/S-1) и «№ 939» («С-2»/S-2). Однако их постройка продвигалась слишком медленно - с началом Второй мировой войны немецкие специалисты потребовались в «фатерланде» для создания мощных подводных сил Кригсмарине, и в результате первая из двух новых лодок была спущена на воду лишь 4 мая 1941 года, а вторая - на 18 дней позже. О их скором вводе в строй, естественно, не могло быть и речи, и Королевский Румынский флот вступил во Вторую Мировую войну с единственной подводной лодкой.
Хотя в его составе имелись такие ударные силы как эскадренные миноносцы и торпедные катера, именно «Дельфинул» считалась румынским командованием своим самым сильным боевым кораблем на Черном море. При этом единственная румынская субмарина составляла все подводные силы стран фашистской Оси на этом морском театре военных действий. Активная деятельность «Делфинула» началась как и других родов румынского оружия, в первый день Великой Отечественной войны, когда лодка вышла в море на патрулирование с целью наблюдения на дальних (30- 60 миль) подступах к главной .военно-морской базе Оси на Черном море - Констанце.
Иногда можно в литературе встретить упоминание, что 26 июня 1941 года, в день знаменитого набега двух советских лидеров эскадренных миноносцев - «Москвы» и «Харькова» - на Констанцу, лодка под командованием капитан-лейтенанта Корнелиу Лунгу патрулировала в 60 милях от базы и, еще ночью обнаружив приближение к ней кораблей противника, сообщила об этом командованию. Результаты этой набеговой операции для обоих сторон широко известны, так что на них нет необходимости здесь останавливаться однако стоит напомнить о том, что и советские корабли на обратном пути обнаружили лодку, которая атаковала их, и была, в свою очередь, потоплена глубинными бомбами эскадренного миноносца «Сообразительный».
Однако вычеркивать навсегда «Делфинул» из списков Королевского Румынского флота было рано: на самом деле эта субмарина не только не провела по советским кораблям ни одной торпедной атаки, но и вообще не обнаружила их на пути отхода от Констанцы к Севастополю.
Детали набега советских лидеров на Констанцу мы рассматривали ранее, поэтому здесь и сейчас этому вопросу уделять время не будем.
«Делфинул» же, завершив патрулирование, благополучно возвратилась назад в базу, где простояла затем около двух недель. Однако в то время ее ценность для флота была нулевой, и командование Морской дивизии справедливо решило, что единственной своей подводной лодке лучше не подвергаться в базе опасности советских воздушных налетов, а стоит приступить к более активным действиям в море, у берегов противника. Командиру «Делфинула» была поставлена задача атак одиночных военных кораблей и транспортных судов, идущих без охранения, и наблюдения за водным пространством. С целью же максимально, насколько это возможно, обезопасить свою единственную лодку, румынское командование запретило ей действовать в районе севернее параллели Ак-Мечети (ныне - Черноморское), и западнее меридиана Тендры, а так же на подходах к Севастополю, чтобы не попасть под удар советских или своих же (?) сил.
При этом действия в ограниченном районе лодка должна была сочетать с крейсерством на южных подходах к Крыму. И вскоре подводная лодка вышла в боевой поход к советским берегам.
Продолжение следует....
По материалам К.Б.Стрельбицкого и ресурсов Интернета.