О фильме Элины Суни «Чижик-Пыжик возвращается» (2023)
В новом приключенческом фильме есть все, что необходимо подросткам: риск, тайна, вызов и победа. То есть все то, без чего не обходится ни один качественный подростковый фильм. Но есть в нем то, что выгодно отличает от глянцевого хлама, которым перегружена индустрия развлечений: честность. Создатели не заигрывают с детьми - они говорят правду.
Пятиклассники приезжают из Екатеринбурга в Петербург на каникулы и сразу погружаются в экскурсионно-праздничный Петербург, коммерческий и беспощадный ко всему некоммерческому.
Царственные особы, Петр и Екатерина Вторая развязывают грязную драку из-за «сфер влияния» и территории, а гигантские добродушные «зверушки» оказываются ряжеными гопниками с криминальными физиономиями и криминальным поведением.
Сфотографироваться с животными предлагают живодеры, содержащие их в жутких условия, монстров в музее ужасов изображают мирные старушки с деменцией, экскурсоводы не знают элементарных вещей — вся подноготная коммерческого Петербурга открывается героям фильма, которые в силу своей юности и бесшабашности верят, что могут изменить этот мир. Или хотя бы найти украденного Чижика-Пыжика — символ северной столицы, выполняющий любые желания.
А желаний у ребят много — и все заветные. Трудно выполнимые. Полудетская вера в волшебное могущество Чижика-Пыжика делает чудеса: желания сбываются, но не мистическим образом, а в самой настоящей жизни. Жизни активной. Детективное расследование очередного похищения Чижика-Пыжика самым реальным образом приводит к исполнению желаний, и в этом мистика города на Неве.
Дети и взрослые преображаются в свете славной истории Петербурга. Становятся смелее, самостоятельнее, обретают достоинство. Ими овладевает дух приключений, авантюризма, славный дух веры в себя и свои силы. Они лихо вступают в бой с бандитами и, как и положено в юношеских приключениях, побеждают.
Конечно, детям приходят на помощь взрослые. Дух Петербурга проникает и в них: очень эффектный кадр, когда на фоне Медного всадника молодой учитель, привычно апатичный под спудом начальства, обретает собственный голос и отправляется вместе с ребятами на поиски пропавших одноклассников. Словно сам дух Петра, отваги и авантюризма, наполняет его жаждой подвигов и естественным желанием прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Конечно же, ни одна детективная история не обходится без полиции, в фильме она появляется в последний, но решительный момент. Полиция показана с юмором и тоже в духе дня, наполненная противоречиями на гендерной почве.
Одним словом, под влиянием экскурсионных текстов про смелых преобразователей и их подвиги, про эпоху славных дел и необыкновенных приключений, в наших путешественниках просыпается дух смелости и приключений. Дух товарищества и взаимопомощи. Дух свободы, дух Петра, дух смелости и правды.
В фильме есть главное, что должно быть в настоящем подростковом кино: понимание, что «племя младое, незнакомое» уже опередило своих отцов. И в чем-то более продвинуто, чем прошлое поколение: главные герои с легкостью обманывают искусственный интеллект «умного дома» бандитского главаря, и не только вырываются на свободу, но и избавляются от преследователей. Очень эффектный и остроумный трюк, с легкостью разрушающий миф о великих и всемогущих нейросетях. Против человека они ничто.
Фильм снят ярко и динамично, в духе сверхскоростей нашего века. Но даже в этих сверхскоростях остаются боль одиночества и тоска по вечным ценностям, так нужным в любое время каждому ребенку, каждому взрослому: дом, семья, любовь, дружба, понимание, солидарность и уверенность, что ты можешь и должен что-то изменить в этом неправильном и враждебном мире, который так нуждается в тебе. И твоих действиях.