Найти в Дзене
Epoch Times Russia

Японские традиционные чернила суми для императоров и современных ценителей

НЕКОТОРЫМ ИЗ ЧЕРНИЛЬНЫХ БРУСКОВ НЕСКОЛЬКО СОТЕН ЛЕТ, А САМОМУ СТАРОМУ ИЗ СОХРАНИВШИХСЯ ОКОЛО 350

Автор: Луиза Чемберс

(Courtesy of ICHI Inc, Japan)
(Courtesy of ICHI Inc, Japan)

В старинной 450-летней мастерской японские умельцы вручную изготавливают 200-граммовые бруски высококачественных чернил для каллиграфии. Стоимость бруска более $1 тыс.

Компания Кobaien в городе Нара, Япония, с момента основания в 1577 г. и по сей день изготавливает чернила суми посредством «сбора дыма в глиняной посуде» — традиционным способом, созданным под влиянием китайских мастеров чернил. Он остаётся неизменным более четырёх столетий. В компании Kobaien считают, что, «придерживаясь традиционного способа производства», они смогут и дальше производить чернила высочайшего качества.

Чернила Kobaien издавна использовались японскими императорами, сёгунами и аристократами, а современные ценители применяют их для каллиграфии, минималистичного рисования тушью и окрашивания ткани методом sumizome.

Kobaien в Наре, Япония. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)
Kobaien в Наре, Япония. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)

Некоторым чернильным брускам Kobaien уже несколько сотен лет, а возраст самого старого из сохранившихся составляет около 350 лет. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)
Некоторым чернильным брускам Kobaien уже несколько сотен лет, а возраст самого старого из сохранившихся составляет около 350 лет. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)

Чернильные бруски Kobaien. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)
Чернильные бруски Kobaien. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)

Мастера Kobaien сжигают растительное масло, в основном рапсовое или кунжутное, в закрытом непористом фаянсовом сосуде с фитилём, сплетённым вручную из стеблей тростника. Затем собирают сажу в процессе, который называется saien, что означает «сбор дыма». Добавляя животный клей и ароматизаторы, они получают sumidama — мягкое чернильное тесто, которое опытные мастера тщательно вымешивают, формуют в виде брусков и высушивают.

«Процесс трения чернильного стержня о чернильный камень — это медитативное действо, которое неприменимо при производстве химически синтезированных чернил», — сказал представитель Kobaien газете The Epoch Times.

Цена чернильного бруска во многом определяется «кропотливым и трудоёмким процессом изготовления» и качеством материалов.

В компании Kobaien имеется четыре камеры для сбора дыма и в каждой находится по 100 фаянсовых сосудов. Горящий фитиль располагают сбоку, и сосуд поворачивают каждые 20 минут, чтобы сажа на крышке оседала равномерно. Сажу собирают по два часа пять раз в день, соскабливая со стенок крышки. Затем её отправляют на склад и оставляют «спать» до начала смешивания.

Фитили мастера плетут вручную из стеблей тростника. Количество образующейся сажи зависит от толщины фитиля и качества масла. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)
Фитили мастера плетут вручную из стеблей тростника. Количество образующейся сажи зависит от толщины фитиля и качества масла. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)

Мастер расставляет сосуды в дымоулавливающих камерах Kobaien. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)
Мастер расставляет сосуды в дымоулавливающих камерах Kobaien. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)

 (Courtesy of ICHI Inc, Japan)
(Courtesy of ICHI Inc, Japan)
«Производство чернил суми требует максимальной тщательности и внимания, — сказал представитель Kobaien. — Только процесс сушки занимает более шести месяцев, а период созревания длится более четырёх лет».
«Фактически, чем дольше период сушки, тем выше качество чернил суми и тем выше цена. Возраст некоторых из них достигает нескольких сотен лет».

Самому старому сохранившемуся бруску чернил Kobaien около 350 лет. Бруски, изготовленные из сажи, полученной от горения дорогих масел, таких как павловния, камелия, кунжут, могут стоить более чем в четыре раза дороже брусков из рапса. Несмотря на то, что сегодня чернильные бруски машинного производства заполонили рынок, компания Kobaien нашла свою нишу среди взыскательных покупателей благодаря приверженности традиционному методу.

(Courtesy of ICHI Inc, Japan)
(Courtesy of ICHI Inc, Japan)

(Courtesy of ICHI Inc, Japan)
(Courtesy of ICHI Inc, Japan)

(Courtesy of ICHI Inc, Japan)
(Courtesy of ICHI Inc, Japan)

«В отличие от того, как производятся современные промышленные изделия, в нашем производстве чернильных палочек нет строго установленного процесса, — сказал представитель Kobaien. — Количество клея, сажи и воды для смешивания меняется каждое утро в зависимости от температуры и влажности».

После того как тесто вымешано и сформовано в бруски, им дают затвердеть и подсохнуть. Слишком быстрая сушка может привести к растрескиванию брусков, поэтому мастера ежедневно в течение 40 дней, пока чернила не высохнут на 70%, покрывают их влажной древесной золой, постепенно заменяя на более сухую.

Отформованные чернильные бруски на 40 дней покрывают древесной золой, пока они не высохнут на 70%. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)
Отформованные чернильные бруски на 40 дней покрывают древесной золой, пока они не высохнут на 70%. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)

Затем бруски перевязывают соломой и подвешивают в помещении для просушки примерно на шесть месяцев при умеренной влажности. Для полного высыхания и созревания чернил требуется не менее четырёх лет. Если аккуратно растереть готовый продукт в воде на чернильном камне, то суми превращается в жидкую чёрную тушь.

«Химически синтезированные чернила производят массово и за короткое время, но им не хватает глубины и насыщенности, — сказал представитель Kobaien. — Чернила, изготовленные из более мелких частиц сажи, имеют уникальный глубокий чёрный цвет, который невозможно воспроизвести химически синтезированными чернилами. Они также по-разному впитываются в бумагу, создавая трёхмерный эффект».
Для высыхания и созревания чернил требуется не менее четырёх лет. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)
Для высыхания и созревания чернил требуется не менее четырёх лет. (Courtesy of ICHI Inc, Japan)

«Есть старая поговорка: „Чернила суми имеют семь цветов“, — сказал представитель компании. — Один художник как-то рассказал мне, что, когда он рисовал картину, используя чернила суми Kobaien, то смог передать глубину воздуха между горами вдали и местом, где он находился. Я считаю, что в этом вся суть наших чернил и их изготовления».

Первое упоминание о появлении чернильных палочек в Японии содержится в «Нихон сёки» («Анналах Японии»), одном из древнейших документов Японии. В 610 году н. э. король государства Когурё на Корейском полуострове якобы отправил двух монахов в Японию с чернильными палочками суми.

Но ещё до «Нихон сёки» японцы вели «активный обмен» с древними династиями Суй и Тан в материковом Китае, а также с несколькими династиями на Корейском полуострове. По мнению представителя Kobaien, многие интеллектуалы и ремесленники со знаниями гораздо раньше поделились с японцами секретом производства чернильных палочек.

«Наша цель — воспроизвести чернильные палочки, изготовленные в период Эдо с XVII по XIX век, когда производство чернил считалось безупречным».
Покупатели в магазине Kobaien. Одними из самых востребованных чернильных палочек являются Koukaboku, Shitsuboku, Baikaboku и Shouenboku.(Courtesy of ICHI Inc, Japan)
Покупатели в магазине Kobaien. Одними из самых востребованных чернильных палочек являются Koukaboku, Shitsuboku, Baikaboku и Shouenboku.(Courtesy of ICHI Inc, Japan)

Источник: The Epoch Times