Драматизм, черно-красная гамма, строгие, крепкие линии – и вдруг, неожиданно, разноцветье и бьющая через край радость жизни. Мирной жизни. Всё это сочетал в своих картинах белорусский художник еврейского происхождения, урбанист, монументалист Май Данциг (1930-2017), которого иногда называют романтиком реализма.
Стать художником подросток Май решил во время войны, в Ульяновске, где его семья оказалась в эвакуации. Его первым заработком стала буханка хлеба, которую он получил за роспись вывески продуктового ларька, – скрипка, на которой он учился играть по настоянию родителей, была таким образом заброшена. Сначала было художественное училище в родном Минске, куда семья вернулась после войны, потом – институт имени Сурикова.
Ранние работы художника – «Навстречу жизни», дипломная картина «Сирень» – привлекли внимание критиков необычным ракурсом, светлой, оптимистичной палитрой, они кажутся рельефными и выпуклыми за счет неровного нанесения краски. На удивление настоящими выглядят у него обычные деревянные бельевые прищепки, сейчас их почти нигде не увидишь.
Как и другие художники сформировавшегося в 50-60-е сурового стиля, Данциг отрицал парадный и помпезный соцреализм, противопоставляя ему «весомое и грубое» изображение действительности, в частности, военной. Тема Великой Отечественной войны имела для этого мастера особое значение. Здесь мы находим у него и аллегоричные картины, одна из которых – «И помнит мир спасенный…». В основу ее сюжета легла история спасения советскими солдатами шедевров Дрезденской картинной галереи, среди которых была «Сикстинская мадонна» Рафаэля.
Картина писалась с 1985 по 1995 год.
Данцига по праву называют «портретистом Минска», родного и любимого художником города, а еще – автором символического натюрморта, в котором даже вещи рассказывают о том, чем художнику хотелось поделиться со зрителем.