Изучать основы постановки студийного освещения самостоятельно вполне выполнимая задача. Самое главное - не утонуть в теории, вычитанной и подсмотренной в миллионах статей на просторах любимого интернета. Освоить постановку света можно исключительно на практических занятиях, а так как для практики понадобится очень много времени, то рентабельней всего собрать свою небольшую фотостудию дома. Кстати, такое решение очень быстро окупится, так как аренда студии по 4-5 часов в день сегодня очень дорогое удовольствие. К тому же своя студия будет очень кстати при первых коммерческих заказах по предметной или фудфотографии, когда фотограф захочет коммерциализировать самостоятельно приобретенные навыки. В общем, решено — собираем свою первую студию дома.
Начать стоит с оборудования съемочной площадки и фона. Тут все очень просто, в квартире много личных вещей и мебели, так что большой площади для съемок получить не удастся, по этой причине самым удобным решением будет приобретение небольшого предметного стола Falcon Eyes ST-0613T и простых стоек FST L-2804 для закрепления небольших фонов и отражателей.
На первое время этого вполне достаточно, к тому же в целях коммерческой предметной съемки, такой легкий набор можно использовать даже на выезде, так что эти вложения точно не пропадут. Что касается возможности проведения портретных съемок, то они тоже возможны, но поговорим об этом чуть позже, когда комплект света будет собран полностью.
Стоит приобрести несколько небольших пластиковых фотофонов. Во-первых, их можно постелить на предметный стол, а во-вторых, повесить за предметным столом на стойку, что очень удобно при многих видах съемки, когда фон требует отдельного освещения. Пластиковые фоны небольшого размера не только достаточно бюджеты и очень износоустойчивы, но и как правило имеют сразу две поверхности — матовая и глянцевая. На первое время достаточно классики: белый фон (FST пластиковый, 60 х 130 см, матовый, белый), серый ( (FST пластиковый, 60 х 130 см, матовый, серый), черный (FST пластиковый, 100 х 200 см, матовый, черный) и можно дополнительно взять один цветной, все равно захочется (например, FST пластиковый, 60 х 130 см, матовый, синий).
Теперь стоит позаботиться о свете. Необходимо сразу отметить, что обучаться постановке света со вспышками будет сложно, так как только моноблоки средней ценовой категории и выше имеют достаточно мощный регулируемый пилотный свет. По этой причине гораздо разумней начать с бюджетных светодиодных осветителей, тем более, что для учебы нужно как минимум три источника света. Неплохим вариантом будет комплект из трех осветителей Godox SL60IID: они компактны, имеют хороший функционал и, самое главное, позволят вам использовать большой набор различных светоформирующих насадок - от рефлекторов до зонтов и софтбоксов.
Не стоит сразу покупать слишком большой набор светоформирующих насадок. Для начала вполне хватит основных: пару небольших софтбоксов Godox SB-FW6060, пару стандартных рефлекторов Godox RFT-14 Pro 60° (иногда идут в комплекте с прибором), зонт Falcon Eyes URK-48TSB1, шторки Falcon Eyes DEA-BHC. На первое время этого будет достаточно.
Осталось подобрать подходящие стойки, но тут вариантов очень много, главное помнить, что стойки должно быть минимум четыре (на одну больше, чем осветителей): FST LS-805, Falcon Eyes FEL-2440ST.0 или Falcon Eyes FlatStand 2400BAC. При выборе стоек стоит обратить внимание на их высоту. Желательно брать модели высотой от 2,5 до 3 метров, так как для домашней студии нужно универсальное решение, а возможности брать несколько дополнительных специализированных стойки нет из-за ограничения по месту хранения.
Последним, но не менее важным для студии приобретением является минимальный набор «студийного железа» - это разнообразные клипсы и держатели, одним словом помощники и запасные руки фотографа. Многие предпочтут сэкономить на таких аксессуарах, но это будет стратегический просчет, так как умение работать с таким оборудованием приносит большую, иногда многочасовую экономию рабочего времени в студии. Для начала нужно приобрести несколько зажимов для фона, отражателей и аксессуаров для съемки, в этих целях хорошо подойдут Falcon Eyes CL-C35, FST SC-02 с адаптером 5/8" или даже Manfrotto 175 - нужно всего 3-4 таких прищепки.
Также необходимо приобрести несколько гибких штанг и кронштейнов с возможностью их монтажа не только на стойку, но и на стол. Это кране полезное оборудование для установки тех же отражателей и интерьера для антуража предметной съемки. В таких целях хорошим выбором станут: FST FH2-50, Falcon Eyes NCLG-30S+CL-35FL, Fujimi Magic Arm 11" (FJVA-MA11) или SmallRig 3959 Rosette Arm и GreenBean PowerArm PA-099.
Вот и весь комплект оборудования для домашней студии. К слову сказать, дома без должного места все это великолепие будет сильно мешаться даже в разобранном виде. Оптимальным решением такого вопроса может стать покупка хорошего кейса Falcon Eyes SKB-B5 для хранения всей студии, заодно и мобильность всего комплекта значительно повысится.
В завершении статьи необходимо сказать несколько слов о том, как стоит начинать самообучение в условиях домашней студии.
Начинать стоит именно с предметной съемки, причем выбор нужно делать в сторону максимально лаконичных конструкций в кадре, задача обучающегося не удивить знакомых тем, что он наснимал, а изучить все свойства света и разобраться в его постановке. Именно по этой причине не стоит сразу браться за портрет, даже если конечной целью является обучение портретной съемке. В портрете взаимное общение между моделью и фотографом является основополагающим моментом, что будет очень сильно отвлекать фотографа от изучения «свойств света» - он будет стараться в первую очередь не разочаровать саму модель, а ведь суть занятий совсем не в этом. К тому же для очевидного прогресса в обучении съемки нужно проводить практически каждый день (или хотя бы через день), и если с натюрмортом проблем не возникнет, то с поиском модели будут очевидные затруднения.
Снимать портреты дома с тем оборудованием, которое было подобрано в нашей статье, можно и нужно, но только позже, после освоения основных законов постановки студийного освещения на обычных неодушевленных предметах.
Как вы думаете, можно ли научится работать со светом только по видеокурсам?
Какой вид осветителей (светодиод, вспышка, галоген, люминесцентный) вы предпочитаете для работы в студии?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2023 г.