К концу 2023 года почти прошла волна хайпа вокруг нейросетей, люди познакомились с новыми возможностями и продолжили жить дальше: никаких массовых сокращений рабочих мест и захвата мира искусственным интеллектом не произошло, как нам обещали привлекающие внимание заголовки статей.
Сейчас - самое лучшее время задуматься о пользе для общества, которую может принести и уже приносит искусственный интеллект. Моя статья будет интересна для тебя, если ты школьник, и на носу у тебя волнующие три буквы - «ЕГЭ», или же, если ты учитель и хочешь немного упростить свою работу и жизнь.
Для начала, я расскажу об эксперименте, который провёл. В начале сентября этого года я задумался о способности искусственного интеллекта решить единый государственный экзамен, так как все анонсы чата GPT-4 пестрили рассказами о том, что возможности данной версии неограниченны, потому что она может черпать информацию из интернета. Всё так и оказалось, использовать GPT-4 обычному пользователю можно, но сложно. Во-первых, сама Open AI отграничила использование своего продукта для российского пользователя, но с этой проблемой справиться довольно легко с появлением Е-SIM, можно приобрести номер другого государства или попросить друзей из других стран: нет таких друзей? Заведите! В общем и целом, всё легально. Пол часа времени и вы стали активным пользователем Open AI и абсолютно бесплатной GPT-3.5, а вот что касается четвёртой версии сетки, то тут придётся попотеть, так как она является платной и работает по подписке. Там уже пошли проблемы с платёжными системами и так далее, поэтому сейчас я буду говорить исключительно о бесплатной версии, которая доступна всем.
Итак, до моего эксперимента GPT-3.5 успешно решала мне задачи по статистике, экономике и строила алгоритмы для EXEL, так что с математикой, физикой и информатикой проблем нет - ИИ решит за тебя домашку, но что насчёт гуманитарного направления? Дорогие филологи, я вас обрадую: сетка ни за что в жизни не напишет красивый авторский текст, как бы ты её не просил, как бы не обучал, она будет писать на своём «искусственном» и однотипном языке. Однако, что касается школьного сочинения…
Я потратил примерно полтора часа на то, чтобы научить чат GPT-3.5 писать итоговое сочинение по литературе и она показала отличный результат, нашими совместными усилиями за час было написано 10 сочинений на разные темы и с разными аргументами. Больше всего ИИ любит приводить в пример произведения Льва Николаевича Толстого, по мнению робота произведения Л. Н. Толстого охватывают почти все темы из закрытого банка сочинений. При этом сетка также упоминала произведения Достоевского, Пушкина, Оруэлла и Джека Лондона, да и вообще в этом плане механизм довольно прост: не нравится аргумент - попроси сетку его заменить на другой.
Хорошо, по моему субъективному мнению Искусственный Интеллект прошёл проверку и способен написать итоговое сочинение на пятёрку, а в дальнейшем и сдать ЕГЭ, но моего субъективного мнения не достаточно, чтоб доказать это. Поэтому я решил запустить небольшой эксперимент. Как раз в свои школьные годы я сдавал ЕГЭ по литературе и немного подрабатывал на сайтах для школьников и учителей. Есть сайты которые предоставляют банк готовых сочинений и платят за них своим авторам, так что если тебе на уроке литературы учитель читает пример «хорошего» сочинения, знай - скорее всего он взял его с такого же сайта, а написал сей шедевр такой же школьник как ты. Так вот, я решил проверить сочинения на одном из подобных сайтов и остался доволен результатом: 8 из 10 сочинений набрали хорошее количество скачиваний, а 2-3 из них даже пользовались популярностью в течении месяца. К сожалению сайт платит копейки за просмотр, поэтому ИИ заработала всего 132р за 10 сочинений - на мороженое хватит.
А теперь давайте смотреть шире: как с помощью внедрения новых технологий и искусственного интеллекта может преобразиться школьное образование? Что касается учителей, которые и так копейки получают, то почему бы не освободить от кучи рутинной работы, от проверки множества контрольных и тестов, тем более что при проверке ЕГЭ уже используются данные технологии. Родители скинут со своих плеч груз домашек и домашнего «доучивания», ведь теперь ребёнок может залезть в телефон или планшет, который использовался им только для игрушек, и написать «ИИ, привет! Я не понял тему по биологии, объясни мне!». Я уже слышу возмущённый голос какой-нибудь Валентины Степановны: «но тогда же искусственный интеллект сможет решить все домашку и дети будут списывать!». Дорогая Валентина Степановна, они и так списывают! А что плохого в том, что ребёнок решил задачу, и теперь ему надо проверить её?
Целью данной статьи было познакомить читателя, а именно учеников школ и их родителей с возможностью нового формата обучения, который может упростить вашу жизнь.
А вот то, что ИИ может спокойно научится решать ЕГЭ, говорит о том, что нынешнее образование не расширяет кругозор ребёнка, а обязывает учиться по скриптам, строится алгоритм, который понятен роботу, а разве ребёнок - робот? Поэтому каждому родителю стоит объяснить своему ребёнку, что на ЕГЭ жизнь не закончится, даже если он его не сдаст.