Как гласит известный афоризм, «всегда говорите правду, но никогда не говорите всей правды». В фэнтези есть герои, которым не позволяет врать собственный кодекс чести, но при этом они виртуозно обводят других вокруг пальца. Способ очень простой - умалчивать о деталях. А если доверчивый собеседник не стал уточнять - ну что ж, сам виноват.
В сегодняшней статье вас ждут настоящие мастера расставлять ловушки без единого слова лжи. Поехали!)
1. Королева Мэб и рыцарь Креста Майкл («Досье Дрездена», Джим Батчер)
Фейри в принципе не могут лгать, и поэтому они в совершенстве освоили навык умолчаний и уверток. Разумеется, круче всех этим искусством владеет Королева Зимнего Двора - Мэб. В книге «Летний рыцарь» она предлагает чародею Гарри Дрездену сделку: выполнить три поручения и навсегда избавиться от обязательств в отношении Зимнего Двора. Гарри недоверчиво уточняет: «И я сам решаю, какие поручения принимать, а какие нет?» Мэб это подтверждает.
В книге «Маленькое одолжение» Мэб потребовала от Гарри услугу в счет долга. Тот отказался, заявив: «Мы так не договаривались!» Мэб устроила чародею настоящую пытку и в промежутке вкрадчиво разъяснила, что ни в коем случае ни к чему не принуждает - это просто наказание за грубость. Скрипя зубами, Гарри пришлось взяться за дело.
А в книге «Грязная игра» этим приемом блестяще пользуется обычный человек Майкл Карпентер - рыцарь Креста на пенсии. Когда злодей Никодимус взял в заложницы подругу Гарри, в обмен на ее свободу Майкл пообещал покинуть купол божественной защиты над своим домом: «Выйду. Даю слово». Никодимус обрадовался и не стал уточнять условий - а зря. Архангел-защитник не мог вмешиваться напрямую, зато исцелил все травмы рыцаря и передал ему Святой меч. В итоге Майкл вышел, вот только не сдаваться, а драться.
2. Саурон («Сильмариллион», Джон Толкин)
После того как армии Моргота прорвали оборону эльфов в Битве Внезапного Пламени, под ударом оказалась земля Дортонион. Завоеванием руководил Саурон. Остатки непокорившихся жителей Дортониона под командой вождя Барахира ушли в партизаны. Их долго не могли поймать, пока Саурон не узнал, что один из неуловимых бойцов, Горлим, ищет пропавшую жену - Эйлинель.
Саурон был не только мастером манипуляций, но и некромантии. Он быстро создал похожий призрак и с его помощью заманил Горлима в ловушку. Тот согласился сдать Барахира и остальных в обмен на воссоединение с женой. Саурон пообещал так и сделать: «Ты с Эйлинель скоро будешь опять, в постель ее ляжешь, чтоб больше не знать о войне». В итоге партизан перебили, а Горлима казнили и бросили в ту же яму, где уже давно лежало тело Эйлинель.
Чуть позже в аналогичную игру попробовал сыграть с Сауроном Финрод. Он с Береном и еще несколькими эльфами пробирался через эти земли под личинами орков. Их привели на доклад к Саурону, и Финрод честно сказал: «Мы тридцать убили, тела их свалили в темный провал, там ворон летал». Нюанс был в том, что эти тридцать были орками. Но Саурон все равно раскусил обман и отправил Финрода и компанию за решетку.
3. Альбус Дамблдор («Гарри Поттер», Джоан Роулинг)
Любимая фраза профессора Дамблдора: «Очевидно, так». Он использует эти слова в тех случаях, когда что-то ответить надо, но не по существу, а ложь недопустима. Собеседник начинает строить собственные домыслы, вроде бы слышит подтверждение от Дамблдора и начинает считать их правдой. Если человек достаточно умный, то догадается, что на самом деле не все так очевидно. Если же нет… ну что ж, в этом и есть искусство манипуляций.
Уже на самых первых страницах «Философского камня» профессор Макгонагалл спрашивает у Дамблдора: «Я надеюсь, что Вы-Знаете-Кто на самом деле исчез, это ведь так?» Тот отвечает: «Вполне очевидно, что это так. Не хотите ли лимонную дольку?» Вроде бы подтверждение, и в то же время разговор уводится в другую сторону. Этот момент особенно бросается в глаза при перечитывании - выходит, Дамблдор с самого начала знал, что Волдеморт не исчез.
4. Моркоу Железобетонссон («Плоский мир», Терри Пратчетт)
Моркоу Железобетонссон из городской стражи Анк-Морпорка принципиально не врет - таким уж его воспитали гномы. А еще он очень честный: везде таскает сборник законов и постановлений, привлекая к ответственности за любое нарушение, даже если речь идет о лицензированных ворах, уплативших налоги с грабежей.
Но постепенно Моркоу пообтерся в городе и научился правильно использовать свою честность. В книге «К оружию! К оружию!» он расследует убийство клоуна. Проблема в том, что Гильдия клоунов этому всячески препятствует. Тогда Моркоу предупреждает президента Гильдии: «Боюсь, мне придется – уверяю, я сам этого не хочу – выполнить приказ, который я получил, перед тем как прийти сюда».
Президент посмотрел в честные глаза Моркоу и увидел то, что видели все остальные, то есть чистую правду. Гильдия тут же согласилась сотрудничать. После завершения всех допросов и осмотров у Моркоу все-таки спросили, что же там за приказ он получил. Оказалось, ничего сурового - просто извиниться и уйти в случае отказа :)
5. Морейн Седай («Колесо Времени», Роберт Джордан)
Орден Айз Седай - это женщины, которые умеют направлять Силу. После обучения они дают три нерушимые клятвы, одна из которых - никогда не лгать. Разумеется, чтобы манипулировать другими и добиваться своих целей, Айз Седай должны виртуозно владеть словами. Существует даже поговорка: «Айз Седай никогда не лгут, но та правда, которую они говорят, может быть совсем не тем, чем кажется».
Примеры такой игры словами есть уже в первой книге («Око мира»). Когда Морейн, Лан и остальные добрались до городка Байрлон, Морейн предупреждает, что здесь она известна как Элис. Конспирация связана с патрулями Детей Света, которые ненавидят Айз Седай. Чтобы обойти клятву, Морейн использует хитрую фразу: «Можете называть меня Элис». Здесь нет прямой лжи, ведь она не говорит, что ее зовут Элис, а лишь позволяет другим так себя звать.
Спасибо за внимание! Если вы читали о других персонажах, которые избегают вранья, обязательно напишите в комментариях :)