Из воспоминаний Е.Ф. Белогородской-Минсбург о работе женщин на Кировском заводе у прокатного стана в годы войны
История металлургических производств в мире не знает примеров, когда бы у прокатных станов трудились женщины. В дни блокады Ленинграда работницы Кировского завода заменили мужчин на тяжелом производстве.
Годом основания Кировского завода (ранее Путиловский завод, «Красный путиловец») считается 1801 год. 17 декабря 1934 года предприятие было переименовано в Кировский завод. В 1939 году на заводе создан танк «КВ». В течение всей блокады Ленинградский Кировский завод находился почти на линии фронта, продолжал собирать и ремонтировать танки и другую бронетехнику, выпускал боеприпасы. Кировскому заводу в первые месяцы войны поручили создать, оснастить оборудованием и укомплектовать личным составом три подвижные автобронетанковые ремонтные базы. Они были необходимы для ремонта танков в полевых условиях, вблизи от района боевых действий. Часть сотрудников завода сражалась в рядах 8-й танковой бригады.
Елизавета Федоровна Белогородская-Минсбург была в рядах тех, кто взял на себя трудную ношу. В сложнейших условиях блокадного города она добиралась от центра города с набережной канала Грибоедова на Кировский завод, стала садчиком металла, вместе с другими, такими же молодыми женщинами, работала в горячем цеху.
Воспоминания написаны Е.Ф. Белогородской-Минсбург в начале 1970-х годов. К сожалению, каких-либо других сведений о Елизавете Федоровне, кроме адреса ее дома на канале Грибоедова, не сохранилось. Сами воспоминания, а точнее, – отрывки из них, были присланы сотрудником газеты «Кировец» Василилием Макаровичем Карпущенко А.Б. Чаковскому, работавшему тогда над романом-эпопеей «Блокада» (1975), и отложились в его фонде (ф. 2881). Прошедшие тридцать лет несколько сгладили остроту восприятия автором событий блокады, но никак не умалили их значения. Речь в воспоминаниях идет о последних днях блокады, о январе 1944 года.
Публикуемые отрывки из воспоминаний написаны синими чернилами, с незначительными исправлениями.
* * *
Январь 1944 г.
[…]
Так!
Мы ждали победу над фашистами. Последний 1944 год был для женщин прокатного цеха радостным, – отцы и мужья били фашистских гадов. Работа женщин прокатного цеха стала напряженной, мы хотели больше помочь фронту, в пролет (склада) поставили токарные станки, где не отапливалось, и ворота каждый раз открывались, проходил паровоз с вагонами, и отвозили нужный металл для завода. Мы в этих тяжелых условиях стояли и резали трубы, не считались ни временем, наши пальцы примерзали к холодной трубе, мы обогревали пальцы своим собственным дыханием. Мастер тов[арищ] Абакумов подойдет, поможет нам направить трубу в шпиндель, и мы дальше работали, не покладая рук, ибо мы знали, что эти детали для орудий, которые бьют фашистов.
На другую смену нам приходилось работать на самом стане, ибо мужчин мало было, и мы их заменяли. Женщины прок[атного] цеха работали крючечниками, возили из печи к стану на старинной тележке слиток, который весил 1400 кг. Жара слитка пылала прямо в лицо. Сталепрокатный стан и блюминг были не механизированы, приходилось нам работать везде вручную оттащиками горячего металла, мы стояли с тележкой (на шарикоподшипниках) против режущей пилы, и два резчика клещами нам накладывали горячий тяжелый металл на тележке, и мы его отвозили далеко в лавину горячего металла, как дрова, лежал металл с двух сторон. Пилы часто разрывались и угрожали опасностью для жизни. Но мы стро[нрзб] не боялись и забывали про эту опасность. Прохожие люди стояли, удивлялись, какая ловкость и быстрота [была у нас] в поворотах с тележкой с тяжелым горячим металлом.
Соленый пот обмывал наши засохшие губы, и мы его глотали, как воду, ибо отойти от стана невозможно было, пока норму не сделаешь и подмена придет тебе на помощь.
Как нам было ни тяжело работать, но мы работали с большой охотой и энтузиазмом, ибо знали, что этот металл нужен для оружия, для танков.
Потом лично меня перевели на посадку слитков в горячую методическую печь, эта работа физически оказалась немного легче, но ответственность была очень большая. Сама печь была плохо оборудована, пламя из печи било нам в лицо, и мы, садчики, работали с деревянными щитами, нам нужно было внимательно проверять бирку плавки стали, ибо горе тому садчику, если в посадке попадет другая бирка или другой слиток несоответствующей марки стали. […]
Склад был мало освещен, слитки лежали в штабелях, покрыты инеем, и мы смазывали канаты маслом и зажигали их.
Приходили на час раньше и искали посадку по данной нам выписке, и этот едкий дым от каната и масла забивал нам дыхание, и мы с большим трудом находили посадку. Сучкова Мария Ивановна и еще другие садчики, − за долгие годы работы мы не имели ни единой путаницы в посадке, часто мы уходили домой с сожженными ресницами. Последние годы наши славные мастера и инженеры методическую печь перестроили, и условия работы улучшились. На самом стане и блюминге провели большую реконструкцию, [так] что старинные тележки совсем аннулировались, и условия труда прокатчика совершенно улучшились. Бывшие оттащики горячего металла, женщины, стали работать крановщиками, на пультуправлениях.
Большое участие в реконструкции цеха принимал бывший начальник цеха Грудинин и тов. Лукиянов, и Агопутов, и Иосифов, инженер [Морторисман]. Мы, женщины прокатного цеха, чувствовали большую ответственность пред нашей Родиной и Отечеством.
Были славные женщины. Член партии Рулева Лида − крановщица, несмотря что дым из печи пылал ей прямо в лицо, она посадку делала аккуратно, миллиметр в миллиметр, она преждевременно умерла от постигшей тяжелой болезни.
В раннем возрасте умерла электрорезчица Кузьмина, всю свою славную молодую жизнь отдала труду в прокатном цехе. Вечная память им как славным труженикам прок[атного] цеха.
Мы, женщины прок[атного] цеха, дождались славной Победы над фашистской Германией, и взвилось Красное знамя над Рейхстагом. Мы с радостью и гордостью встречали наших победителей.
Пенсионер прок[атного] цеха Минсбург Елизавета Ф[едоровна]
РГАЛИ. Ф. 2881. Оп.1. Ед. хр. 254. Л. 9, 12. [1971–1974 гг.] Автограф.
Н.И. Симбирева, главный специалист РГАЛИ
#Победа#горячий металл#прокатный цех#садчик металла#танки