Фильм с несчастливым номером, который принёс мировой успех советскому киносказочнику

1,1K прочитали

Сказка «Морозко» — такой же символ Нового года, как ёлка, искрящиеся гирлянды, запах мандаринов и игривые пузырьки в бокале. Для Александра Роу, знаменитого советского режиссёра,

картина стала тринадцатой сказкой, и, несмотря на такой сомнительный номер, именно она сделала Роу мировой знаменитостью:

после премьеры в СССР фильм закупили десятки стран, в кое-где его показывают под Новый год и сегодня.

Кадр из фильма «Морозко»
Кадр из фильма «Морозко»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Роу, едва завершив предыдущую работу, ленту «Королевство кривых зеркал» (1963), тут же задумался о новой. На этот раз у него было чёткое направление:

он хотел вернуться к русскому фольклору, который уже не раз возникал в его фильмах.

Весьма кстати пришёлся сценарий Михаила Вольпина и Николая Эрдмана по двум классическим русским народным сказкам: «Морозко» и «Иван с медвежьей головой». Сценаристы удачно объединили сюжеты, обновив историю о Морозко и добавив в неё новую интригу. Роу сценарий понравился, он взялся за экранизацию.

Исполнительницу на роль покладистой, даже немного наивной Настеньки, главной героини, нашли не сразу. Первой претенденткой была Надежда Румянцева, но потом

Александр Роу увидел по тв номер «Умирающий лебедь», который трогательно исполнила хрупкая девушка-фигуристка.

Этой юной танцовщицей, поразившей режиссёра, была 15-летняя Наталья Седых, студентка Московского хореографического училища. Её разыскали и предложили сниматься. Наталья уже попробовала себя в кино годом ранее, появившись в эпизоде в фильме «Штрафной удар», и к предложению отнеслась без энтузиазма. Но Роу настаивал, так что девушку уговорили. Для режиссёра, а вслед за ним и для зрителей, Настенька в исполнении Седых стала настоящим идеалом героини народной сказки:

скромная и терпеливая, не теряющая оптимизма и веры в людей, всегда готовая помочь и живущая в гармонии с миром, в том числе миром чародейства.

Её довольно неприятную сводную сестрицу сыграла Инна Чурикова. Молодая актриса только начинала путь в кино и, по её собственным словам, была страшно разочарована, увидев себя на экране в «Морозко». Но эта роль, в общем-то второстепенная и небольшая, стала в фильмографии Инны Чуриковой одной из ярчайших и любимых зрителями.

Кадр из фильма. Инна Чурикова
Кадр из фильма. Инна Чурикова

Ещё один фееричный образ в «Морозко» — Баба-Яга. Здесь на помощь пришёл актёр Георгий Милляр, который уже не раз изображал сказочную старуху и был отлично знаком с Роу. Кстати,

именно у него Милляр дебютировал в роли Бабы-Яги, это случилось ещё в довоенном 1939 в сказке «Василиса Прекрасная».

Георгий Милляр никогда не повторялся, играя Бабу-Ягу, и в «Морозко» придумал персонажа человечного. Здесь колдунья во многом походит на склочную бабку-соседку, ворчунью, которая иной раз может и пошутить и в целом ведёт себя как обычная старушка, например, утомившись от спора с Иваном, присаживается и потирает поясницу. Такой жест у пожилых многие видели и в жизни. Кстати,

для Милляра это была уже восьмая Баба-Яга в карьере!
Фото со съёмок. Георгий Милляр
Фото со съёмок. Георгий Милляр

Роль Иванушки, строптивого красавца, которого проучила жизнь, получил Эдуард Изотов. В кино он уже снимался, аудитория его заметила, но

фильм Александра Роу сделал Эдуарда звездой и любимцем девушек всей страны.

Через несколько лет актёр вновь получит приглашение от режиссёра и снимется в очередной сказке Роу «Огонь, вода и… медные трубы» (1968), где его партнёршей вновь окажется Наталья Седых.

В красочном колоритном образе главного новогоднего волшебника Морозко предстал Александр Хвыля. Он так вжился в роль, что после «Морозко» стал всесоюзным Дедом Морозом:

Хвылю много лет подряд неизменно приглашали стать Дедом Морозом на новогодних представлениях в Кремле.
Кадр из фильма. Александр Хвыля
Кадр из фильма. Александр Хвыля

Ну и ещё про две небольшие, но заметные роли. Мачеха Настеньки — это Вера Алтайская, мать-ехидна из мелодрамы Татьяны Лиозновой «Евдокия» (1961), а сказительница, предваряющая сказку, — Анастасия Зуева.

Александр Роу тут впервые ввёл такого симпатичного персонажа и потом ещё неоднократно будет использовать этот приём и приглашать в прологи Анастасию Зуеву.

Снимали фильм на Кольском полуострове. Роу уже побывал в тех краях, когда создавал «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961). Ну и уж показать русский север в сказке при зимние волшебства — дело святое.

Актёры всерьёз мёрзли на площадке, но режиссёр был твёрдо уверен, что на природе дубли получатся выразительнее и драматичнее, чем в павильонах.
Кадр из фильма
Кадр из фильма

И, пожалуй, никогда прежде зимняя красота России не была показана на экране так сочно, экспрессивно, поэтично, как в «Морозко». К удовольствию участников съёмок ради летних сцен группа перебралась в Подмосковье, в Звенигород. Там снимали и финал фильма.

Фото со съёмок. Режиссёр Александр Роу
Фото со съёмок. Режиссёр Александр Роу

В начале 1965 года «Морозко» увидели зрители. Успех настиг картину сразу же, мало того, фильм был в прокате и за границей (и довольно успешно), что для советских фильмов было случаем уникальным. Судьба «Морозко» оказалась счастливой:

сказку и сегодня не забыли, а уж перед новогодними праздниками её обязательно включают в телепрограмму.
Кадр из фильма. Инна Чурикова
Кадр из фильма. Инна Чурикова

А вы пробовали когда-нибудь грызть орехи, как Марфушенька-душенька?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: