В День мостов вспоминаешь, что Петербург — город островов. И особенно это чувствуется в сезон навигации. До возведения Большого Обуховского моста, а затем ЗСД люди стекались к основным переправам в районе трех часов ночи, чтобы успеть перескочить на другой берег. Теперь эта проблема позади, но как она решалась раньше, можно увидеть в Музее мостов, — о чем сегодня и расскажет гид Павел Перец.
Центральный музей железнодорожного транспорта богат на экспозиции, рассказывающие о развитии технического прогресса в России. Особое место здесь занимают четыре зала, связанные с историей мостостроения.
Центральный музей железнодорожного транспорта богат на экспозиции, рассказывающие о развитии технического прогресса в России. Особое место здесь занимают четыре зала, связанные с историей мостостроения.
Петр I запретил возводить постоянные переправы через Неву, приучая людей к «большой воде». Только после его смерти стало возможным навести так называемый плашкоутный мост, который сейчас мы бы назвали понтонным. На специальные лодки настилали доски, и эта конструкция связывала две части города с момента ледохода до момента ледостава. Мост назвали Исаакиевским, поскольку находился он рядом с собором, и его модель можно увидеть на выставке. Кстати, со стороны Васильевского острова перед спуском к воде есть мемориальный знак о том, что Исаакиевский мост находился именно здесь.
Еще один крайне интересный экспонат — модель Цепного моста. Такие были раньше перекинуты через Фонтанку и стали частью городского фольклора.
Еще один крайне интересный экспонат — модель Цепного моста. Такие были раньше перекинуты через Фонтанку и стали частью городского фольклора.
«У отца у нашего верных слуг довольно.
Вот хоть у Тимашева высекут прибольно.
Вдарят в наказание так ударов до ста.
Будешь помнить здание у Цепного моста».
Отметим странные ударения, в том числе в фамилии министра внутренних дел Александра Тимашева, служебная квартира которого находилась в здании Третьего отделения на Фонтанке, 16. Ну и никого там не секли никогда, что признавал даже народоволец Морозов. Именно по такому мосту Пушкин ходил в Летний сад. Сейчас это Пантелеймоновский мост.
Еще одна интересная подробность связана с Благовещенским мостом. На макете прекрасно видно, что разводная часть была прямо у Васильевского острова и разводились створки не вертикально, а горизонтально.
Отдельного внимания заслуживает раздел, посвященный железнодорожным мостам. Если внимательно посмотреть на барельефы на памятнике Николаю I на Исаакиевской площади, то там можно увидеть сцену открытия Веребьинского моста, на тот момент самого высокого и длинного моста в России. Уникальность его заключалась еще и в том, что он был деревянным с металлическими стяжками.
Здесь же представлена модель шоссейного моста, построенного по проекту инженера Фабра Алексеем Львовым, который написал музыку к гимну «Боже, Царя храни!». Когда пойдете дворами Капеллы от Дворцовой площади, обратите внимание на фамилии на фасаде этой самой придворной Капеллы. Там значится и Львов, который был не только музыкальным, но и техническим гением.
Раз мы заговорили о технических гениях, то невозможно не упомянуть о «дедушке» всей русской инженерии Августине Бетанкуре. Именно он основал и руководил изначально Институтом Корпуса инженеров путей сообщения, откуда и такое его прозвище. Этот институт стал альма-матер для многих специалистов, в том числе мостостроителей. На выставке можно увидеть не только портрет Бетанкура, но и некоторые модели его проектов.
Музей работает с 10:30 до 17:30 (кассы — до 17:00). Адрес: Мучной пер., 2.
#большаяпрогулка