Две тётеньки толклись возле витрины со средствами для защиты растений, видимо, требовался им именно защитный препарат. Просветительница вещала:
- Прошлым годом я им сад всё лето прыскала. Он от всех болезней помогает.
Ну, прямо панацея какая-то! Дайте две!
Спорить сложно, тем более, что на самом видном месте крупными буквами, так, что даже слепой разглядит, самое заветное, самое радостное для садоводческого глаза: «ФИТО» и «БИО». Да ещё и охват широкий, и от грибных и от бактериальных болезней помогает. Волшебные, продающие приставки. Естественно, их издалека видно.
Но самое важное, как мы знаем, пишется самым мелким шрифтом и в самом неудобном месте.
Напрягшись и извернув упаковку, я прочла: «фитобактериомицин» и пояснение, что данный препарат – это комплекс стрептотрициновых антибиотиков (аналог человеческого стрептомицина). И дальше ещё одно пояснение, что препарат природного происхождения, выработанный почвенными микроорганизмами.
Вот, что написано на упаковке мелким шрифтом. А теперь давайте разбираться, что же это за препарат и насколько он безвреден.
То есть как следует из инструкции, Фитолавин – это всё-таки антибиотик, а «фито» - лёгкий такой намёк на то, что предназначен он для растений, а не то, что он безвредный, как «фиточай». Но друзья мои, если я назову всем известный пенициллин «антропопенициллином», станет он от этого безвреднее? Можно ли будет его «от всего» пить?
Если следовать логике производителей Фитолавина, пенициллин тоже «био». Он точно так же вырабатывается микроорганизмами. Вернее, в первой половине XX века, когда его открыли, он ими вырабатывался. Сейчас он, естественно, не плесневыми грибами, а путём химического синтеза вырабатывается и производство его поставлено на поток, но формула вещества осталась та же. Налицо явная натяжка, правда?
То же и с препаратами для растений. И кривой маркетинг производителей этому способствует. Сколько времени прошло, пока усвоили, что «Биотлин» - вовсе не «био», а вполне себе неоникотиноид и нейротоксический яд.
И вот теперь та же история с Фитолавином.
С областью применения тоже не всё так радужно. Как нет универсальных человеческих антибиотиков, так и Фитолавин – не панацея. Область действия у него довольно-таки ограниченная.
В личных хозяйствах его разрешено применять против корневой, вершинной и шеечной гнилей, угловой пятнистости (бактериоза), бактериального рака, бактериального ожога. Из грибных – альтернариоз и монилиоз (две всего!). Это и естественно, грибы и бактерии - совершенно разные организмы.
Полагаться только на Фитолавин в лечение монилиоза я бы не стала.
Да и производителем мелким шрифтом замечено, что:
«Фитолавин, ВРК – препарат для профилактики и лечения бактериозов, в том числе бактериального ожога».
На этом – всё.
То есть универсальным средством Фитолавин тоже не является. Стал он от этого хуже? Нет. Но многие, уверовав в чудодейственную силу (не препарата, а рекламы) и не получив ожидаемого результата, сделают неверный вывод, что «ерунда и не помогает».
Хуже другое. Как и любой антибиотик, Фитолавин губит не только вредную микрофлору, но и полезную. При бесконтрольном применении губительное воздействие его возрастает. Мало того, несоблюдение количества обработок и сроков ожидания приведёт к тому, что у бактерий, на которые направлено действие Фитолавина, выработается к нему устойчивость. Он просто перестанет действовать.
Так что давайте снимем розовые очки. Фитолавин – хороший препарат в озвученных для него границах, но далеко не такой безвредный, как кажется. Это антибиотик, а не «фито» и не «био», вернее, совершенно не то, что мы привыкли понимать под этими словами.
И относиться к Фитолавину нужно соответственно. Применять строго по назначению и дозированно, а после применения населять сад полезной микрофлорой.