Найти тему
Музей истории религии

Богоматерь Печерская. Или Свенская?

Как причудливы судьбы православных почитаемых икон! Там есть всё: и легендарные явления, и чудесные обретения, и загадочные исчезновения, и трагические утраты. С иконой Божией Матери Печерской дело обстоит так, что нет полной ясности где и в каком виде существовал оригинал чтимого образа, да и был ли он вообще.

Под именем «Богоматерь Печерская» известны изображения, основанные на композиции иконы XIII в. из Свенского монастыря, которая сама предположительно происходит из Киево-Печерского монастыря: в центре Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам предстоящие свв. Антоний и Феодосий Печерские. Данная икона впервые упоминается в письменных источниках с 1560-х гг. – специально посвящённое иконе «Сказание» и назвало её Печерской иконой. Согласно «Сказанию» конкретно эта икона была чудотворной святыней Киево-Печерского монастыря, была подарена печерскими монахами в 1288 г. черниговскому князю для исцеления, и оставлена в специально основанном для неё монастыре во имя «Печерской иконы и святых Антония и Феодосия» в 5 км от Брянска (Свенский монастырь). Завершается «Сказание» информацией, что икону принесли на поклонение в Москву (исследователи полагают в 1540-х гг.), украсили и вернули обратно в обитель. Она так и оставалась впоследствии в Свенском монастыре. В 1925 г. Свенскую икону изъяли и перевезли в Москву в Третьяковскую галерею, где она хранится и поныне.

Богоматерь Печерская. Икона. Россия. XVIII в. Дерево темпера. Из собрания Государственного музея истории религии. Композиция повторяет Свенскую икону Божией Матери
Богоматерь Печерская. Икона. Россия. XVIII в. Дерево темпера. Из собрания Государственного музея истории религии. Композиция повторяет Свенскую икону Божией Матери

Традиционно искусствоведы саму Свенскую икону (вполне в согласии со «Сказанием») датируют последней четвертью XIII в. Многие называют её самой древней сохранившейся иконой из мастерской Киево-Печерского монастыря. Впрочем, например известный исследователь Лазарев В. Н. отмечает: «невысокое качество иконы и её особняком стоящий стиль не позволяют твёрдо приписывать икону киевской школе. Возможно, что мы имеем здесь копию с копии, выполненную уже в Свенском монастыре».

Тщательное изучение «Сказания» показало, что приводимые в легенде о принесении иконы в Брянск дата – 1288, и имя князя – Роман Михайлович, возникли искусственным образом, а потому не отражают в полной мере реальность. Князь Роман Михайлович не известен по другим источникам. Таким образом, точное время и обстоятельства принесения иконы из Киева в Свенский монастырь не известны.

До середины XVI в., до принесения в Москву, икона оставалась местной святыней Свенского монастыря. В 1560-1570-х в Москве была сделана первая точная копия иконы для столичного Успенского собора. С этого момента икона становится общерусской святыней. С XVII в. появляется всё больше списков Свенской иконы, которые именуются «Богоматерь Печерская».

При устойчивой композиции (в центре Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам предстоящие свв. Антоний и Феодосий Печерские) возникают различные варианты иконографии (Антоний и Феодосий коленопреклонённые; в сцене присутствуют ангелы; за спинами Антония и Феодосия добавлены и другие святые; вся композиция помещается в парении над Успенским собором Киево-Печерской лавры).

Богоматерь Печерская. Икона. Конец XVIII в. Дерево темпера. Из собрания Государственного музея истории религии. Данный вариант иконографии носит название Печерская Нерукотворная или Облачная
Богоматерь Печерская. Икона. Конец XVIII в. Дерево темпера. Из собрания Государственного музея истории религии. Данный вариант иконографии носит название Печерская Нерукотворная или Облачная

Под именем Богоматери Печерской появляются и варианты, где центральному образу Богоматери с Младенцем на троне предстоят не Антоний и Феодосий, а другие святые. Наконец, под этим же названием появляется вариант с изображением только Богоматери с Младенцем на троне без предстоящих. Такую иконографию нельзя в строгом смысле считать «Богоматерью Печерской» (это просто иконографический тип Панахранта) и связь с Печерским образом в таком случае только декларативна – проявляется только при конкретном именовании данного образа этим именем.

Богоматерь с Младенцем на троне (Панахранта). Икона. Россия. Конец XIX – начало ХХ вв.
Дерево темпера. Из собрания Государственного музея истории религии
Богоматерь с Младенцем на троне (Панахранта). Икона. Россия. Конец XIX – начало ХХ вв. Дерево темпера. Из собрания Государственного музея истории религии

Кроме «Сказания», написанного в Москве в 1560-х гг., никакой информации о существовании и почитании в Киеве XI-XIII вв. подобного чудотворного образа (Панахранта без предстоящих либо с предстоящими свв. Антонием и Феодосием) нет. В 1470 г. на внешней алтарной стене собора Киево-Печерского монастыря был установлен каменный рельеф, где свв. Антоний и Феодосий предстояли с двух сторон Оранте, т.е. Богоматери без Младенца, стоящей в полный рост (рельеф сохранился). В XVII в., когда на землях Украины обострилось противостояние православных с униатством и католицизмом, происходит всплеск особого интереса к древним киевским святыням. На этой волне в Киеве появляется и распространяется и изображение Богоматери Печерской. Однако никакого дополнительного рассказа о создании и бытовании подобной святыни в домонгольском Киеве, помимо содержавшегося в «Сказании», так и не появилось, хотя в Киево-Печерском патерике (сборник рассказов XIII в. о создании Киево-Печерского монастыря и его первых насельниках) были моменты, которые могли бы быть связаны с этим образом. Так, например, в Патерике рассказывается, что для строительства монастырского собора из Константинополя прибыли греческие мастера с иконой Богородицы, которую им вручила сама Царица Небесная – икона должна была стать Её наместницей. Что конкретно из себя представляла эта «наместная» икона не ясно. Очень может быть, что именно Богоматерь с Младенцем на троне. Однако, именно с XVII в. в Киеве «наместной» стали считать старинную икону Успения – храмовую икону монастырского собора.

В Патерике есть ещё один рассказ о появлении в Киево-Печерском монастыре другого чтимого образа. Однако этот образ никак и не могли в XVII в. связать с иконографией Богоматерь Печерская. В Патерике рассказывается, что вслед за строителями из Константинополя в Киев прибыли и греческие иконописцы, для украшения того же монастырского собора. Когда они украшали мозаикой алтарь, случилось чудо: вдруг образ Богородицы изобразился сам и засиял ярче солнца. Скорее всего так в виде легенды рассказано о создании алтарной мозаики. Эта мозаика сохранялась вплоть до гибели собора в пожаре 1718 г. и известно, что изображение было аналогично мозаике Софийского собора – Богоматерь Оранта в полный рост без Младенца. Вероятно только после исчезновения этой мозаики Оранты и могли возникнуть легенды о связи нерукотворной алтарной мозаики и Богоматери Печерской. Так даже крупнейший исследователь иконографии Богородицы Н. П. Кондаков (1844-1925) ошибочно полагал, что описанное в Патерике чудо нерукотворного появления в алтаре строящегося собора мозаичного изображения Богородицы связано с созданием именно образа Панахранты – Богоматери с Младенцем на троне. По его мнению, подобное изображение стало первым на Руси и сделалось основой иконографии Богоматерь Печерская.

Вскоре после выхода в свет работы Н. П. Кондакова, известный церковный историк И. А. Карабинов (1878-1937) предположил, что на иконе, которую привезли из Константинополя греческие зодчие, которую Патерик называет «наместною», было изображено не Успение, а именно Панахранта.

Возможно вскоре после смерти свв. Антония (ум. 1073) и Феодосия (ум. 1074) в Киево-Печерском монастыре появилась икона, где они предстояли почитаемому «наместному» образу Богоматери Панахранты. Икона из Свенского монастыря может быть древнейшим списком этого несохранившегося Киево-Печерского образа. Но, как и было сказано, о существовании такой иконы в Киево-Печерском монастыре никаких указаний в исторических документах нет, и сама традиция почитания такого изображения в Киеве тоже отсутствовала. Так что скорее всего Свенская икона и есть та самая первая икона, где перед Богоматерью на троне и представили впервые печерских чудотворцев.