Как причудливы судьбы православных почитаемых икон! Там есть всё: и легендарные явления, и чудесные обретения, и загадочные исчезновения, и трагические утраты. С иконой Божией Матери Печерской дело обстоит так, что нет полной ясности где и в каком виде существовал оригинал чтимого образа, да и был ли он вообще.
Под именем «Богоматерь Печерская» известны изображения, основанные на композиции иконы XIII в. из Свенского монастыря, которая сама предположительно происходит из Киево-Печерского монастыря: в центре Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам предстоящие свв. Антоний и Феодосий Печерские. Данная икона впервые упоминается в письменных источниках с 1560-х гг. – специально посвящённое иконе «Сказание» и назвало её Печерской иконой. Согласно «Сказанию» конкретно эта икона была чудотворной святыней Киево-Печерского монастыря, была подарена печерскими монахами в 1288 г. черниговскому князю для исцеления, и оставлена в специально основанном для неё монастыре во имя «Печерской иконы и святых Антония и Феодосия» в 5 км от Брянска (Свенский монастырь). Завершается «Сказание» информацией, что икону принесли на поклонение в Москву (исследователи полагают в 1540-х гг.), украсили и вернули обратно в обитель. Она так и оставалась впоследствии в Свенском монастыре. В 1925 г. Свенскую икону изъяли и перевезли в Москву в Третьяковскую галерею, где она хранится и поныне.
Традиционно искусствоведы саму Свенскую икону (вполне в согласии со «Сказанием») датируют последней четвертью XIII в. Многие называют её самой древней сохранившейся иконой из мастерской Киево-Печерского монастыря. Впрочем, например известный исследователь Лазарев В. Н. отмечает: «невысокое качество иконы и её особняком стоящий стиль не позволяют твёрдо приписывать икону киевской школе. Возможно, что мы имеем здесь копию с копии, выполненную уже в Свенском монастыре».
Тщательное изучение «Сказания» показало, что приводимые в легенде о принесении иконы в Брянск дата – 1288, и имя князя – Роман Михайлович, возникли искусственным образом, а потому не отражают в полной мере реальность. Князь Роман Михайлович не известен по другим источникам. Таким образом, точное время и обстоятельства принесения иконы из Киева в Свенский монастырь не известны.
До середины XVI в., до принесения в Москву, икона оставалась местной святыней Свенского монастыря. В 1560-1570-х в Москве была сделана первая точная копия иконы для столичного Успенского собора. С этого момента икона становится общерусской святыней. С XVII в. появляется всё больше списков Свенской иконы, которые именуются «Богоматерь Печерская».
При устойчивой композиции (в центре Богоматерь с Младенцем на троне, по сторонам предстоящие свв. Антоний и Феодосий Печерские) возникают различные варианты иконографии (Антоний и Феодосий коленопреклонённые; в сцене присутствуют ангелы; за спинами Антония и Феодосия добавлены и другие святые; вся композиция помещается в парении над Успенским собором Киево-Печерской лавры).
Под именем Богоматери Печерской появляются и варианты, где центральному образу Богоматери с Младенцем на троне предстоят не Антоний и Феодосий, а другие святые. Наконец, под этим же названием появляется вариант с изображением только Богоматери с Младенцем на троне без предстоящих. Такую иконографию нельзя в строгом смысле считать «Богоматерью Печерской» (это просто иконографический тип Панахранта) и связь с Печерским образом в таком случае только декларативна – проявляется только при конкретном именовании данного образа этим именем.
Кроме «Сказания», написанного в Москве в 1560-х гг., никакой информации о существовании и почитании в Киеве XI-XIII вв. подобного чудотворного образа (Панахранта без предстоящих либо с предстоящими свв. Антонием и Феодосием) нет. В 1470 г. на внешней алтарной стене собора Киево-Печерского монастыря был установлен каменный рельеф, где свв. Антоний и Феодосий предстояли с двух сторон Оранте, т.е. Богоматери без Младенца, стоящей в полный рост (рельеф сохранился). В XVII в., когда на землях Украины обострилось противостояние православных с униатством и католицизмом, происходит всплеск особого интереса к древним киевским святыням. На этой волне в Киеве появляется и распространяется и изображение Богоматери Печерской. Однако никакого дополнительного рассказа о создании и бытовании подобной святыни в домонгольском Киеве, помимо содержавшегося в «Сказании», так и не появилось, хотя в Киево-Печерском патерике (сборник рассказов XIII в. о создании Киево-Печерского монастыря и его первых насельниках) были моменты, которые могли бы быть связаны с этим образом. Так, например, в Патерике рассказывается, что для строительства монастырского собора из Константинополя прибыли греческие мастера с иконой Богородицы, которую им вручила сама Царица Небесная – икона должна была стать Её наместницей. Что конкретно из себя представляла эта «наместная» икона не ясно. Очень может быть, что именно Богоматерь с Младенцем на троне. Однако, именно с XVII в. в Киеве «наместной» стали считать старинную икону Успения – храмовую икону монастырского собора.
В Патерике есть ещё один рассказ о появлении в Киево-Печерском монастыре другого чтимого образа. Однако этот образ никак и не могли в XVII в. связать с иконографией Богоматерь Печерская. В Патерике рассказывается, что вслед за строителями из Константинополя в Киев прибыли и греческие иконописцы, для украшения того же монастырского собора. Когда они украшали мозаикой алтарь, случилось чудо: вдруг образ Богородицы изобразился сам и засиял ярче солнца. Скорее всего так в виде легенды рассказано о создании алтарной мозаики. Эта мозаика сохранялась вплоть до гибели собора в пожаре 1718 г. и известно, что изображение было аналогично мозаике Софийского собора – Богоматерь Оранта в полный рост без Младенца. Вероятно только после исчезновения этой мозаики Оранты и могли возникнуть легенды о связи нерукотворной алтарной мозаики и Богоматери Печерской. Так даже крупнейший исследователь иконографии Богородицы Н. П. Кондаков (1844-1925) ошибочно полагал, что описанное в Патерике чудо нерукотворного появления в алтаре строящегося собора мозаичного изображения Богородицы связано с созданием именно образа Панахранты – Богоматери с Младенцем на троне. По его мнению, подобное изображение стало первым на Руси и сделалось основой иконографии Богоматерь Печерская.
Вскоре после выхода в свет работы Н. П. Кондакова, известный церковный историк И. А. Карабинов (1878-1937) предположил, что на иконе, которую привезли из Константинополя греческие зодчие, которую Патерик называет «наместною», было изображено не Успение, а именно Панахранта.
Возможно вскоре после смерти свв. Антония (ум. 1073) и Феодосия (ум. 1074) в Киево-Печерском монастыре появилась икона, где они предстояли почитаемому «наместному» образу Богоматери Панахранты. Икона из Свенского монастыря может быть древнейшим списком этого несохранившегося Киево-Печерского образа. Но, как и было сказано, о существовании такой иконы в Киево-Печерском монастыре никаких указаний в исторических документах нет, и сама традиция почитания такого изображения в Киеве тоже отсутствовала. Так что скорее всего Свенская икона и есть та самая первая икона, где перед Богоматерью на троне и представили впервые печерских чудотворцев.