Последние исследования выявили множество факторов, которые могут способствовать развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поэтому сегодня принята полиэтиологическая теория. Биологические факторы, особенно перенесенные перинатальные гипоксические повреждения центральной нервной системы, имеют решающее значение в первые два года жизни ребенка. В последующем развитии болезни также играют роль психосоциальные факторы: семейная ситуация, особенности воспитания, условия проживания и материальная обеспеченность.
Среди патогенетических концепций СДВГ выделяют нейрофизиологическую, биохимическую, нейропсихологическую и генетическую. Согласно нейрофизиологической теории, нарушения формирования функциональных связей между срединными структурами мозга и различными областями коры, выявляемые у детей с СДВГ вследствие перенесенной гипоксии, играют роль в развитии этого синдрома. На основе инструментальных исследований выделено несколько клинических вариантов расстройства: со стволовой, корковой и корково-стволовой дисрегуляцией. Предположительно это деление соответствует классификации подтипов СДВГ - с гиперактивностью-импульсивностью, с нарушениями внимания, с сочетанными нарушениями внимания и гиперактивностью. Биохимическая теория патогенеза СДВГ и, в частности, участие катехоламинового обмена начала формироваться в 1970-х годах. Катехоламиновая иннервация "затрагивает" основные центры высшей нервной деятельности: центр контроля и торможения двигательной и эмоциональной активности, программирования деятельности, системы внимания и оперативной памяти, которые участвуют в формировании стресс-реакции. Но патохимические механизмы развития СДВГ нельзя объяснить нарушениями только одной нейромедиаторной системы. A.J. Zametkin и J.L. Rapoport в 1987 году представили неспецифическую катехоламиновую гипотезу, подразумевающую вовлеченность всех катехоламинергических систем в патогенетические механизмы СДВГ . Эта концепция в наибольшей степени соответствует результатам экспериментальных исследований, тем более что СДВГ в США и ряде других стран лечат психостимуляторами центральной нервной системы, являющимися катехоламиновыми агонистами. Предполагается, что эти препараты увеличивают доступность катехоламинов на уровне синапсов путем стимуляции их синтеза и торможения обратного захвата в пресинаптических нервных окончаниях. Согласно генетической теории, исследования, проведенные в США и Чехословакии, выявили у 10-15% детей с СДВГ наследственную предрасположенность к данному заболеванию. С развитием молекулярной генетики были обнаружены нарушения нескольких генов, ассоциированных с симптомами СДВГ, в частности гена дофаминового рецептора D4 (DRD4), гена, отвечающего за транспорт дофамина (DAT1) и др. Однако поиски определенного гена, вызывающего СДВГ, не увенчались успехом и четких экспериментальных доказательств для объяснения патогенеза СДВГ только с позиций молекулярной генетики недостаточно. Согласно нейропсихологической теории, у детей с СДВГ отмечают отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, саморегуляцию, внутреннюю речь, внимание и оперативную память. Поэтому R.A. Barkley в своей унифицированной теории считает, что нарушение этих функций, отвечающих за целенаправленную организацию деятельности («executive functions»), играет роль в развитии СДВГ.
Много концепций, много особенностей течения, а бывает с синдромом сочетаются и другие расстройства. Поэтому походы к помощи детям и подросткам отличаются, как для разных детей, так и зависят от страны, региона, опыта и подготовки специалистов, оказывающих помощь.