Найти тему
Без музыки совсем не то

В пику Майклу Шенкеру. Шикарный альбом 2002 года от «побочного» проекта UFO «Sign Of 4» пера Фила Могга

В 2001-м году бессменный фронтмен группы UFO Фил Могг собрал все свои творческие манатки и создал с американским гитаристом Джеффом Коллманом и канадским барабанщиком Шейном Гаалаасом проект-однодневку $ign Of 4. В рамках этого проекта в 2002 году вышел записанный в Калифорнии на студии Коллмана альбом «Dancing With St. Peter», который в Великобритании не привлек особого внимания, но изданный через 6 лет в США, начал приносить создавшим его музыкантам кое-какие дивиденды по всему миру.

Альбом проекта Фила Могга Sign Of 4 "Dancing With St. Peter", 2002 г. Слева - английский вариант оформления, 2002 года, справа - американский, 2008 г.
Альбом проекта Фила Могга Sign Of 4 "Dancing With St. Peter", 2002 г. Слева - английский вариант оформления, 2002 года, справа - американский, 2008 г.

Британская рок-группа UFO принадлежит к когорте тех «старичков», которые лабают целых полвека и сдаваться не собираются. Правда, от первоначального, и даже более позднего «золотого» состава группы остались только фронтмен Фил Могг и барабанщик Энди Паркер – все остальные участники или поумирали, или порвали с брендом «UFO» все творческие отношения. Да и у самого Могга, единственного участника группы, который прошел с ней весь путь с конца 60-х без перерывов, сегодня проблемы с сердцем, которые не позволяют активно гастролировать и даже создавать новые альбомы.

Тем не менее, UFO – это явление в современной музыке, гораздо более продуктивное, чем такие же знаковые хард-роковые «старички», как, например, Deep Purple или Uriah Heep, которые давно оторвались от своих корней и растеряли все свои основополагающие стили. А вот UFO от корней не оторвались и продолжают выдавать первоклассный материал, который интересен не только седовласым фанатам, но и самым молодым любителям рок-музыки.

Фил Могг, на рок-сцене уже шестой десяток лет
Фил Могг, на рок-сцене уже шестой десяток лет

Интересно, что в семидесятые, когда DP и UH были на вершинах своей популярности и вовсю гребли по Америкам и Европам свои «платины» и «золото», UFO считались группой «третьего эшелона». Но как только прежние фавориты 70-х слетели с Рок-Олимпа, для UFO наступил звездный час. Фил Могг занялся реформированием группы, и все 80-е и 90-е прошли в постоянных сменах состава. При этом в музыке группы ничего не поменялось – она как играла хард-рок, так и играет до сих пор. По-моему, это единственный рок-бэнд, который оставался на плаву, не метаясь по стилевой шкале, и не впадая в особые крайности.

На видео: Фил Могг и UFO в 1977 году

Скорее всего, этому способствовали ограниченные возможности вокальных данных фронтмена. Его пение не могло модернизироваться ни для металла, ни для «новой волны», у него был чисто хард-роковый тембр. Попробуйте спеть что-то типа мановаровского «Hail to England» или рэйнбовского «I Surrender» со ртом, набитым жеваной бумагой – именно так воспринимается вокал Фила Могга, который не тянет ни низких ковердейловских утроб, ни высоких хьюзовских трелей, если уж брать понятные всем примеры.

Тем не менее, фронтмен UFO – яркий представитель своего собственного вокального стиля, весьма уникального, то есть неповторимого и моментально узнаваемого, и вместе с тем даже шикарного. По сути, Фил Могг – это и есть UFO, и любая смена вокалиста просто убила бы группу наповал, как убил Nazareth новый, хоть и достаточно известный вокалист. И именно благодаря вокалу UFO и продержались так долго, запахивая один и тот же стиль, с которого начали в далеком 1970-м с выпуском первого своего альбома.

На видео: Фил Могг и UFO в 2022 году. Справа, еще один лысый - это клавишник/гитарист Нил Картер, еще один старинный "уфолог", заменивший такого же старинного "уфолога" клавишника/гитариста Пола Реймонда, умершего в 2019 году. Слева - гитарист Винни Мур, работающий в UFO с 2003 года, когда беспокойный Майкл Шенкер в очередной раз свалил из группы, на этот раз навсегда

Но речь сегодня не об UFO, и даже не о Филе Могге как главном «уфологе». Этот гений хард-рока, не позволивший опуститься группе в самые мрачные для рока времена в эпоху засилья диско, панка, «новой волны» и металла, не чужд был и сольных поползновений. Правда, все его сольные работы были совершенно вынужденными мерами, и о двух первых я написал вот тут: «Шикарная реинкарнация UFO в виде двух мощных альбомов проекта Mogg/Way 1997 и 1999 годов». Эти два диска появились из-за невозможности выпускать новые альбомы под маркой UFO благодаря капризам Майкла Шенкера, который не хотел работать с остальными музыкантами, но прав на бренд до поры до времени он им не отдавал.

А вот третья сольная работа появилась в 2002 году, и опять-таки из-за Шенкера, который снова вернулся в группу UFO в 2000-м, но для нового альбома использовал исключительно свои музыкальные идеи, проигнорировав материал, подготовленный Филом. Вот Фил и решил реализовать свой материал по горячим следам, использовав для этого двух знакомых ему уже музыкантов – гитариста Джеффа Коллмана и барабанщика Шейна Гаалааса, которые работали вместе с ним над альбомом проекта «Mogg/Way» в 1999-м году.

Британский вариант оформления альбома Sign Of 4 "Dancing With St. Peter", 2002 г. На фото слева - Фил Могг, по центру - Джефф Коллман, справа - Шейн Гаалаас, в синей футболке - бас-гитарист Джимми Куртейн
Британский вариант оформления альбома Sign Of 4 "Dancing With St. Peter", 2002 г. На фото слева - Фил Могг, по центру - Джефф Коллман, справа - Шейн Гаалаас, в синей футболке - бас-гитарист Джимми Куртейн

Репетиции нового материала начались в 2001-м в Калифорнии, там же, в студии Джеффа Коллмана Crumb Studios, что в городке Гранада Хиллз, и была записана вся музыка. Фил Могг не хотел позиционировать этот альбом как свой сольник, потому что он надеялся использовать и довольно высокие композиторские качества Коллмана, по крайней мере, в аранжировках. Также к процессу сочинительства подключился и Шейн Гаалаас, таким образом мы видим тут как бы сразу трех композиторов, правда, в разной мере.

Британский выпуск CD-диска в 2002 году
Британский выпуск CD-диска в 2002 году

Но, несмотря на тройное авторство, альбом не получился каким-то уникальным, собравшим в себе черты личностей сразу нескольких музыкантов. Это была плоть от плоти музыка UFO, потому что Фил Могг не из тех мастеров, которые исполняют музыку в каком-то чужом направлении. Он даже известные каверы мирового уровня аранжирует и поет так, словно это произведения именно его альма-матер. Поэтому констатируем факт – Фил Могг создал очередной шедевр группы UFO, и никакой другой.

Слева - некоторая информация по альбому
Слева - некоторая информация по альбому

В помощь при записи были призваны еще два музыканта – бас-гитарист Джим Куртейн и клавишник Марк Ренк. Впрочем, люди эти тогда были малоизвестные, где их нашел Могг – неясно, но они были настоящими профессионалами и при записи не подкачали. Правда, некоторые партии баса пришлось сыграть самому Коллману и «проходившему мимо» музыканту Кевину Чоуну, тем не менее, альбом получился. Продюсером был Коллман, микшировать музыку ему помогал Гаалаас, который до этого плотно, то есть долго и активно работал с такими рок-китами, как Майкл Шенкер, Юнгви Мальмстин, Гленн Хьюз, Джо Линн Тернер, Ули Рот, Винни Мур, поэтому прекрасно знал, как надо создавать музыку высшего класса.

Проект решили назвать $ign Of 4, а сам альбом – «Dancing With St. Peter».

Американский выпуск альбома Mogg & The Sign Of 4 "Dancing With St. Peter", 2008 г. Внешний и внутренний развороты обложки диска
Американский выпуск альбома Mogg & The Sign Of 4 "Dancing With St. Peter", 2008 г. Внешний и внутренний развороты обложки диска

Диск вышел в начале 2002-го, предварив альбом UFO «Sharks», вышедший в сентябре. Таким образом Могг хотел снять хотя бы часть сливок своим «однодневным» проектом с Коллманом. В какой-то мере ему это удалось, альбом «Dancing With St. Peter» вышел в Великобритании на лейбле Track Record и начал неплохо продаваться. Правда, это «неплохо» не шло ни в какое сравнение с продажами UFO, потому что Могг решил не афишироваться до конца и на обложке альбома своего имени не вывел.

Пиратский бутлег с записью концерта группы Mogg & The Sign Of 4 в Лондоне осенью 2002 года (Marquee Club London, England, 2002.11.19)
Пиратский бутлег с записью концерта группы Mogg & The Sign Of 4 в Лондоне осенью 2002 года (Marquee Club London, England, 2002.11.19)

Зато американцы, оценившие высокие музыкальные достоинства альбома и решившие в 2008 году этот диск переиздать у себя на лейбле Marmaduke Records, решительно его разрекламировали, обозвав проект более определенно - Mogg & The Sign Of 4. Как и следовало ожидать, в США продажи пошли более активно, и хотя в чарты это творение все равно не пролезло, но все же и убыточным не было, разошедшись как импорт по всему миру.

Фрагмент выступления группы Mogg & The Sign Of 4 в Лондоне в 2002 году

Ну, что можно еще сказать об этом фактически сольном альбоме Фила Могга? Получилась очередная шикарная пластинка, которой вообще-то место в дискографии UFO, а не где-то на задворках всяких «побочных проектов». Все 11 песен слушаются на улёт, правда, мне не очень нравятся несколько медляков балладного и блюзового типа, которые Фил Могг постоянно сочиняет для все новых и новых своих произведений и обожает их исполнять, причем на публике особенно. Но, учитывая относительную шедевральность творчества самого Могга, на эти «неудобства» можно закрыть глаза. Все остальные композиции шикарны во всех отношениях, и ни один музыкант тут не оказался седлом на корове или пятой ногой у собаки.

Итак, все песни написал Фил Могг при посильной помощи Коллмана и Гаалааса, правда, тут внедрился один кавер на песню Тома Уэйтса (Tom Waits), но исполнен этот номер настолько шикарно, что если бы я не знал, что это чужая песня, то и не подумал бы, что музыку к ней написал не Могг.

На аудио: тут весь альбом, надо будет листать по песням

Трек-лист:

1). Overload (5:14) «Перегрузка». Показательная «открывашка». Обычно такими песнями закрываются альбомы UFO, но для всех трех своих «сольников» (1997, 1999 и 2002 годов) Фил Могг разработал новый тип «открывашек», переработанных из «закрывашек» UFO. Конечно, Коллман не идет ни в какое сравнение по широте замыслов с Майклом Шенкером или даже нынешним гитаристом UFO Винни Мура, но для всяких «домашних» альбомов он подходит на все 300%.

2). Driven (4:25) «За рулем». Еще один шикарный трек, не знаю, о чем там Фил поет, но зажигает он весьма показательно, очень мощно поддерживаемый Коллманом своей гитарой. Конечно, для такой флегматичной по сути песни понятия «зажигает» и «мощно» могут показаться слишком громкими, тем не менее, когда дело касается Фила Могга, то у него всё зажигательно и мощно даже когда он поет чуть ли не шепотом многие свои блюзы и баллады.

3). Dancing With St. Peter (6:07) «Танцы со Святым Петром». Вот, наконец-то и появилась первая баллада, без которых не обходится ни один альбом с участием Могга. Да, хоть и тихо, и даже весьма банально, но все же мощно и зажигательно. Как я писал выше, Фил Могг за десятилетия своей музыкальной работы выработал свой собственный вокальный стиль, который отличает в лучшую сторону даже самые банальные произведения, вышедшие из-под пера этого седовласого рок-гиганта.

4). Song Keeps A Coming (5:01) «Песня продолжается». Да, вообще-то Джефф Коллман – не бесталанный аккордисмен, а убежденный риффоплёт. Любая песня, даже блюзовая, так плотно опутана паутиной его нескончаемых риффов, что порой кажется уникальным, как это он в таком темпе может выдерживать порой многочасовые концерты? И по конструкциям солирования он скорее не Блэкмор, а Томми Болин, и поэтому эпик «Mistreated» озвучить так, как это сделал Джой Бомасса, пребывая в компании с Гленном Хьюзом, не в состоянии - тем не менее, его гитарный саунд такой же уникальный, как и вокал Могга.

5). Clap Hands (4:14) «Хлопки в ладоши». Песня Тома Уэйтса. Вроде этот американский джаз-фолк-блюзовый композитор для уха меломанов из Старого Света несколько банальный по сути, тем не менее, Могг сумел переработать это произведение в новом ключе, и вместе с Коллманом сделать из него чуть ли не шедевр уровня Black Sabbath эпохи Оззи Осборна.

6). Beautiful Friend (5:35) «Прекрасная подруга». А эта развеселая баллада а-ля Роберт Плант под акустику мне не особо нравится, потому обсуждать ее не буду.

7). Bad On Bad (5:09) «Плохое на плохом». Тяжелый блюз исключительно в стиле UFO 90-х, правда, Коллман тут вовсю старается подражать не Шенкеру, а Джимми Пейджу, тем не менее, номер удался, хотя я блюзы не особо люблю.

8). After Glow (5:36) «После свечения». И еще один блюз, только уже не тяжелый, а плаксивый с каким-то фанковым рисунком барабанов и бас-гитары. Могг тут в своем репертуаре, а Коллман – так тот вообще не в себе, видимо решил стать гитаристом стиля регги.

9). Falling Down (5:06) «Падение». Полный шедевр в стиле Тони Макфи и его шикарного хард-блюзового рок-бэнда The Groundhogs. Правда, в припеве Могг вспоминает, что он всё-таки из группы UFO и делает крен в ее сторону. Правда, когда начинается виртуозное соло Коллмана, то ритм-секция подкладывает под него очередной фанковый мотив.

10). Las Meadows Sanctum Divine (5:38) «Святилище Лас-Медоуз Дивайн». Еще больший шедевр, чем предыдущий. Я этой песней просто заслушиваюсь, несмотря на несколько банальный припев. Есть в ней что-то такое, что притягивает к мелодии. И Джефф Коллман даже на соло играет какими-то замысловатыми рифами, что гипнотизирует еще больше.

11). Seems To Me (5:19) «Мне кажется». А это какая-то полу-баллада, полу-блюз. Конечно, мотив и главная музыкальная идея, несмотря на откровенную ностальгию, довольно жизнеутверждающие, и поэтому песня прекрасно подходит в качестве «закрывашки» для альбома. Правда, от Коллмана я никак не ожидал такого пресного, то есть банального соло, тем не мене песня очень хорошо вписывается в альбом.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

UFO «Walk on Water», 1995 г. ~ самый крутой альбом группы, провалившийся во всех чартах

«The Plot», 2003 г. - убойный панк-альбом Майкла Шенкера и его собутылльника по UFO Пита Уэя

Альбом группы MSG «Assault Attack», 1982 г. – лучшее произведение Майкла Шенкера за всю его сольную карьеру

Альбом «Fly To The Rainbow» начинала записывать группа Dawn Road, а выпустила его группа Scorpions