В 1994-м году бас-гитарист Black Sabbath Гизер Батлер решил основать свой собственный проект G//Z/R, и, пребывая одновременно в составе группы Оззи Осборна, довольно быстро нашел для проекта музыкантов. С ними он в следующем, 1995-м, всего за две недели записал первый свой альбом «Plastic Planet», который стал образцом зарождающегося тогда индастриал-металла с очень мощными дэтовыми корнями. И хотя в американские и британские чарты альбом не попал, но он хорошо разошелся по Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, позволив Гизеру Батлеру продолжить записи и создать еще два довольно неплохих альбома.
Гизер Батлер – личность выдающаяся, не такая, конечно, как его коллеги по Black Sabbath Оззи Осборн или Тони Айомми, тем не менее, его творческий гений чего-то да стоит. Я не имею в виду то, что в «Черной Субботе» он отвечал за тексты – лично я в лирику на иностранных языках не врубаюсь, даже если перевожу ее со словарем. Я имею в виду конкретно фирменное звучание бас-гитары Батлера – оно уникальное, и с этим спорить трудно.
Другое дело, что помимо напряженной творческой работы в Black Sabbath Гизер Батлер почти нигде не играл особой роли, кроме демонстрации фирменного звучания своего знаменитого инструмента, например, на паре дисков Оззи в 80-90-х, или в проекте Heaven & Hell с Дио в 2000-х. Но есть один проект, которому Гизер Батлер отдал довольно много своих творческих сил, и хотя он его не обогатил финансово, тем не менее, сбрасывать со счетов его не стоит.
На видео: клип группы Geezer Butler Band, 1985 год. На вокале - Карл Сентанс, нынешний фронтмен группы Nazareth. На гитаре - племянник Гизера Батлера - Педро (Питер) Хаус, который впоследствии участвовал и в проектах серии G//Z/R, Geezer и GZR
Этот проект с самого начала получил название G//Z/R, затем трансформировался в Geezer, и в итоге превратился в просто GZR. Вся флюктуация этого проекта включает в себя три долгоиграющих альбома и простирается от 1995 до 2005 года.
На видео: еще один клип группы Geezer Butler Band, 80-е годы
Правда, еще в 80-х годах Гизер Батлер создал свой собственный проект Geezer Butler Band, для которого написал несколько песен, исполнявшихся на концертных выступлениях. Но музыка, которую играла та группа, была очень далека от даже самых легких произведений «Чёрной Субботы» образца второй половины 80-х, и была очень близка к новомодному тогда «нью-вэйву». То есть Гизер захотел срубить деньжат на американской танцевальной аудитории, но что-то пошло не так, и к началу 90-х он забросил свои мечты стать звездой «новой волны», хоть и металлизированной.
Покончив со своим первым неудачным проектом, Гизер Батлер заявился к Оззи, чтобы заделаться членом его гастрольной команды, и в 1989-м даже успел слетать с ним в Москву на нашумевший на весь тогдашний СССР рок-фестиваль. В 1992-м Тони Айомми надоела постоянная чехарда с бас-гитаристами в Black Sabbath, и он очень сильно попросил Гизера вернуться назад в группу. Ну, Гизер Батлер согласился, потому что хоть с Осборном, по его словам, было весело и сытно, но в своей альма-матер он чувствовал себя гораздо свободней, хоть Айомми ему тоже не давал сильно уж развернуться на почве риффотворчества.
В общем, пробыл Батлер в Black Sabbath до самого 1994 года, когда после записи альбома «Cross Purposes» душа его не выдержала и захотелось чего-то гораздо более тяжелого, а еще лучше – трэшевого. Как раз в тот момент Оззи подцепил Гизера где-то на улице на прослушивание своего нового материала. Как вспоминает сам Батлер, Осборн записал в 1995 году для альбома «Ozzmosis» более двух десятков песен и ему нужен был какой-то лично знакомый ему авторитет, чтобы помочь оценить написанную им музыку и выбрать для нового альбома самое подходящее.
Однако Гизер Батлер прослушал это всё, и прямо сказал Оззи, что его новая музыка – это чисто из репертуара The Beatles, и вообще непонятно, как Оззи будет выглядеть, запевая эти песенки на публике, скорее всего очень смешно. Ну, естественно, Осборн обиделся и распрощался со своим бывшим подельником, вытолкав его за дверь.
Однако уйти Гизеру далеко не довелось. Продюсер Оззи, тоже прослушав новый материал, сказал ему то же самое, и посоветовал песни утяжелить, иначе Оззи на своем новом альбоме будет выглядеть очень смешно. Тут уже Великому и Ужасному стало не до обид, он срочно затребовал Батлера назад и предложил ему заняться переработкой своего материала по своему усмотрению, главное, чтобы песни перестали быть похожими на «битловское» творчество.
В то время Гизер Батлер вовсю занимался своим новым проектом G//Z/R, было это осенью 1994-го. Однако у Батлера были проблемы с музыкантами для записи, в наличии был только гитарист Педро (Питер) Хаус – его племянник и бывший участник Geezer Butler Band. Они вдвоем с Хаусом наиграли демо для дюжины песен, написанных в стиле трэш и дэт-метал, но два музыканта для такой музыки – это ни о чем, а кого попало Гизер приглашать не хотел. Вот он и вернулся к Оззи, чтобы потянуть время, необходимое для поисков – сначала он обработал Оззин музыкальный материал и записал для «Оззмозиса» басовые партии в студии, а потом его очень настоятельно уговорили поучаствовать в Оззином турне.
В то время барабанщиком у Осборна был Дин Кастроново – хороший такой музыкант, успевший уже поиграть и позаписывать альбомы с признанными гитарными авторитетами тех лет - Тони Макальпином и Марти Фридманом. Вот ему Гизер и показал зарисовки для своего нового проекта, и закончились эти показы тем, что Дин изъявил желание вступить в проект Батлера и помочь ему всё это записать на высшем уровне.
Вокалист тоже отыскался на удивление быстро – буквально после третьей кандидатуры. По словам Батлера, он позвонил одному своему корешу, который вдруг оказался менеджером американской трэш-металлической группы Fear Factory. Тот и сосватал ему своего вокалиста Бертона С. Белла, мол, группа эта новая, опыта у музыкантов маловато, вот пусть этот Бертон и поучится у маститого «черносубботинца» металлическому мастерству.
В общем, у Гизера Батлера практически всё срослось, однако поджимало время. Он ведь вместе с Кастроново был участником группы Осборна, а Белл свою группу тоже покидать не собирался. Но в начале 1995-го в рабочих графиках музыкантов образовалось окно - для репетиций и записи можно было выкроить две недели. Конечно, этого было мало, но музыканты ринулись в студию, потратив всего два дня на репетиции и двенадцать - на запись. Вот так в итоге и получился первый альбом нового проекта Гизера Батлера под названием «Plastic Planet». Кстати, все клавишные взял на себя лично Гизер Батлер.
Трек-лист:
1). Catatonic Eclipse (7:10) «Кататоническое затмение».
2). Drive Boy, Shooting (4:17) «Водитель, стрельба».
3). Giving Up The Ghost (5:12) «Отказ от призрака».
4). Plastic Planet (3:19) «Пластиковая планета».
5). The Invisible (3:43) «Невидимый».
6). Seance Fiction (5:55) «Сеанс-фантастика».
7). House of Clouds (3:43) «Дом облаков».
8). Detective 27 (3:09) «Детектив 27».
9). X13 (4:05) «Х13».
10). Sci-Clone (3:43) «Научный клон».
11). Cycle Of Sixty (3:02) «Цикл шестидесяти».
Интересно, что в интервью одному из российских меломанских журналистов Гизер Батлер еще в том же 1995-м рассказал, что музыка, записанная им на первом альбоме проекта G//Z/R «Plastic Planet» – это именно то, что он хотел играть, пребывая в составе Black Sabbath даже в лучшие их времена. Наиболее близко он к такой музыке приблизился только в 1983-м году, когда в «Черную Субботу» пришел Иэн Гиллан и записал совершенно трэшевый и дэтовый альбом «Born Again». Но потом группа испортилась совершенно, Оззи к трэшу совсем не тяготел, а самостоятельно у Гизера получалась только «новая волна».
И в том интервью он вовсю стал нахваливать Бертона С. Белла, приговаривая, что если бы не он, то у Гизера такой убойной музыки вообще бы не образовалось во веки вечные.
Однако в 1997 году Гизер Батлер записал новый альбом своего проекта – «Black Science», но на вокале Белла уже не было, а был неизвестный еще вообще никому в рок-кругах певец Кларк Браун. И вот что интересно - этот альбом был не менее убойным, чем дебютник, а может получился даже и более шикарным.
Мало того, Браун записал свой вокал и на третьем сольном диске Батлера – «Ohmwork», и этот диск вышел еще мощнее. Правда, в его записи уже не участвовал Кастроново, а отстучал некий Chad E. Smith - тезка и однофамилец барабанщика из Red Hot Chili Peppers - Чэда Г. Смита. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что Белл в свое время, возможно, только вдохновил Батлера на новую музыкальную концепцию, к которой тот якобы стремился всю свою жизнь. Но вот к созданию всей этой трилогии альбомов под брендами G//Z/R, Geezer и GZR приложили свои руки и мозги только сам Батлер и его племянник Педро Хаус, который, как известно, играл на гитаре и в группе Geezer Butler Band еще в 80-х.
Но обо всех этих альбомах я напишу в других своих публикациях, как только соберу по ним достаточно материала.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О BLACK SABBATH НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом «Mob Rules», 1981 г. ~ последнее по-настоящему успешное творение Black Sabbath
«Technical Ecstasy» 1976 г. – это вершина достижений Black Sabbath, мощная и непревзойденная
Black Sabbath «Paranoid» 1970 г. Так в истории рок-музыки официально появился первый металл
Black Sabbath 1970 года ~ первый хэви-металлический альбом в истории всемирной рок-музыки