Мегапроект невероятных масштабов — железная дорога от Тихого до Индийского океана. Между прочим, не менее 15 тыс. км, в зависимости от того, где будет конечная точка. И при условии, что начальная — на североамериканском континенте. Эту невероятную идею летом 2023-го озвучил президент США Джо Байден во время выступления перед Лигой избирателей за охрану природы.
Данную тему обсуждали многие мировые издания, некоторые до сих пор вспоминают громкое заявление главы Белого Дома, вызвавшее, мягко говоря, неоднозначную реакцию и в рядах его сторонников. Действительно, осуществить нечто подобное даже с нынешними технологиями крайне сложно. Особенно, если речь идет о подводной линии, проходящей через два мировых океана.
Напомним, многие скептически относятся к задумке ОАЭ по строительству тоннеля протяженностью 2 тыс. км, призванного соединить эмират Эль-Фуджайра с индийским городом Мумбаи (специалисты уже проводят предварительные исследования). А идея американского президента, как подметил бывший конгрессмен Республиканской партии Джейсон Чаффец, выглядит куда более смелой.
Что именно имел ввиду Байден — вопрос открытый, ведь сам себя в этот раз он не поправил ни во время выступления, ни позднее. Примечательно, что на сайте Белого Дома его речь опубликовали без корректировок, однако в ответ на очевидный вопрос журналистов в Вашингтоне пояснили, что речь, конечно же, идет о дороге, которая связывает Индийский океан не с Тихим, а Атлантическим.
То есть президент (кстати, самый старый в истории США) говорил о стальной магистрали, которая сегодня проходит от порта Лобиту в Анголе до крупнейшего города Танзании Дар-эс-Салам через Демократическую Республику Конго и Замбию, соединяя тем самым два африканских побережья — западное и восточное. Сообщается, что США со своей стороны намерены вложить в развитие этого коридора $250 млн.
Так что Байден попросту оговорился, либо в очередной раз продемонстрировал таким образом свои познания в географии, ведь однажды он уже заявлял, что Америка является Индо-Тихоокеанской державой. Впрочем, стоит отметить, что подобным образом ошибается он не первый раз. В частности, на встрече с премьер-министром Великобритании Риши Сунаком (его, к слову, американский лидер назвал «мистер президент») Джо Байден сказал ровно то же самое — железная дорога от Тихого до Индийского океана. Правда, тут же поправился — от Атлантического.
Шутки шутками, а сама по себе идея не нова. Обсуждали похожую инициативу еще в XIX– начале XX вв. Разумеется, под водой прокладывать тысячи километров дороги никто не собирался. «Железку» планировали протянуть через Берингов пролив. Власти Российской империи, как сообщала американская пресса в 1906-м, дали добро на реализацию этого грандиозного проекта (The New Times немного преувеличила).
Изначально предполагалось, что составы будут преодолевать главную водную преграду, разделяющую континенты, на пароме — план Уильяма Гилпина. Затем американский инженер Джозеф Штраус предложил соединить берега мостом. Но в Санкт-Петербурге такой вариант отвергли. Наконец, француз Лоик де Лобель (пожалуй, главный идеолог проекта) в начале 20-го столетия представил свой вариант, предусматривающий строительство тоннеля.
Главная задумка заключалась в создании железнодорожного маршрута Париж – Нью-Йорк. Параллельно рассматривалась возможность строительства ветки к побережью Индийского океана. Хотя существовал и проект соединения французской столицы с Калькуттой (опять-таки через территорию России). Но все эти идеи в итоге остались на бумаге, о чем можно подробнее прочитать по ссылкам ниже.
Что касается заявления (пусть и ошибочного) Байдена, то выглядит оно и не таким уж фантастическим, если понимать его иначе. Все зависит ведь от того, где и как соединять посредством железной дороги Тихий и Индийский океаны. Например, если через территорию Таиланда, то задумка выглядит более чем реальной, тем более, что на практике такой проект действительно рассматривается. Правда, большинство склоняется к прорытию судоходного канала. Об этом также в нашей отдельной статье👇.