Найти тему
Строительный мир

Дорога между океанами: «мегапроект» Байдена, удививший мир

Мегапроект невероятных масштабов — железная дорога от Тихого до Индийского океана. Между прочим, не менее 15 тыс. км, в зависимости от того, где будет конечная точка. И при условии, что начальная — на североамериканском континенте. Эту невероятную идею летом 2023-го озвучил президент США Джо Байден во время выступления перед Лигой избирателей за охрану природы.

© pxhere.cm
© pxhere.cm

Данную тему обсуждали многие мировые издания, некоторые до сих пор вспоминают громкое заявление главы Белого Дома, вызвавшее, мягко говоря, неоднозначную реакцию и в рядах его сторонников. Действительно, осуществить нечто подобное даже с нынешними технологиями крайне сложно. Особенно, если речь идет о подводной линии, проходящей через два мировых океана.

Напомним, многие скептически относятся к задумке ОАЭ по строительству тоннеля протяженностью 2 тыс. км, призванного соединить эмират Эль-Фуджайра с индийским городом Мумбаи (специалисты уже проводят предварительные исследования). А идея американского президента, как подметил бывший конгрессмен Республиканской партии Джейсон Чаффец, выглядит куда более смелой.

Что именно имел ввиду Байден — вопрос открытый, ведь сам себя в этот раз он не поправил ни во время выступления, ни позднее. Примечательно, что на сайте Белого Дома его речь опубликовали без корректировок, однако в ответ на очевидный вопрос журналистов в Вашингтоне пояснили, что речь, конечно же, идет о дороге, которая связывает Индийский океан не с Тихим, а Атлантическим.

То есть президент (кстати, самый старый в истории США) говорил о стальной магистрали, которая сегодня проходит от порта Лобиту в Анголе до крупнейшего города Танзании Дар-эс-Салам через Демократическую Республику Конго и Замбию, соединяя тем самым два африканских побережья — западное и восточное. Сообщается, что США со своей стороны намерены вложить в развитие этого коридора $250 млн.

© East Africa Railway Master Plan / CC BY-SA 4.0 (Основные железнодорожные линии Африки)
© East Africa Railway Master Plan / CC BY-SA 4.0 (Основные железнодорожные линии Африки)

Так что Байден попросту оговорился, либо в очередной раз продемонстрировал таким образом свои познания в географии, ведь однажды он уже заявлял, что Америка является Индо-Тихоокеанской державой. Впрочем, стоит отметить, что подобным образом ошибается он не первый раз. В частности, на встрече с премьер-министром Великобритании Риши Сунаком (его, к слову, американский лидер назвал «мистер президент») Джо Байден сказал ровно то же самое — железная дорога от Тихого до Индийского океана. Правда, тут же поправился — от Атлантического.

Шутки шутками, а сама по себе идея не нова. Обсуждали похожую инициативу еще в XIX– начале XX вв. Разумеется, под водой прокладывать тысячи километров дороги никто не собирался. «Железку» планировали протянуть через Берингов пролив. Власти Российской империи, как сообщала американская пресса в 1906-м, дали добро на реализацию этого грандиозного проекта (The New Times немного преувеличила).

© The New York herald (New York [N.Y.]). March 4, 1906. p. 6
© The New York herald (New York [N.Y.]). March 4, 1906. p. 6

Изначально предполагалось, что составы будут преодолевать главную водную преграду, разделяющую континенты, на пароме — план Уильяма Гилпина. Затем американский инженер Джозеф Штраус предложил соединить берега мостом. Но в Санкт-Петербурге такой вариант отвергли. Наконец, француз Лоик де Лобель (пожалуй, главный идеолог проекта) в начале 20-го столетия представил свой вариант, предусматривающий строительство тоннеля.

Главная задумка заключалась в создании железнодорожного маршрута Париж – Нью-Йорк. Параллельно рассматривалась возможность строительства ветки к побережью Индийского океана. Хотя существовал и проект соединения французской столицы с Калькуттой (опять-таки через территорию России). Но все эти идеи в итоге остались на бумаге, о чем можно подробнее прочитать по ссылкам ниже.

Тоннель через Берингов пролив: как иностранцы хотели заполучить российские земли
Строительный мир23 января 2021

Что касается заявления (пусть и ошибочного) Байдена, то выглядит оно и не таким уж фантастическим, если понимать его иначе. Все зависит ведь от того, где и как соединять посредством железной дороги Тихий и Индийский океаны. Например, если через территорию Таиланда, то задумка выглядит более чем реальной, тем более, что на практике такой проект действительно рассматривается. Правда, большинство склоняется к прорытию судоходного канала. Об этом также в нашей отдельной статье👇.