Найти тему

"Левша". Донецкий РАМТ г Макеевка

Режиссёр- постановщик Максим Жданович и ДРАМТ г. Макеевки поставили сказ об искусном народном умельце - тульском косом Левше, подковавшем английскую стальную блоху. 

Прекрасная, талантливая постановка нацелена прежде всего на детскую аудиторию, поэтому в зрительном зале было много школьников разных возрастов : спектакль проходил в рамках Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры 27 ноября на Новой сцене театра Вахтангова. Спектакль походил на анимационный фильм для детей и жил на сцене своей детской жизнью: под аккомпанемент живого "Арт-кестра" на сцене сменялись страны, которые посещал император Александр Павлович (Евгений Романенко). Пизанская башня падала, немецкие фрау танцевали, а британские королевские гвардейцы в униформе и в высоких черных шапках из медвежьего меха маршировали без устали. Все герои были лубочно-сказочные в этой постановке, говорили на диковинном языке сказа Лескова с его неологизмами:

"долбица умножения",

"пищеприемная комната",

"буреметр морской",

"смолевые непромокабли",

"двухсестная карета",

"мелкоскоп",

"Твердиземное море",

"нимфозория"

"свистовые"(полицейские),

"тугамент",

"пальто с ветряною нахлобучкою на голову". Узнаёте?

Император Александр покорил "своею ласковостью" иноземцев и был очень расстроен, когда ему пришлось умирать в Таганроге. Да-да, именно расстроен. Зато казак Платов был решительным и смелым - вот уж настоящий хозяин своего слова и государевой казны (Максим Жданович)! Очень точен был образ англичанина (Валерий Машошин) - пунктуальный, вежливый, тщательно взвешивающий серебряные монеты на диковинном устройстве- счётчике с красным индикатором.

В сказе об искусном умельце Левше было столько движущихся декораций, трансформаций сцены, что об этом стоит отдельно сказать. Зрители увидели и работу первого английского телеграфа, и английский чудный пылесос с дистанционным управлением (забаву для Левши), и пушку на колёсах, и "двухсестную карету" для императора, и оцинкованное ведро- счётчик денег, и самое лучшее приспособление для гигиенических процедур - рукомойник. И всё это вертелось, действовало, работало, ездило по сцене!

Работа художника по костюмам (Юлии Ковалёвой) заслуживает высшей похвалы: холщовые рубашки и косоворотки славян, высокие парики и пышные костюмы придворных, костюмы англичанина- изобретателя и механической блохи, оснащённые шестерёнками и ремешками, можно было рассматривать до бесконечности. Только за прекрасные одежды матери- лика Богоматери, которые воссоздавали иконописный образ при любом ракурсе и положении тела актрисы Оксаны Плюхи,Юлию Ковалёву можно назвать открытием биеннале.

Ну а теперь о главных героях сказа - Левше и механической английской блохе. Вадим Басалыгин в роли Левши был очень трогателен: он играл одарённого мастера, сумевшего даже написать своё имя на гвоздике для подковы английской блохи без всякого "мелкоскопа" (ведь у них "так глаз пристрелявши"). Очень жаль, что мечтая вернуться из чужих земель в отчизну, он и преставился вскоре, брошенный и забытый всеми. Но успел передать государю важные слова об уходе за оружием.

Самим совершенством была механическая блоха, которая была полноправным участником как сказа, так испектакля (Валерия Аршинова ). Она вертелась, кружилась, танцевала, безмолвно участвовала во всех диалогах и в конце продемонстрировала чудо тульских мастеров - подковки, которые можно рассмотреть в самый мощный "мелкоскоп".

За приглашение благодарю сообщество #москвалюблю - общество, где всегда много интересных предложений.