Четырнадцатый дом. Доходный дом П. А. Скопника, У́лица Спиридо́новка, 27/24, является памятником архитектуры, район Пресненский, построен в 1906—1908 годах архитектором Гу́ставом Ге́льрихом.
Гу́став Андре́евич Ге́льрих (1878-после 1917) - архитектор немецкого происхождения, большой мастер московского Модерна, специализировался на доходных домах. В России жил с 1901г. по 1914г. Несложно предположить, что вынужден был покинуть Россию, тк, с началом Первой Мировой войны на граждан немецкого происхождения начались гонения, погромы, поджоги. Увы, многие русские, немецкого происхождения вынуждены были покинуть Россию, в которой обрели свою вторую родину, где были весьма успешны и счастливы. К сожалению, судьба Гу́става Андре́евича после 1917г. неизвестна.
Сегодня был удачный день, мне удалось войти в подъезд дома и во двор с автоматическими кованными воротами.🥳
Нумерация квартир непривычная.
О владельце доходного дома почти нет официальной информации, только то, что Скопник Петр Александрович - ктитор (лицо, выделившее средства на строительство), церк. Спиридона г. Москва, данные от 1916 г., то есть, вероятно, Пётр Александрович был прихожанином той самой церкви, которая находилась в двух шагах от его дома.
Венчает прямой угол -Бельведер (надстройка здания - башня или купол, или беседка на возвышенном месте. Много декорированной растительным орнаментом лепнины, балконы с ажурными решётками, 3-х гранные эркеры, создают эффект волн на крыше, плитка кабанчик", фасад первого этажа ру́стованный.
Трёхгранный эркер украшен растительным характерным узором для стиля Модерн.
Когда я готовила ✍️материалы по доходному дому П. А. Скопника, подумала🤔, как, за каких-то 50 примерно лет - изменились социальные условия жилья в нашей стране. Мы живём в сталинской высотке (1947г. постройки), лестница в подъездах нашего дома - одна, но два входа: во двор и на Кутузовский проспект, парадные входы в некоторых подъездах с колоннами, с широкой лестницей, с высокими потолками, лепниной на потолке.
На рубеже XlX -XX веков, вплоть до Первой Мировой войны (1914г.) - доминировал стиль Моде́рн/ар-нуво (фр. moderne /art nouveau)— современный). В то время, Моде́рн использовался почти во всём: в архитектуре, в изобразительном искусстве, в бытовых предметах, в ювелирных изделиях, а в женской моде Моде́рн особенно хорош!
Так как тема моды мне близка, покажу Вам одно платье в стиле Моде́рн.
Пятнадцатый дом. Доходный дом архитектора С. К. Родионова. Дом собственный, построен в 1900 г., Борисоглебский пер., 8, район Арбат, в стиле Эклектики, ценный градоформирующий объект. Переулок назван в честь церкви святых страстотерпцев Бориса и Глеба, XVII века, на Поварской (разрушена в 1936 году).
Серге́й Константи́нович Родио́нов (1859-1925) русский архитектор, реставратор, преподаватель, потомственный дворянин, специализировался на московском Моде́рне, Эклектике, церковной архитектуре, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Серге́й Константи́нович был очень востребован, построил много значимых объектов Москвы и России. Некоторые доброжелатели" утверждают, что Родио́нов, просто удачно женился на княжне С. Н. Шаховской( в браке родилось четверо детей), а я думаю, что без таланта и большого труда -не было бы столько значимых реализованных проектов. Состоял в совете по реставрационным работам Кремля, Новодевичьего, Симонова, Новоспасского монастырей, Китайгородской стены, памятник героям Бородинского сражения, всего не перечислить.
В полях боевой славы у Бородино к 100-летию битвы установлен обели́ск по проекту архитектора С.К. Родио́нова. К сожалению, простоял он недолго, но в 1990-х обели́ск был воссоздан, чтобы народ помнил и чтил героев Отечественной войны 1812года.
Серге́й Константи́нович был востребованым архитектором, многие его проекты находятся в исторической застройке Москвы и являются объектами культурного наследия. Я насчитала -45 проектов, а выбрала только два доходных дома Родио́нова, но каких!!! Думаю, что и Вам эти дома будут интересны.
На первом этаже были, как водится, магазины и трактир, а верхние этажи — комфортабельные квартиры в наём и гостиница «Рига». После 1917 года в доме были коммунальные квартиры. В 1960-х гг. к дому со стороны двора пристроили одноэтажный флигель, а в 1990-х-его добавили ещё 4-мя этажами. На рубеже 1990-х и 2000-х была проведена реконструкция, во время которой и были утрачены исторические внутренние интерьеры, хорошо хоть фасад сохранен.
Я пыталась войти в дом Мианса́ровой, но охрана не пропустила, здание - собственность компании "МТС" и сотрудники рассказали, что кроме исторического фасада, внутренние "родные" интерьеры, увы, не сохранись, а жаль..., если снаружи такая красота, то и внутри интерьеры были не менее прекрасны.
Доходный дом генеральши М. С. Бутурлиной по Крестовоздвиженскому переу́лку, 2 (в 1540 году из Ржева принесли чудотворные иконы, которые встречал будущий царь Иван Грозный; в честь этого события была построена деревянная церковь Воздвижения Креста Господня) в стиле Неоклассицизма, построен в 1900г., архитектором С. К. Родио́новым.
Дома́ - не близнецы конечно, но двойняшки точно! Сходство домов очевидно. Автор проектов этих двух домов-С. К. Родио́нов и год постройки один-1900 год. Отличия в том, что на одном - Кариатиды, а на втором- колонны (вместо Кариатид); дом М. С. Бутурлиной шире, имеет больше окон, справа оба имеют арку - проход во двор, оба одноподъездные.
Арки в Борисоглебском и в Крестовоздвиженском по своему типу (полукруглая") - одинаковые, но всё же отличия есть. ☝️первая арка в доме С. К. Родио́нова - высокая и претерпела изменения, а в доме М. С. Бутурлиной - с низким потолком.
Над парадным входом герб дворянского рода Родионовых, по которому можно узнать о происхождении, заслугах и статусе рода.
На гербе изображены: рыцарский шлем(служба верой и правдой), его венчает 👑(положение владельца), над которой парит птица - символ власти (а может, взлетает), я не смогла понять, что за птица"..? французский (четырехугольный с заострением книзу), щит в обрамлении лавровых веток(заслуги/награды), на щите скрещенные⚔️ шпаги, и ⚓️(морская служба).
Не много информации о родовом гербе Родио́новых мне удалось узнать. Может, кто-то знает о гербах больше, пишите, буду рада.
И конечно же, в центре четвёртого этажа - Кариатиды, которые держат са́ндрик (горизонтальная «полочка). Кариатиды расположены по центру четвёртого этажа( Кариатиды непривычно высоко расположены и весьма сложно их рассмотреть детально).
Кариатиды повторяющиеся (одинаковые) парные, скульптурные (полностью отделенны от плоскости), молодые женщины, одеты в римскую тогу", в руках инструменты для художника и скульптора, вероятно, гипсовые, в хорошем состоянии.
Так выглядит внутренний фасад доходного дома С. К. Родионова. К сожалению, мне не позволили войти и рассмотреть двор.
Фото справа: вид со двора соседнего доходного дома, в котором жила Марина Цвета́ева с 1914 по 1922 год.
Шестнадцатый дом. Особня́к (Дохо́дный дом) Никола́я Тере́нтьева в Петро́вском переу́лке, 8 ( по названию находящегося рядом Высоко - Петро́вскому монастырю), район Тверской, объект культурного наследия, стиль Моде́рн, архитектор И. А. Ивано́в-Шиц.
Илларио́н Алекса́ндрович Ивано́в-Шиц (1865-1937)- русский архитектор, строил в основном, общественные здания. Мы с Вами Илларио́на Алекса́ндровича знаем по Дохо́дному дому А. С. Хомякова, где находилось Статистическое учреждение из к/ф "Служебный роман ".
https://t.me/Elena_BEKETOVA_MOSCOW/410
Доходный дом бакинского купца Никола́я Тере́нтьева был перестроен в 1902 году в ультрамодном стиле того времени -Модерн ", на основании ампирного особняка Осипа Бове (русский архитектор итальянского происхождения), который он для своей семьи выстроил в 1833 году ( приданое жены), каковой в свою очередь, был возведён на основании палат XVll века, где большой участок тянулся до Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря - принадлежал Нарышкиным( деду Петра l по матери). На территории монастыря сохранились Нарышкинские палаты. Теперь становится ясно, почему Петра Первого назвали Петром.
В конце XlX века, наследниками О́сипа Ива́новича - участок был разделён на две части. Большая часть была продана в 1902 году потомственному почётному гражданину купцу из Баку - Николаю Алексеевичу Тере́нтьеву. Про бакинского купца информации почти, нет, зато, про О́сипа (Джузеппе) Ива́новича Бове́ (1784-1834) сведений предостаточно.
Уверена, многие слышали такую фразу:
"Пушкин — наше всё»! Так
было сказано в 1859 году Аполлоном Григорьевым (русский писатель), который утверждал, что поэты — «глашатаи великих истин и великих тайн жизни». С этим утверждением полностью согласна.
Италья́нский грот (мемориальный павильон - грот «Руины») сооружен в Александровском саду у основания Средней Арсенальной башни Московского Кремля в 1821 году по проекту Осипа Бове́.
Арка трёхцентровая, в правой части фасада, в арке есть сторожка, где притаился" "Околоточный надзиратель", злющий.
Над входом в арку картуш (родной", но изменённый) с именем бывшего владельца доходного дома и вероятно, нового владельца, нелишённого тщеславия.
Мне удалось войти во 2-й подъезд, лестница только одна - узкая, слишком простая, ступени, полы-покрыты самой обычной плиткой, родные полы - к сожалению, уничтожены при реконструкции.
Семнадцатый дом. Дохо́дный дом Расторгуевых, ул. Соля́нка, 7, стр. 1, район Таганский (точнее, район Хитровки), построен в 1882 году по проекту архитектора В. Н. Карнеева, домовладелец - Алексе́й Дми́триевич Расторгу́ев, дом является Объектом культурного наследия.
Дохо́дный дом Расторгуевых. Видео из личного архива.
Хитро́вка - около́ток (окрестность) расположён на Кули́ш(ж)ках (болотистое место) в Белом городе (- историческая местность Москвы внутри несохранившихся стен (бульварного кольца) Белого города, но вне Китай-города и Кремля) особый, с необыкновенной увлекательной историей, эта тема предполагает отдельный полноценный пост, который обязательно будет.
Генерал - майор, Почётный член Московского университета, благотворитель, активный общественный деятель, зять М. И. Голенищева-Кутузова, герой нескольких воин, в русско -турецкую компанию был ранен, вышел в отставку. В 1812 году был сослан по политической статье, через год прощён, благодаря заслугам своего легендарного тестя - Михаила Илларио́новича. Генерал Хитрово́ имел 6-рых детей и первенца, конечно, назвал в честь тестя -Михаилом!
Генерал-майор Хитрово́ прожил всего 47 лет, позже, усадьбой владели ещё два домовладельца и по завещанию последнего, открыта Орловская ( по фамилии последнего владельца- В.И. Орлова) лечебница для бедных с домовой Смоленской церковью (она была справа от особняка с времён первого домовладельца), в которой была столовая для неимущих.
В 1932 году церковь снесли, тк началось строительство Жилого дома
Военно-инженерной академии.
Жилой дом Военно-инженерной академии.
Этот дом все знают по многим фильмам: Покровские ворота", Холодное лето пятьдесят третьего...", Хрусталёв, машину!", Брат-2".
Николай Захарович Хитрово́ - Воистину русский, во Славу Отечества "! Упокоился на своей малой родине, на погосте Лютиковского монастыря , Калужской губернии, близ города Перемышля.
Васи́лий Никола́евич Карне́ев (Корне́ев) (1831 -1895 (64)) - русский архитектор, академик Императорской академии художеств. Я насчитала 26 архитектурных реализованных московских проектов, из которых- пять находятся в районе Хитро́вки, о коих я Вам расскажу.
Упокоился Васи́лий Никола́евич Карне́ев в Красном селе (Красносельская) в Ново -Алексеевском некрополе, который был уничтожен вместе с монастырём (Старый Алексеевский женский монастырь в Остожье, где сейчас находится Зачатьевский монастырь) в 1930-х гг, при строительстве автодороги.
Хочу отметить, что на этом Ново -Алексеевском некрополе упокоились многие достойные прославившиеся соотечественники, могилы которых были, увы, ликвидированы.
*Доходное владение церкви Рождества Богородицы на Кули́шках, Подкопаевский переулок, 9 стр 1, (село Подкопаево /на берегу реки Рачки (сейчас в коллекторе) был карьер для добычи глины) построеный в 1884 г.по проекту архитектора В. Н. Карне́ева.
Городская усадьба XVIII—XIX веков, Солянка, 9 ( где находился царский Соляной рыбный двор); я не смогла найти информацию о владельце этой городской усадьбы; архитектор В. Н. Карне́ев. Особняк перестраивался в 1883 году, объект культурного наследия, архитектурный стиль - Эклектика (сочетание различных стилей).
* Доходный дом Складское здание в доходном владении А. Д. Расторгуева (1879 г., Подколокольный 8, стр 1), по проекту архитектора В. Н. Карне́ева, является ценным градоформирующим объектом.
Конечно, дом обычный, без излишеств в декоре, а значит квартиры (во втором этаже), были просты и доступны для среднего класса горожан; первый этаж -был отдан под лавки, конторы, складские помещения.
Дома Расторгу́евых сообщались проходом через дворы, можно было не ходить вокруг по Соля́нке и Подколокольному переу́лку.
*Ризница Храма Рождества́ Пресвятой Богородицы на Кули́ш(ж)ках (на Стре́лке), в XVl веке, Соля́нка 5/2, объект культурного наследия народов РФ. Возведён храм в 1804г, в стиле классицизма по проекту архитектора то ли, Д. Балашова, то ли Д.И. Баженова, точных данных об авторстве - нет. Большой ущерб был нанесён церкви в 1812 году пожарами и разграблением.
Переулок Подколокольный назван именно по своему расположению под колокольней Храма Рождества́ Пресвятой Богородицы на Кули́ш(ж)ках на Стре́лке и идёт мимо Хитро́вской площади к Яузскому бульвару (которую образует Подколокольный переулок и Соля́нка).
Историки и архивисты подтвердили, что Храм Рождества́ Пресвятой Богородицы основан на месте (Васильевского луга (Василий lll)) сбора русского войска перед походом на Куликово поле в XlV веке.
Ри́зница церкви построена в 1880 году по проекту архитектора В. Н. Карне́ева.
В середине 1930-х храм был закрыт и использован в духе атеизма и не по назначению: скульптурная мастерская, «Леспроект», рентгено-радиологический институт, медицинские учреждения. В начале 1990-х церковь снова стала служить православным прихожанам. Всё убранство, роспись, предметы-были за прошедшие годы - утрачены. Лет шесть назад, я шла по Соля́нке, решила зайти в церковь Рождества́ Пресвятой Богородицы, стены были просто былые, было неуютно, пусто и понятно, что, тогда, не было средств для реставрации церкви.
В 1996 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий ll, передал храм московской осетинской общине - Патриаршему Аланскому подворью. Служба в храме совершается на церковнославянском и осетинском языках.
Алексе́й Дми́триевич Расторгу́ев (1830 — 1895(65лет)) — московский купец 1-й гильдии, потомственный Почётный гражданин, благотворитель, староста в Купеческой управе, эксперт Московской таможни, член Московской городской думы, всех титулов и должностей неперечесть. Расторгуевы из старообрядцев, торговля колониальными товарами: чаем, сахаром; так же, с 1872 года владелец кондитерской фабрики на Хитро́вке. Имел одиннадцать детей.
При строительстве участка Павелец — Москва Рязанско-Уральской железной дороги, Дмитрий Алексеевич подарил небольшой участок своей земли у г. Видное, по которой проложили ж/д пути, где была в 1900г. открыта станция Расторгуево. Если Вам, когда-либо доведётся проезжать станцию Расторгу́ево, вспомните историю её происхождения.
«Дом с атлантами» воздвигнут в 1882г. В стиле Эклектики, проект был заказан архитектору В. Н. Карнеееву, который, как мы убедились, немало построил домов на Хитро́вке. Дом в три этажа, 5-ти подъездный, с лифтом, с чайным магазином (на первом этаже имелись "Своды Монье", как в Храме Рождества́ Пресвятой Богородицы, что на Стре́лке) на 1-ом этаже и типографией; со складом под домом в сводчатом подвале, там же винный склад, с котельной, с доходными квартирами на 3-ем этаже; 2-ой жилой этаж полностью пренадлежал семье Расторгу́евых. Всего, было 4-тыре квартиры на 2-ом и 3-ем этажах. После Революции 1917г. потомки Расторгу́евых эмигрировали во Францию. С 1909—1917 годы домом владел малороссийский сахарозаводчик Павел Иванович Харитоненко и его семья, но в доме с Атлантами не жил, Павло́ Иванович с семейством проживал в городской усадьбе на Софийской набережной Москвы.
Накануне Первой Мировой войны здесь жили Рябушинские и Ляпуновы. В этом доме жил советский математик, один из основоположников кибернетики, член-корреспондент АН СССР Алексе́й Андре́евич Ляпуно́в (1911-1973 (61)). В Новосибирске названа улица именем Алексе́я Андре́евича. Ляпуновы занимали полностью 3-ий этаж, где была размещена уникальная коллекция картин (Моне, Сезанн, Бенуа, Левитан, Сомов, Коровин, Врубель, Васнецов, Верещагин, Суриков, Репин, Брюллов, Тропинин) и икон; позднее, коллекция войдёт в собрание Третьяковской галереи.
После Революции 1917г. Дом остался жилым, а после, пренадлежал Здравоохранению и в ближайшем будущем будет жилым.
К 2003 году дом с Атлантами пришёл в катастрофическое состояние и до 2016г. дом разрушался, тогда, в нём, обитали "трущебные люди", дом стал жертвой вандалов. В 2019-2022 гг. проводилась реставрация фасада дома, а в 2023г.- внутренние реставрационные работы. Я пыталась войти в дом и во двор, но охрана не пропустила, объяснили, что объект является частной собственностью и работы ещё не завершены, похоже, в следующем году работы по реставрации продолжатся.
Продолжение следует...
Использованы фото и видео материалы из личного архива и Википедии, так же 👇