Следуя поговорке «сапожник – без сапог», самарские архитекторы долгое время собственного здания не имели.
Проектировавший городские объекты институт «Горпроект» был разбросан на нескольких площадках – в Доме Сельского хозяйства, Доме Промышленности, бывшем особняке Лариных возле Троицкого рынка. Отдельно размещались несколько АПМ (архитектурно-планировочных мастерских). В той же ситуации находился и институт Гражданпроект, работавший на область.
К строительству объединенного здания для обоих проектных институтов приступили лишь в 1971-м году после соответствующего распоряжения Совета Министров РСФСР. Место вполне символично было отведено в районе Самарской площади, отражающей все архитектурно-градостроительные тенденции XIX и XX веков
Архитектурное решение авторов - Вагана Каркарьяна, Алексея Моргуна, Валентина Черняка и Николая Дегтярева – следовало мировым тенденциям «новой функциональной классики» - модернизма.
Здание скомпоновано из двух объемов – смещенных относительно друг друга параллелепипедов. Более низкий шестиэтажный корпус ориентирован на площадь и по высоте точно совпадает с выстроенным в 1960-м году жилым домом напротив.
Второй более высокий объем имеет одинаковую высотную отметку с застройкой Самарской площади, так что запроектированное «под один карниз» здание поддержало композиционную ось пространства по направлению к Волге и стало связующим элементом Самарской площади с Площадью Славы.
В эскизном проекте на площадь выдвигался цилиндрический объем выставочного зала, украшенный тематическими «архитектурными» барельефами. От словно парящего в воздухе эффектного цилиндра в итоге пришлось отказаться в угоду композиционному единству территории - крупный объем «разрывал» площадь на части и перекрывал вид на волжскую панораму.
В реализованном варианте объем столовой и актового зала вынесли во двор, а над входом разместили зал техсовета, нависающий над входом шестиметровой консолью. Решение по тем временам казалось смелым! Остекленный торец здания, где находились кабинеты руководства с лоджиями, смотрел в сторону Волги.
По задумке авторов объем с 6-метровым выносом так же должен был консольно нависать над улицей, но уже в ходе строительства от выноса отказались. Ярким и оригинальным декором главного фасада стали выступающие простенки, расположенные через одно окно в шахматном порядке.
Общий первый этаж занимали архив, библиотеки, залы разного назначения, помещения для тяжелого оборудования, столовая. Второй, третий и четвертый этажи занимал Горпроект, два верхних - Гражданпроект.
В 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне ансамбль «архитекторского» здания и жилого дома напротив дополнился расположенным между ними сквером с фонтаном, спроектированным архитекторами Ваганом Каркарьяном, Владимиром Борисовым и художником Рудольфом Барановым - академиком Международной Академии культуры и искусства.
Фонтан имел 30 струй, бьющих из расположенной в центре и служащей пьедесталом георгиевской ленты. По словам авторов, «Тридцать струй олицетворяли время, которое прошло с 1945 года по 1975-й. Чтобы их связать с годами войны, они разбиты на 5 групп. Струи все были спроектированы одной высоты – это символ слез матерей, слез радости, слез горя. Горе же коснулось практически всего населения Советского Союза, в каждой семье обязательно кто-то пострадал. Днище – это салют как апофеоз Победы».
При воплощении яркого замысла главные сложности были с материалом –заложенный в проекте красный мрамор везли из Свердловская, цветное стекло - смальту – для мозаик удалось «добыть» и доставить в Самару на двадцати грузовиках из Подмосковья.
Фонтан, сразу ставший и любимым местом отдыха, и символом эпохи, прослужил городу сорок лет. Затем износились коммуникации, просела чаша и потребовался ремонт.
«Реконструкцию» провели быстро, только вместо благородной смальты в чаше появилась дешевая плитка, а рисунок, по мнению горожан, стал похож на детские раскраски. В администрацию города посыпались гневные послания жителей, назвавших "реконструкцию" актом "вандализма и глумления над памятью заслуженных архитекторов России Алексея Григорьевича Моргуна, Вагана Гайковича Каркарьяна, главного конструктора фонтана Павла Яковлевича Огуза и всех безымянных жителей города, принимавших активное участие в создании этого культового объекта, ставшего знаковым и любимым всеми самарцами". Горожане предлагали взыскать с инициатора - тогдашнего губернатора Меркушкина - штраф в размере его годового дохода, а Владимир Борисов и Тамара Никитична Каркарьян (вдова В.Г. Каркарьяна) подали в суд иск к городской администрации.
Состоялось 12 заседаний, прежде чем Ленинский районный суд требования истцов удовлетворил. В.А. Борисов и Т.Н. Каркарьян таки добились воссоздания первоначального облика с отделкой из смальты. Хотя внешний облик и ряд детали далековаты от оригинала, в целом удалось достичь сравнительного сходства с работой мастеров 1970-х. Само судебное решение можно считать ценным прецедентом защиты авторского права и наследия эпохи модернизма.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете