Девятнадцатый век… Время стремительных переходов красавцев-парусников через Атлантику, в Европу, Индию, Китай… Романтика, белоснежные паруса, громкие команды.
А сколько славных имен парусников вписано в историю покорения морей и океанов: «Фермопилы», «Катти Сарк», «Ариэль», «Тайпинг», «Огненный Крест», «Восток», «Мирный»… А знаменитый фрегат «Арабелла» из романтической истории о капитане Бладе Рафаэля Сабатини?
Но прогресс ведь не стоит на месте. И беспокойная инженерная мысль не давала уснуть ночами пытливым умам в 19-м веке.
Одним из первых шагов к прогрессу стало изготовление и промышленное применение Джеймсом Уаттом уже вполне себе «взрослой», т.е. усовершенствованной, паровой машины. Кстати, именно в его честь названа единиц мощности – Ватт.
Да и отечественный изобретатель-теплотехник Иван Ползунов тоже не подкачал, предложив свой вариант паровой машины. Первые суда с паровыми машинами стали называть пироскафами, (от греч. пирос-огонь, скафос-судно).
Но это были не совсем удачные опыты. А вот Роберт Фултон уже сделал серьезную заявку на победу, построив судно с паровой машиной Дж. Уатта мощностью 20 лс. И в 1807 году его пароход «Клермонт» с триумфом проходит по реке Гудзон, усердно колотя гребными колесами по воде, обеспечивая скорость почти в 4 узла (7,5 км/час). Воодушевленный успехом изобретатель тут же подсуетился и подписал с администрацией штата Нью-Йорк договор на регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Олбани.
Просвещенная Европа тоже не оставалась в стороне. В 1816 году немецкий пароход «Принцесса Шарлота» открыл сообщение между Берлином и Потсдамом. А в Северной Корее в 2003 году даже отчеканили монету, посвященную этому пароходу.
В России, тем временем, тоже не отставали. В Петербурге, морской столице уже в тех годах, в 1815 году на заводе Чарльза Берда было построено первое в России судно «Елизавета» с паровой машиной. По уже сложившейся традиции судно также назвали пироскафом. Но все чаще и чаще стало звучать слово: стимбот, (от англ. steam –пар, boat- лодка). А уже в конце того же 1815-года было открыто регулярное сообщение между Петербургом и Кронштадтом. (Это регулярное сообщение спустя почти 150!!! лет возобновят скоростные «Метеоры» сначала в Советском Союзе, а потом, снова после долгого перерыва-уже в новейшей истории). И будет это уже в 21 веке…
В 1830 году уже более «продвинутый» пароход «Нева» направился с пассажирами из Санкт-Петербурга в Одессу, вокруг Европы. Судно имело длину 34 метра, ширину 7 метров, грузоподъемность 225 тонн.
Но элегантные и быстрые парусники и не думали сдаваться. Уж больно много противников было у пароходов.
Сторонники прогресса еще только начали мечтать о светлой пароходной эре, которая когда-то да наступит.
Одна из основных проблем у пароходов – это необходимость иметь большой запас угля и возможность, выражаясь сегодняшним языком- дозаправки. А сделать это, например, в Атлантике довольно проблематично.
Но зато плюсов много. Наверное, самый основной-это независимость от ветра и погоды. Ну и постоянная скорость тоже дорогого стоит. Уже можно начинать планировать время доставки грузов и пассажиров и выстраивать расписание.
Первым серьезным «ударом» по репутации парусников можно считать пересечение Атлантического океана пароходом «Саванна». Хотя трансатлантический рейс не обошелся без нюансов: пароход шел под машиной всего-то 3,5 дня из почти 28-дневного перехода.
А вот рейс парохода «Сириус» в 1838 году уже был законным триумфом пароходов. Этот пароход пересек Атлантический океан исключительно на паровой машине мощностью 500 лошадиных сил. Хотя по габаритам судно было очень скромное: длина 55 м, ширина 8 м, осадка 4,6 м. При этом «Сириус» мог развивать скорость до 11-12 узлов (20,5-22 км/час). И за 18 с небольшим суток пароход преодолел Атлантику. Забавный момент: некоторые источники утверждают, что запасов угля на весь путь не хватило и пришлось сжечь все запасные снасти, и даже спилить и пустить в котлы одну мачту!
В 1860 году детище гениального изобретателя, двухсотметровый пароход «Грейт Истерн» отправился в свой первый трансатлантический рейс, и через 11 дней ошвартовался в Нью-Йорке.
Конечно, красавцы - чайные клиперы уступали по времени переходов через Атлантику, а также из Англии в Китай. Да и открытие Суэцкого канала, которое значительно экономило время морского перехода, тоже было серьезным аргументом за пароходы, т.к. парусники не могли самостоятельно проходить канал.
И в конце 19-го века судовладельцы уже массово оборудуют паровыми машинами свои парусные грузовые суда, и пароходы составляют порядка трети от всего флота. Но изящные парусники все-таки выдали свой триумф:
Во время очередного рейса в Сидней знаменитый клипер «Катти Сарк» обогнал один из лучших почтовых пароходов того времени - «Британию». Сначала пароход оставил клипер далеко позади, за счет хорошей паровой машины, обеспечивавшей постоянную скорость в 14 узлов (26 км/час).
Но затем, попутный ветер, наполнил паруса «Катти Сарк», и через трое суток парусник настиг «Британию». И капитан парусника, простим ему законное тщеславие, прошел буквально рядом с пароходом, триумфально оставив его позади.
Все пассажиры и команда «Британии» высыпали на палубу, чтобы приветствовать гордого белого лебедя, несущегося под всеми парусами со скоростью 18 узлов (33,3 км/час)! «Катти Сарк» пришла в Сидней раньше «Британии» на четыре часа.
В начале 20-го века под парусами остается уже совсем малое количество торгового флота. Чайных клиперов почти не осталось, появились так называемые "винджаммеры", парусники гораздо большей грузовместимости с железным корпусом и небольшой паровой машиной.
Ну а середина 20-го века уже вовсю расцветает пароходами. И парусникам уготована участь музеев и учебных судов. Хочу отметить, что очень много парусников сохранились и принимают участие в различных регатах и на них проходят романтическую практику студенты и курсанты морских и военно-морских заведений.
Ниже подборка интересных фотографий различных пароходов: