Давно хотел рассказать о прославленном чайном клипере "Катти Сарк». У этого парусника интересная, долгая и порой трагичная история...
Справедливости ради хочу отметить, что «Катти Сарк» не был самым быстрым чайным клипером в мире, но уж самым известным стал точно!
Парусник был спущен на воду в ноябре 1869 года. Заказчиком клипера был известный судовладелец Джон Уиллис. Этот человек хотел получить самый красивый и самый быстрый клипер в мире. Наверное, как и любой судовладелец, Джон Уиллис хотел быстрее всех возить чай из Китая, но не только жажда прибыли двигала им. Он очень хотел иметь в своем флоте настоящий шедевр, грациозный и лучший!
Джон Уиллис долго беседовал с шотландскими судостроителями из компании Скотт и Линтон («Scott & Linton»), хотя тогда моду на чайные клиперы диктовали американцы. Они же и поставили рекорды скорости клиперов, достигнув 21 узла! Но шотландские корабелы сумели убедить судовладельца Уиллиса, что у него будет самое лучшее судно. А на соседней верфи строился похожий клипер «Фермопилы», с которым судно Джона Уиллиса не раз еще встретится в гонках на морских просторах.
Остов клипера сделали из ковкого чугуна, корпус выше ватерлинии обшили тиком и особой породой вяза, которые практически не гниют и не рассыхаются. Кстати, корпус «Катти Сарк» славился тем, что водотечности не было даже когда судну было 40 лет! Днище судна обшили пластинами из сплава меди и цинка.
В ноябре 1869 года парусник спустили на воду в городе Дамбартон (Шотландия).
Назвали его «Катти Сарк», что в переводе с шотландского – «короткая рубашка». С именем судна тоже таинственная история. Истинную причину, побудившую Джона Уиллиса так назвать свой клипер, мы уже не узнаем. Версий множество, включая безответную любовь. Замечу, что имя взято из произведения шотландского поэта Роберта Бернса «Тэм О'Шентер», где идет речь о невольном свидетеле шабаша нечистой силы Тэме О’Шентере и молодой ведьме в короткой рубашке по имени Ненни, которая пустилась за ним в погоню и в последний момент сумела оторвать хвост у лошади Тэма О’Шентера.
Не знала бабушка седая,
Сорочку внучке покупая,
Что внучка в ней плясать пойдет
В пустынный храм среди болот,
Что бесноваться будет Нэнни
Среди чертей и привидений...
Как вздрогнула она, бедняжка, (здесь речь идет о лошади, которая уносила героя поэмы-Тэма О’Шентера от нечистой силы)
Когда Короткая Рубашка,
Вдруг вынырнув из-за куста,
Вцепилась ей в репей хвоста! *
*Отрывок из поэмы Роберта Бернса «Тэм О'Шентер» в переводе С.Я. Маршака.
Так нос парусника украсила женская фигура, сжимающая в руке пучок конских волос. Фигура была сделана мастерски: ниспадающая складками одежда девушки переходила в волнорез на форштевне и очень красиво смотрелась на носу клипера. К сожалению, первоначальной фигуры не сохранилось.
Джон Уиллис из суеверия, которое распространено среди моряков убрал имя ведьмы Ненни, оставив только ее прозвище – Короткая Рубашка.
Размерения «Катти Сарк»:
- Длина наибольшая (с бушпритом): 85,4 м.
- Длина корпуса: 64,8 м.
- Ширина: 11 м.
- Осадка: 6,7 м.
- Высота грот-мачты от главной палубы: 46,3 м.
- Общая площадь парусов: 2980 м².
- Скорость-17-18 узлов (31,5-33,5 км/час).
В первый рейс «Катти Сарк» вышла из Лондона 15 февраля 1870 года. Курс был взят на Шанхай. По прибытию в Китай в мае клипер был полностью загружен чаем и вернулся в Лондон уже в октябре того же года.
«Катти Сарк» сделала восемь рейсов в Китай за чаем, но, к сожалению, так и не стала самым быстрым клипером в чайных гонках. Она постоянно соревновалась в другими известными чайными клиперами. Основным конкурентом был клипер «Фермопилы». Как-то раз, одновременно стартовав из Шанхая, «Короткая рубашка» сумела вырваться вперед, на полтора узла превысив скорость «Фермопил». Но досадная поломка руля у «Катти Сарк», вывела ее из строя на какое-то время, и та не смогла прийти первой.
Некоторые источники пишут, что на «чайном» направлении «Катти Сарк» максимум была третьей, пропустив вперед «Фермопилы» и «Титанию».
Тем временем, пароходы начали теснить красавцев-клиперов на чайном направлении. А еще на Цейлоне стали активно заниматься чаем, сократив в разы вывоз чая из Китая. Рынок отреагировал на это, и использовать парусники, даже самые быстрые, здесь стало невыгодным.
Судовладелец Джон Уиллис перевел свой парусник на австралийское направление. На так называемые «шерстяные перевозки». На этой длинной линии пароходам негде было заправиться углем для своих машин, поэтому парусники были в выигрышном положении. Здесь «Катти Сарк» вновь встретилась со своим извечным соперником - «Фермопилами». Они постоянно соревновались между собой, периодически вырывая победу друг у друга.
Наверное, именно австралийский период стал «звездным» для «Катти Сарк».
В 1885 году "Катти Сарк" сумела дойти из Лондона в Сидней, зайдя по дороге в Кейптаун за шестьдесят семь дней! Этот был настоящий триумф!!!
А в 1889 в английских газетах появилось сообщение о новой победе «Катти Сарк».
Во время очередного рейса в Сидней «Короткая рубашка» сумела обогнать один из лучших почтовых пароходов того времени - «Британию». Сначала неудобный ветер не позволил клиперу развить больше двенадцати узлов, и пароход «Британия» оставил «Катти Сарк» позади. Алчно пожиравшая уголь паровая машина «Британии» обеспечивала пароходу скорость в четырнадцать узлов.
Но затем, словно по волшебству ставший попутным ветер, наполнил паруса «Катти Сарк», и через трое суток парусник настиг «Британию». Капитан «Катти Сарк» Ричард Вуджет, простим ему законное тщеславие, прошел всего в двух кабельтовых (кабельтов-1/10 морской мили – 185 м) от парохода, оставив его позади.
Все пассажиры и команда «Британии» высыпали на палубу, чтобы приветствовать гордого белого лебедя, несущегося под всеми парусами со скоростью 18 узлов. «Катти Сарк» пришла в Сидней раньше «Британии» на четыре часа.
Но это был и последний триумф легендарного клипера. Капитан Ричард Вуджет понимал, что время его клипера прошло. Больше десяти лет он стоял у руля одного из самых красивых парусников мира. Но использовать такие парусники в морских перевозках стало совсем невыгодным. Старый Джон Уиллис уже умер, а его потомков не интересовала романтика. Они были дельцами и неплохо считали деньги.
В 1895 году «Катти Сарк» продали португальской фирме «Феррейра» («Ferreira Company of Lisbon») в Лиссабоне. Чуть раньше были проданы «Фермопилы» - извечный соперник «Катти Сарк».
Капитан Ричард Вуджет отказался вести свое судно в последний рейс в Лиссабон, и решил попрощаться с ним у родного причала. Экипаж молча покинул судно, и так же молча стоял на берегу, ожидая своего капитана.
Сам же Вуджет долго не мог покинуть капитанский мостик своего клипера и стоял, устремив глаза, полные слез в небо. Словно благодаря небеса за то, что ему дали возможность столько лет управлять прекрасным кораблем. Это были лучшие годы в его жизни! Напоследок крепко сжав поручни мостика, сгорбившийся и постаревший капитан быстро сошел на берег.
Говорят, что капитан не выходил из дома, пока «Катти Сарк» не покинула порт.
Уже под португальским флагом и новым именем «Феррейра» парусник переоборудовали в баркентину, имеющую более простое парусное вооружение. И он стал потихоньку возить уголь, руду и другие дешевые грузы, не требующие быстрой доставки.
В годы Первой мировой войны, «Феррейра» вошла в состав торгового флота союзников Англии. Основным грузом был уголь, который нужно было доставлять из Англии во Францию, Италию и Гибралтар.
«Короткой рубашке» уже под португальским флагом и другим именем снова повезло. Ей всегда везло на хороших людей-судовладельцев и капитанов. На этот раз капитаном был один из родственников семейной фирмы и он имел такую же фамилию - Феррейра. Поздней осенью 1915 года парусник шел из Лиссабона к берегу Англии.
Внезапно в бурном море с парусника увидели тонущее судно, которое торпедировала немецкая подводная лодка. Капитан Феррейра решился на отчаянный шаг-практически вплотную подошел к тонущему судну и стал снимать оттуда людей. И здесь разыгралась еще одна трагедия: на судне оставалось еще больше тысячи человек. А старый парусник мог взять самое большее семьсот человек. Т. е. более трехсот человек были обречены на гибель вместе с судном!!!
Сначала с судна передали женщин и раненых, потом капитан тонущего корабля приказал спасаться только самым молодым. Это было непростое решение, и его мог принять только очень сильный человек.
- Отваливайте, капитан! Да сохранит вас Бог за ваше мужество! – раздался громкий голос с тонущего судна. - Ура в честь капитана и его корабля!
С трудом сдерживая слезы, капитан отдал приказание отваливать от тонущего судна. Тихо, словно призрак, клипер начал удаляться от парохода. Спасенные стояли у борта "Катти Сарк", не спуская глаз со своих товарищей, которые отдали свои жизни для их спасения и уходили на дно вместе со своим судном. С огромным усилием воли, капитан Феррейра взял курс к берегам Англии.
И Господь сохранил отважного капитана и его парусник. Практически сразу они наткнулись на немецкую подводную лодку. Казалось, что "Катти Сарк" обречена. Абсолютно беспомощная, под прицелами пушки и пулеметов, что мог сделать капитан и его экипаж?
Но поднимающийся ветер подсказал капитану отчаянное решение. Он приказал поднять все паруса, что было практически равносильно самоубийству в такой шторм. Но это был и единственный шанс у парусника и его экипажа! Ураганный ветер задул в паруса. Клипер рванулся вперед, набирая скорость. Затрещали мачты, повсюду слышался треск разрываемой парусины и судно резко накренилось на один борт.
Объятые ужасом люди, которые уже поверили, что им удалось уйти от подводной лодки, судорожно цеплялись за все, что попало, лишь бы удержаться на палубе. Казалось, еще мгновение, и судно перевернется. Капитан пытался вывернуть штурвал, который рвало у него из рук. И «Катти Сарк» выпрямилась, снова оседлав крутую волну. Наверно, только она и смогла сделать такое!
Огромное напряжение оставило капитана, и он тихо повалился на палубу рядом со штурвалом, который еще несколько минут назад удерживал из последних сил. Он умирал на мостике своего корабля, но его парусник смог выдержать этот шторм и уйти от немецкой субмарины.**
После этого у «Катти Сарк» еще не раз менялись хозяева и порты приписки. Пока однажды снова не случилось чудо - отставной капитан Доумен, который ходил на ней, случайно увидел ее в порту под другим именем, с измененными парусами. Но старый Доумен узнал ее - свою любимицу и купил ее за 3750 фунтов стерлингов. На ней снова поднялся английский флаг. Весь морской люд помогал ему восстанавливать красавец клипер. «Катти Сарк» стала использоваться в качестве учебного корабля для курсантов.
Когда Доумен умер, его жена подарила «Катти Сарк» колледжу морской подготовки на Темзе. Катти Сарк использовался в качестве учебного корабля до 1950-х гг.
Есть версия, в которую я верю, что после издания рассказа Ивана Ефремова о «Катти Сарк» в Англии, там в 1952 году образовалось общество сохранения «Катти Сарк», которое собрало деньги и осуществило фантазию русского писателя, отреставрировав парусник и поставив его в сухой док для сохранения и памяти в местечке Гринвич в 1954 году. Для осмотра его открыли в 1957 году.
Казалось бы, несчастья навсегда забыли дорогу к заслуженному клиперу. В 2006 году «Катти Сарк» закрыли на реставрацию стоимостью 25 миллионов фунтов стерлингов. Планировалось открыть парусник для посещения в 2009 году.
Но в 2007 году на нем случился пожар. Версий было множество. Одни английские газеты писали, что пожар вызвал оставленный включенным пылесос и уснувший охранник проворонил начало пожара, другие-что это был умышленный поджог.
Так или иначе, пожар был. Но «Короткой рубашке» повезло снова! Судно не очень пострадало, т.к. более половины конструкции корабля, включая три 100-футовые (33-метровые) мачты и 250 тиковых досок, уже были сняты в ходе реставрации и хранились отдельно.
Боялись, что от пожара «поведет» чугунный остов корабля, но и здесь удача осталась на борту «Катти Сарк». Из-за пожара проект реставрации занял почти на полтора года больше, чем планировалось изначально, и обошелся на 10 миллионов фунтов стерлингов дороже.
Только благодаря активной общественной поддержке, «Катти Сарк» была восстановлена. В декабре 2011 года на ней водрузили мачты, а пятилетняя дочка президента Фонда Катти Сарк Ричарда Дафти положила монетку на удачу под одну из мачт клипера.
В апреле 2012 года Ее величество королева Англии, как и в 1957 году, торжественно открыла «Катти Сарк» для посещения.
Для большей сохранности клипера, было решено окружить парусник по ватерлинии стеклянной крышей. Несмотря на долгие годы жизни «Катти Сарк» многие элементы судна оригинальные!
На борту клипера теперь есть кафе, театр-студия, там проводятся семинары и различные семейные мероприятия.
«Катти Сарк» это не просто историческая достопримечательность. «Катти Сарк» - это легенда, удивительная и трогательная сага о прекрасном корабле!
В свое время, пленившись историей удачливого парусника и его красотой, шотландская компания-производитель виски «Berry Brothers and Rudd» назвала в честь его один из сортов своего виски. Теперь купажированный виски “Cutty Sark” - один из самых известных в мире виски. Забавно, что из-за ошибки в типографии основным фоном этикетки стал желтый, вместо кремового, изначально заказанного компанией «Berry Brothers and Rudd». Но яркий желтый фон настолько впечатлил заказчика, что его тут же утвердили. Теперь изображение легендарного клипера на ярко-желтом фоне знает весь мир!
Долгое время эта компания- Berry Brothers and Rudd была спонсором регаты учебных парусников Cutty Sark Tall Ship’s Race. Она спонсировала эту регату с 1973 по 2003 год.
Любовь… Наверное, это основное, чего сполна получил легендарный клипер. Его любил и пестовал его первый владелец и «крестный отец» -Джон Уиллис, его беззаветно любил капитан Ричард Вуджет, больше десяти лет простоявший на его мостике, его любил капитан Феррейра, который умер на его борту. И старый капитан Доумен, узнавший в переделанном паруснике свою любимицу, выложил за нее все свои деньги.
Множество простых моряков помогали любимому паруснику восстановиться. И он стал учебным судном в Англии. Его любили англичане и шотландцы, которые основали общество сохранения «Катти Сарк» и практически подарили паруснику вторую жизнь. Его любят во всем мире и сотни тысяч людей приходят смотреть на гордые обводы прекрасного клипера «Катти Сарк».
Видеорепортаж английской телекомпании Channel 4 об открытии после пожара "Катти Сарк" Ее величеством королевой Англии. (на английском, но очень познавательно)
Материалы взяты из английских газет, и других источников, в том числе из рассказа И. Ефремова «Катти Сарк».
Благодарю за помощь в подготовке статьи моих друзей из Лондона и Вены!
**Честно говоря, я не смог найти документальное подтверждение сцены спасения клипером «Феррейра» (Катти Сарк) экипажа тонущего судна и встречу его с немецкой подводной лодкой во время Первой мировой войны. Я даже запрашивал друзей в Лондоне по этому поводу. Вполне возможно, что это очень красивая и трогательная легенда, придуманная Иваном Антоновичем Ефремовым. Хотя в этом вопросе я полностью ему доверяю.
Читайте на канале:
Чайный клипер «Фермопилы». История легенды.
Самый большой в мире. Барк "Седов"
Новая эра речных теплоходов? Встречайте - теплоход класса люкс «Мустай Карим»!
Для тех, кто дочитал до конца - маленький музыкальный бонус ... Оцените песню в комментариях. Понравилась или так себе?