В 1938 году итальянский физик Энрико Ферми получил Нобелевскую премию по физике за «доказательство существования новых радиоактивных элементов, полученных при облучении нейтронами». В этот год вождь итальянских фашистов Муссолини начал вводить в Италии расовые законы, такие как в Германии. По ним итальянских евреев следовало отправлять в концлагеря. Жена Энрико Ферми была еврейкой, значит, их дети тоже считались евреями. На вручение Нобелевской премии Энрико Ферми прихватил свою семью. Из Стокгольма семья Ферми перебралась в США. В Нью-Йорке Энрико Ферми предложили профессорскую должность на физическом факультете Колумбийского университета.
В мае 1940 года Ферми получил письмо из Стокгольма от Лизы Мейтнер. Она сообщала, что Отто Ган в Германии приступил к созданию атомной бомбы. Ферми оценил опасность нацисткой ядерной программы и решил действовать. Он отправился на приём к начальнику Технического управления ВМФ США адмиралу Стендфорду Хуперту.
Экспрессивный итальянец Ферми ещё плохо говорил на английском языке, а тут пришлось военному моряку объяснять теорию атомного ядра. Адмирал Хуперт запутался в терминах «нейтрон», «протон», «изотоп». Он выставил учёного за дверь. Тогда Ферми стал искать помощников, хорошо знающих английский язык, и при этом разбирающихся в ядерной физике. Ими оказались два еврея венгерского происхождения: Лео Сепард и Юджин Вингер. Они оба покинули Венгрию, по тем же причинам что и Ферми.
Троица решила напрямую не иметь дело с военными, а найти авторитетного американского учёного. Выбор пал на Альберта Эйнштейна. К нему так же искала подходы советская разведка. Об этом интересно повествуется в книге Евгения Горохова «Операция «Эномороз»». В ней рассказывается о том, как советские разведчики проникали в тайны американской ядерной программы. Книгу можно скачать на https://www.litres.ru/evgeniy-petrovich-gorohov/
Альберт Эйнштейн выслушав троих учёных, сказал, что лучше написать письмо президенту Соединённых Штатов Франклину Рузвельту. Но кто передаст ему это письмо?!
Выбор пал на банкира Александра Сакса. Он был другом Франклина Рузвельта. Банкир из Нью-Йорка поехал в Вашингтон. Выслушав старого товарища, президент США вызвал своего помощника генерала Эдвина Уотсона, и велел ему заняться продвижением ядерного проекта.
Эдвин Уотсон и Энрике Ферми отправились к адмиралу Хуперту. Тот уже был в курсе того, что дело на контроле у президента, потому был вежлив и учтив во время разговора с учёным. Что было дальше, расскажу в следующей статье.