Первыми на край Восточной Сибири (берег Лены) пробрались наши смельчаки, родившиеся за Уралом – сибирские казаки под предводительством землепроходца Пантелея Пянды. Было это в самом начале 1630-х. Как раз в первой трети XVII в простым людям Русского Царства стали доступны художественные произведения. В том числе рыцарские романы. Каково же было Пантелею попасть на тысячелетие в прошлое! Воочию увидеть рыцарей, изображение которых он изучал лишь в тех самых книжках! Просто в одном урянхайском улусе (земле), а именно в Сахе, царил феодализм, характерный раннему средневековью Европы. VII веку…
О генезисе якутов можно прочитать в моей статье «История якутов за 7 минут». Тут о рыцарстве.
Кочевникам Сахи (каждое объединение якутов называло себя особо) не было надобности завоевывать земли соседей. Они сами были разбросаны на 3 084 000 квадратных километров!
А поэтому, если и ходили в походы, то только друг на друга. Причем, если самое северо-восточное объединение мечтало, к примеру, полакомиться трофеями и рабами самого юго-западного (там теплее и луга тучнее), то ему пришлось бы пройти расстояние как примерно от Гибралтара до Минска (даже и с таким же учетом горных препятствий). То есть народы Сахи в этом плане «варились в собственном соку». Только известных вождеств были десятки! На самом же деле можно вести речь о сотне. Лишь в былинные времена Тыгын Дархана какие-то вождества, объединяясь в союзы, стали представлять собой что-то типа самых первых «королевств»…
В 1-й трети 17 века одно из них (как раз связанное с упомянутым именем) покусилось даже на титул империи, пытаясь впитать себя и кочевья отдельных родов, и первые «королевства-княжества». В общем, типичный 7-й век: когда в «варварской» Европе Франкия, Хазария, Дунайский и Волжский Болгар, Само и Вестготское королевство засасывали внутрь себя мелкие «страны», так и не дав им шанса стать крупными (всякие бавары и лонгобарды канули в Лету).
Виды хозяйства ничем не отличались от тех, что были на заре образования народа Сахи (в 11-13 вв). Процветало полукочевое скотоводство и оленеводство. Основные кочевья проходили между летним пастбищем (сайылык) и зимником (кыстык). За лучшие из них «саха-люди» как раз бились друг с другом, а также за племенных жеребцов, оружие и амуницию, кузнецов и красивых дам… «Бились за дам»… Это звучит вполне по-рыцарски, а поэтому пора переходить к основной теме!
Разумеется, не к дамам (их, кстати, надо было еще догнать – если не догнал, свадьба отменяется). А к рыцарям. Тойоны («князья») и Тойоны-Уса («князья князей») действительно были полностью в железе, включая лошадь (они у якутов были приземистые и более крепкие). Защита состояла из связанных меж собою железных пластин. Но в таких латах могли быть и воины рангом ниже…
Это – дарханы (которые различались меж собой не титулами, а конкретно богатством и зоной контроля). Любые тойоны и дарханы оправдывали свой статус происхождением. Все были от единого предка – Эллей-Батора (от слова Элль – малая родина каждого объединения, и Батор – «знатный воин»). Еще ниже в раннефеодальной пирамиде (в будущем, одновременно с русской колонизацией, она станет уже вассальной) стоял бек («господин»). Были равны европейским баронам. Ну, а «просто рыцари»? Те, у кого не было за душой ничего кроме коня/оружия/доспехов? Были такие! Боотуры. Из таких часто делали берсеркеров. Так что и они заслужили право упоминаться во многих якутских сказаниях. Не чувствуя боли, крушили супостата.
Набор оружия мало чем отличался от ассортимента остальных народов Степи или же Сибири.
Вернемся к «главному рыцарю» того периода – «князю князей» хангаласской части будущей Якутии, Тыгын Дархану. Политик позже станет «императором» уже всех якутских локаций – «каганом». Чтобы прекратить кровавую междоусобицу (больше всех нанесшую ущерб именно его Эллю) он хотел объединить все локации единоплеменников (будущих якутов) в один Элль (Улл)!
Но это подразумевало бы свободное перемещение всех якутов сразу по всем сайылыкам и кыстыкам. Обладателям самых густотравных равнин такая идея не нравилась. Гады делали все для того, чтобы вражда никогда не прекращалась. Об этом и рассказывает кино «Тыгын Дархан». Эдакий якутский «Чингис-хаан»! Был мудрым дипломатом, смелым воином, всегда справедлив.
Объединение было актуально. Появилась уже угроза извне. Т.е. «люди, у которых палки плюются железными осами, а место такого укуса часто приводит к смерти». Здесь каждого пришельца будут звать «карым» («чужак») – чтобы отделить от огромной кучи своих родов и старых соседей.
Но со временем часть чужаков все-таки индивидуализировалась в глазах аборигенов, получив наименование «нуучча». Потому что с этим типом «карым» пришлось слиться в одной державе.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: