Уже с момента образования Российского государства, когда политическое объединение опережало экономическое, а последнее тормозилось крепостным правом – уже тогда головной болью русского государства стал единственный, но очень существенный вопрос – откуда брать деньги? При Петре 1 данный вопрос приобрёл необычайную остроту и актуальность, потому что масштаб задач, поставленный царём преобразователем перед страной, заставил Россию прыгать выше головы. А это являлось опасным для здоровья: за годы правления великого реформата в России погиб или умер каждый пятый, т.е. население страны сократилось на 20 %.
Для начала Пётр существенно усилил все виды налогообложения, что всё равно не компенсировали всех расходов государства. Как следствие, царю пришлось «облагодетельствовать» население новыми, бесплатно выполняемыми повинностями. Самыми страшными из них стали строительная, повозная и постойная.
Строительная повинность в буквальном смысле «использовала» людей, как дешёвые стройматериалы, оставляя их навечно там, где они работали. Символом массовой гибели согнанных на строительные работы крестьян стала стройка Санкт-Петербурга: в условиях болотистой, открытой всем пронизывающим ветрам местности, работники не обеспечивались ни нормальной одеждой, ни сносным питанием, ни защищавшими от сырости и позволявшим согреться жильём. Как образно заметил русский историк В. О. Ключевский, «едва ли найдется в военной истории побоище, которое вывело бы из строя больше бойцов, чем сколько легло рабочих в Петербурге и Кронштадте».
Появление регулярной армии потребовало от Петра и создания соответствующей обозной службы, способной удовлетворять запросы войск в перевозке всего для них необходимого. Тратить казённые деньги на это царь не хотел. Поэтому настоящим бичом для крестьян, особенно в районах, приближенных к боевым действиям, стала мобилизация их гужевых средств, лошадей и их самих в рамках повозной повинности.
Регулярная армия требовала и строительства казарм для постоянного квартирования. Сберегая бюджет для более достойных целей, царь возложил обязанность содержать войска на низшие сословия в виде постойной повинности. Теперь воинские части располагались на постой в домах крестьян и горожан, и только усадьбы благородного дворянства были милостиво освобождены от этой напасти. Экономия средств была настолько существенной, что от опыта Петра не очень торопились отказываться его преемники. Даже в начале 20 века около 1/3 частей русской армии по-прежнему продолжали располагаться «большей частью года … по обывательским квартирам». В сочетании с легализацией проституции, достаточно широко распространённой в крупных городах, это, по мнению Главного Санитарного управления военного ведомства, стало тогда основными причинами заболеваемости сифилисом нижних чинов, так как после отбоя офицеры были не в состоянии проконтролировать их поведение. Солдаты вечерами растворялись в городских кварталах, куда были определены на постой, и природа брала своё: люди шли не только в кабаки, но и с большой охотой посещали ближайшие дома терпимости, как легальные, так и не очень. А поскольку денежное положение служивых оставляло желать лучшего, то и услугами они пользовались далеко не высшего качества. В итоге, с 1901 по 1912 гг. в русской армии сифилисом заразились 67 368 солдат. Существовали отдельные полки, где 1/5 – 1/6 часть личного состава ввиду особенностей квартирования являлась недееспособной. Так, в 1908 году в 8-м пехотном Эстляндском полку больных сифилисом насчитывалось 347 человек, в 69-м пехотном Рязанском – 338.
О чём говорит данный факт? Только об одном – о неприлично недостаточном финансировании русской армии. Даже в начале века двадцатого на содержание одного солдата тратилось: в России – 387 рублей, Италии – 432, Франции – 504, Германии – 708, а в Японии – целых 770! 387 и 770!!! Стоит ли удивляться нашему проигрышу в той самой русско-японской войне 1904 – 1905 годов?
Читайте, подписывайтесь, высказывайте своё мнение и пишите в комментариях о том, что хотели бы узнать и какие темы обсудить. Ставьте лайки, если понравилось!