Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это? Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум? Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.
Эффект Моцарта — это явление, при котором прослушивание музыки Моцарта влияет на когнитивные способности человека и его интеллектуальное развитие. Эффект Моцарта был обнаружен в 1993 году Франсуа Рауше, французским психологом и музыковедом. Он провел эксперимент, в котором показал, что студенты, которые слушали Сонату для двух фортепиано ре мажор Моцарта, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление, чем те, кто слушал расслабляющую музыку или тишину. Однако эффект Моцарта был кратковременным и не влиял на общий интеллект.
С тех пор было проведено много исследований, которые пытались подтвердить или опровергнуть эффект Моцарта. Некоторые из них нашли положительные результаты, особенно у младенцев и детей младшего возраста, которые слушали музыку Моцарта во время беременности или в раннем детстве. Другие исследования не нашли никакого влияния музыки Моцарта на когнитивные функции или даже обнаружили, что другие жанры музыки, такие как рок, джаз или поп, могут иметь такой же или больший эффект. В 2010 году австрийские физиологи опровергли эффект Моцарта, проведя мета-анализ 40 исследований и не нашли никаких статистически значимых различий между группами, слушавшими Моцарта и другие виды музыки или тишину.
Таким образом, эффект Моцарта — это спорное и неоднозначное явление, которое требует дальнейшего изучения. Возможно, что музыка Моцарта имеет некоторое влияние на нейронные связи в мозге, но это влияние зависит от многих факторов, таких как индивидуальные предпочтения, настроение, внимание, мотивация и обучаемость. Кроме того, музыка Моцарта не является единственной, которая может стимулировать мозговую активность и улучшать когнитивные способности. Другие жанры музыки, а также другие виды искусства, могут иметь такой же или больший эффект, если они вызывают положительные эмоции, интерес и удовольствие у слушателя.
Эффект Моцарта не является единственным мифом, связанным с влиянием музыки на интеллект. Существуют и другие концепции, которые приписывают определенным композиторам и жанрам музыки способность повышать IQ, развивать творчество, улучшать память и другие функции мозга. Например, эффект Баха — это утверждение, что музыка Иоганна Себастьяна Баха способствует развитию логического мышления, математических способностей и аналитических навыков. Эффект Бетховена — это утверждение, что музыка Людвига ван Бетховена способствует развитию эмоционального интеллекта, чувства гармонии и вдохновения. Эффект Шопена — это утверждение, что музыка Фредерика Шопена способствует развитию творческого мышления, воображения и фантазии. Эффект Вивальди — это утверждение, что музыка Антонио Вивальди способствует развитию внимания, концентрации и памяти.
Однако не всякая музыка одинаково полезна для мозга. Испанские ученые обнаружили, что за последние полвека поп-музыка стала проще, унылее и громче. Они анализировали тембр, тональность и громкость музыки и пришли к выводу, что поп-музыка раньше была разнообразнее и качественнее. Это связывают с уменьшением количества используемых инструментов и методов записи музыки. Схожая проблема преследует и тональность — ноты и аккорды, которые были популярны раньше, используются и сейчас. Более того, современные музыканты даже не пытаются обыгрывать их по-новому, используя все те же переходы и соединения, что и в прошлом. Как следствие, меняется и громкость музыки. Этот термин не нужно путать с уровнем громкости, который может регулировать слушатель. Если упрощать, то чем выше громкость записанного трека, тем меньше в нем выделяющихся, запоминающихся моментов, так как все сливается в «единый шум».
Таким образом, музыка, которую мы слушаем, может влиять на нейронные связи в нашем мозге, но не всегда в положительном смысле. Чтобы получать максимальную пользу от музыки, стоит выбирать те композиции, которые нравятся, расслабляют, вдохновляют и стимулируют мозговую активность.