Найти в Дзене

Барельеф «Невская битва» - современная ересь в бронзе

Прославленный гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи утверждал, что композиции живописных исторических сюжетов должны побуждать зрителей и созерцателей к тому же самому действию, как и то, ради которого этот исторический сюжет был изображен.[1,c. 100] Данное правило великого живописца вряд ли было незнакомо заслуженному художнику России скульптору А. А. Пальмину, создателю барельефа «Невская битва».[2] Сей барельеф установлен слева на постаменте памятника Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому в Санкт-Петербурге на площади Александра Невского перед Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой.

А к чему должен побуждать сюжет барельефа «Невская битва» созерцателя данного произведения современного монументального искусства, если только от одного взгляда на него непременно возникает вопрос: «Как согласовали установку этого барельеф на постамент памятника, не только легендарному защитнику земли русской и предводителю русского прославленного воинства, но и князю, причисленного русской православной церковью к лику святых? С первого взгляда, бросается в глаза и, конечно, остается в памяти, мизансцена внизу слева: упавшая лошадь, либо конь, с всадником, который , без оружия и доспехов, подняв руку вверх просит пощады. И у кого он просит пощады?! Он просит пощады у русского воина, который занёс над головой топор с рабочей поверхностью размером в половину лежащей лошади. Ратник готов разрубить не только лошадь и просящего пощады упавшего всадника пополам, но и стоящего позади на колене, с поникшей вниз головой, человека без доспехов и оружия в руках. Какой гнев! Праведный- ответим мы, рубим же ведь врага ! А скульптор, наверное, нам даже подсказывает, что он ещё и благословенный. Ведь занесенный русским воином топор, символично образует вместе с древко православного знамени, который несет позади другой русский витязь, ничто иное, как шестиконечный православный крест. Точнее сказать, косую поперечину креста. При чем сам крест, словно подсказка, изображен на этом же знамени. Великолепно! Сакральный смысл ясен: Во Имя Кого занесен сей топор, и Кто с нами. А кто еще с нами?! А снами, из отчётливо видных персонажей, воин с булавой , который готов уже довершить все то, что не сможет ратник с топором, как говорится: «Была бы голова, будет и булава». Также можно лицезреть воина, с русской стороны, с лицом в виде пятиконечной звезды или распятой болотной лягушки, у которого, только наверное Богу известно, что может быть в его руках из оружия, после булавы и топора. Возможно, вилы?! Вот такое ратное православное войско изображено на этом барельефе, прославляющем тот памятный день в русской истории, и само русское воинство.

Слева внизу отчётливо предстает к нашему вниманию вражеский воин с самострелом, который хочет помешать русскому православному витязю разрубить всех лежащих героев сего сюжета. И как помним, людей и лошадей, и во Имя кого. Не правда ли, как благородно он выглядит , особенно, в современных очах людей- защитников флоры и фауны. Да и вообще, само захватническое шведское войско выглядит как- то поприличней, так сказать, разодеты скульптором получше. А может быть даже, как и не захватническое, а, скорее сказать, как защитники. Ведь мы помним ,как из рук в руки переходила эта невская земля. И до сих пор, возможно предположить, что в умах потомков наших европейских северных соседей, а теперь, кстати даже, официально недружественных, живет мысль о возвращении этих земель, обратно к ним, как законным владельцам. Так вот, агрессивно вверх поднятых мечей и копий нет, сплошные красивые щиты с коронами, крестами, львами. Защитник-щит, щит-защитник. Сам шведский предводитель ярл Биргер в красивых доспехах и шлеме с перьями, и с щитом на переднем плане, увенчанный коронами и крестом. Конь предводителя также покрыт доспехами с рисунком, напоминающим греческий. А почему греческий?! Да, потому что оттуда пришло сие войско, т.е это часть тех земель, где зародилась современная европейская цивилизация, где расцвёл ренессанс, и, главное, Святой престол там "областью владеет". Скульптор этой деталью, можно сказать мелочью, наверное, хотел показать зрителю откуда пришло это войско. И у него это очень получилось, с этим невозможно не согласиться. А вот праведный русский князь выглядит не совсем, так сказать, цивилизационно, скорее, агрессивно настроенный варвар или главарь разбойников с большой дороги, не иначе. Князь в той же, как и русский воин с топором, благородной ярости , пытается пронзить копьем голову шведского предводителя, как сказано в летописи. Нельзя не согласиться, за исключение одного момента, а именно, летопись гласит так: «Своим острым мечом возложил печать на лице Биргера». [3] И вы скажите, что это мелочь. Но нет это не мелочь, это искусство, так видит художник, и мы к этому никакой претензии предъявить не можем. Хотя в самой композиции памятника, помимо копья, у князя есть меч. Правда, скульптор другой, В.Г. Козенюк.[2]

Также бросается в глаза, что самого сражения, как такового, на барельефе не изображено, скорее зафиксирована стычка или, точнее сказать, внезапное нападение разбойников на мирно проходящих, или сошедших с кораблей, «европейских граждан». В летописи сказано, что получив известие о появлении неприятеля, новгородский князь Александр Ярославович решил внезапно атаковать его.[3] Видимо скульптор решил буквально подойти к теме сражения, не приукрашивая исторического факта. А зачем, что там приукрашивать? Тем более, когда речь идет о исторической доблести русского народа. Нет, здесь мы борцы за историческую правду. Вот врага приукрасить на патриотическом барельефе -это обязательно. А то, не дай Бог, ещё они обидятся ,и не впустят в свой «цветущий сад» из джунглей, заслуженных и незаслуженных деятелей монументального искусства. Так вот, на данном барельефе, если не знать об этом историческом доблестном моменте, не совсем ясно, а кто вообще победил? Летопись гласит: «Упорное сражение продолжалось до самого вечера. Русские конные копейщики обрушились на центр шведского лагеря, а пешая рать ударила во фланг вдоль берега и захватила три корабля».[3] Барельеф сей явно молчит, или хочет вызвать сомнение. Но какое? Была ли вообще та победоносная битва, в честь которой князя прозвали «Невский»? Из летописи: 15 июля 1240 г. при впадении реки Ижоры в Неву состоялось сражение между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском.[3]

Факт захвата трёх кораблей, как то очень странно изображен. Сами корабли поставлены скульптором позади шведского войска. При этом в летописи сказано, что остатки разбитого шведского войска бежали на уцелевших кораблях.[3] Но никто никуда не бежит, даже нет ни одной головы врага, повернутой в сторону кораблей. А мачты их так высоки, что стяги крестоносцев- католиков, на этих же мачтах, готовы соприкоснуться с крыльями ангела, смотрящего с небес. А вот православные вымпелы ,как их изобразил художник , все же не дотягивают даже до облачка небесного. Не правда ли, какой интересный сравнительный момент на картине?! Случайность, мелочь? Возможно! Но она венчает всю эту «картину маслом». А куда смотрит Русская православная церковь (РПЦ)? Ведь ежегодно проходит крестных ход возле данного памятника. Взгляд представителей РПЦ ,предполагает автор сей статьи, больше устремлен на другой барельеф, тот который установлен справа, на котором купола православной русской церкви купаются в лучах света и касаются своими луковками небесных кущ. Все по канону, без сравнений. Православная вера изображена, как единая и истинная, вне спора тысячелетнего. Одно огорчает, что русский народ изображен холопами под этими благословенными лучами, но это видимо не смутило российского заслуженного скульптора. При этом иерархи церкви, при крестном ходе, всегда находятся с этой стороны памятника, т..е где установлен барельеф «Петр I перевозит мощи Св. Александра Невского из Владимира в Петербург».[2]

Барельеф «Невская битва», невольно заставляет зрителя засомневаться не только в самой исторической битве, но и задать вопросы: Так с кем Бог? Кто истинной веры? Где есть цивилизация? С кем историческая правда? С теми, которые заносят топор над беззащитными людьми и лошадьми, или с теми , чьи стяги в небесах парят наравне с крыльями архангела? И на эти вопросы будут отвечать не только жители славного города Санкт-Петербурга, но и дорогие гости из разных стран, в том числе из ныне дружественных. И ответы подскажет им их подсознание, на которое , прежде всего , направлено это монументальное творение.

Все ответы, на выше поставленные вопросы и сомнения, конечно, хотелось бы получить от самого петербургского скульптора А.А. Пальмина. В интервью телеканалу Санкт-Петербург от 12 сентября 2017 года, уважаемый скульптор, утверждал, что заложил частичку своей души в эти барельефы, и он убежден, что автор и учитель Валентин Казенюк идею бы поддержал.[4] Но, к сожалению, скульптора уже с нами нет в живых. Однако, это не запрещает нам подвергать сомнению это современное произведение искусства, в том числе, с точки зрения исторической смысловой нагрузки. Ибо теперь оно разговаривает с нами, и претендует вести разговор в дальнейшем. Уже более двадцати лет, совместно с памятником, барельефы рассказывают нашу историю нам и нашим гостям. По -мнению автора настоящей статьи, историю они должны рассказывать без скрытых символов, превозносящих врага, и , без тени сомнения в достоверности исторических фактов, прославляющих честь и доблесть русского народа и воинства, отвагу защитников отечества, истинность вековых традиций.

А зачем здесь третий всадник ?

Список литературы:

1. Леонардо да Винчи, Суждения о науке и искусстве/ Пер. с итал. А. Губера, В. Зуброва.- СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2012-224 с

2. Медиапортал Государственного музея городской скульптуры / электронный ресурс/ https://media.gmgs.ru/aleksandr-nevskij-simvol-sankt-peterburga-i-ego-nebesnyj-zashhitnik/

3. Президентская библиотека, 2023 . /электронный ресурс/ https://www.prlib.ru/history/619385

4. Телеканал Санкт-Петербург/ электронный ресурс/ https://tvspb.ru/news/2017/09/12/nebesnyj-pokrovitel-peterburga-istoriya-sozdaniya-bronzovoj-figury-aleksandra-nevskogo/