Конечно, всё Писание боговдохновенно, тем не менее есть особенные места в Священном Писании, в Святом Евангелии, которые особенным образом для нас важны. Обычно святые отцы, которые составляли наше богослужение и избирали для чтения в тот или иной день определённый отрывок, это учитывали. Сегодняшнее Евангельское воскресное чтение предлагает нам очень для нашего благочестия важное место из Евангелия от Луки. В повествовании евангелиста Луки особенным образом это подчёркивается. Один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 10, 25) Вопрос для человека, который жил две тысячи лет назад, совершенно потрясающий, потому что современные люди, я уже не говорю, которые населяют нашу землю, а даже из тех, кто в храм ходит, очень редко задаются таким вопросом: что делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Редко хотят наследовать жизнь вечную. Даже приходя в храм, человек по своей духовной дебелости помышляет больше о земном: о какой-то удаче, о работе, о здоровье, о том, как хорошо пристроить детей, о таком временном благополучии помышляет. Кипит в страстях, борется или не борется с самим собой, во всяком случае, находится в житейском плане бытия. А здесь вопрошает об этом у Самого Бога, Который пришёл на землю только с одной целью, и цель эта – не чтобы нам в жизни повезло.
Как ко мне сегодня человек подошёл и говорит: “Какая-то у меня полоса пошла не та”. Он считает, что жизнь, как зебра – белая полоска, потом потемней – и надо от Бога как-то добиться, чтобы зебра была беленькая. На самом деле нет. На самом деле всё очень просто. Даже посмотрим: вот Христос Спаситель – распяли на Кресте. Повезло? Или, допустим, Василий Великий – осуждён был на темницу. Матерь Божия что испытала! Иоанну Предтече вообще ни за что голову отрубили. Это какая была полоса – чёрная или белая? Что мы вообще хотим? Хотим, наверное, долго прожить так, чтобы ничего не болело.
А вот этот законник нас превосходит. Хотя он на самом деле знал, что для этого нужно делать, потому что человек, который стал законником – это особая группа людей, потому что эти люди любили Священное Писание. Любить Священное Писание и не любить Бога невозможно. Он его исследовал, он его вкушал, как пищу, и он извлёк из Священного Писания то, что ему нужно, а спрашивал он, как сказано, испытывая, искушая Христа Спасителя. У человека, который имеет дело с книгами, часто бывает формальный и рациональный подход. Он хотел с помощью некоторых вопросов узнать, а Кто же на самом деле перед ним стоит, как Он мыслит, что у Него внутри. Иного пути у него не было, был один инструмент – с помощью Священного Писания. Он решил задать такой вопрос, про который мы обычно говорим: “на засыпку”. Как Он ответит?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? (Лк. 10, 26) Господь, конечно, всеведущ. Раз Он видит, что перед Ним законник, Он его отсылает к закону. Господь использует Им же установленный пасторский приём, говорит с ним на том же самом языке, на языке закона. Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10, 27). Нашёл-таки законник самые главные слова в Ветхом Завете. Закон и пророки – это очень много исписанных страниц. Те главные, которые знал наизусть, можно надеяться, что и сейчас знает каждый иудей, эти десять заповедей, там этих слов нет. Они во Второзаконии есть, но сказано как бы вскользь. Законник, исследуя Священное Писание, нашёл эти слова и понял их важность. Понял, что в этих словах есть ответ на всё.
И вот дальше: Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? (Лк. 10, 28-29) Действительно, человек, чтобы оправдать себя, всегда какие-то сочиняет аргументы. Например: “Я не молился сегодня вечером, потому что я устал”. Хорошо, а от чего ты устал? Давай разберёмся. Есть ли среди этих вещей, от которых ты устал, хотя бы одна, которая была бы важнее, чем твоя беседа с Самим Богом? Понятно, что нет. Значит любую из этих вещей можно оставить, а лучше помолиться. Это гораздо лучше для тебя. Кто скажет, хоть один человек на земле найдётся, кроме какого-то безумца, что уборка жилья, чистка зубов, приготовление пищи или ещё что-то важнее, чем молитва. Ни один не скажет. Тогда почему же? Человек оправдывается. Ему нужно выдвинуть какой-то аргумент, самый нелепый.
Так и здесь, что за разговор: “А кто мой ближний?” Если человек всем сердцем, всем своим разумением, всей своей крепостью возлюбил Бога, разве у него возникнет такой вопрос? Если всем сердцем Бога возлюбил, неужели будешь так крохоборничать и различать: этот ближний, этот подальше, этот получше, этот похуже, этот вроде свой, а этот не совсем, этот родственник, а тот мне взаймы дал? Разумеется, нет. Господь в принципе не может быть таким мелочным, какими часто бываем мы.
Господь и тут оказывает законнику величайшее снисхождение, хотя, наверное, ни один человек после такого глупого вопроса даже не стал бы с ним беседовать. Это Господь, скорее всего, для нас эту притчу рассказал. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 30-35). Вот сказал такую притчу, которую, конечно, премудрые святые отцы глубокого прошлого истолковали. Истолковали это таким образом, что Ветхий Завет спасти человека не мог. Это говорится в этой притче таким образом, что некоторый человек был изранен разбойниками. Эти разбойники – это бесы. Раны, которые они ему нанесли – это грехи. Полное изнеможение человека говорит о том, в каком бедственном состоянии была его душа. Представители ветхозаветной Церкви – и священник, и левит, помощник священника, прошли мимо, не смогли ему помочь. Да и не захотели, да и не было у них никакого орудия, чтобы помочь этому человеку. Вот приходит человек, подчёркивается, что он самарянин. Что такое самарянин для иудея? Это самое презренное существо на свете. Тот самый презренный человек наклоняется над ним, берёт своё масло, своё вино, перевязывает ему раны своим полотном, сажает его на своего осла, везёт его в гостиницу, кормит его и ухаживает на свои деньги, да ещё и даёт вперёд, да ещё говорит гостинику: «если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10, 35). Под самарянином Господь именует Самого Себя, Который спасает человека, Который берёт его как бы на руки, а под двумя динариями именуются Святые Таины – Причащение Святаго Тела и Крови Христа. Под гостиницей именуется Церковь, а под “когда возвращусь” имеется в виду Второе Пришествие. Такое высокое толкование предлагают святые отцы.
Начинается новая эпоха Нового Завета. В чём же заключается этот Новый Завет человека с Богом? Спрашивает Господь, как мудрый Учитель, Он хочет, чтобы ученик сам решил задачу, а не просто готовый ответ получил от Учителя. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 36-37). Иди, и ты поступай так же, независимо ни от чего, кто бы этот человек ни был. Если мы будем творить добро по принципу родственному или по знакомству, или по душевному расположению, или в соответствии с чувством брезгливости, или его отсутствием, этого будет совершенно недостаточно. Всегда, когда у нас случается некий повод сотворить добро нашему ближнему, мы должны это сделать.
А ведь недаром избран самарянин, потому что иудеи ненавидели самарян настолько, что за много вёрст делали крюк, чтобы даже не ходить через эту область, чтобы вообще даже не встречаться. Самаряне, естественно, платили им тем же. Показано, что преодолено всё: и религиозные различия, и этнические, человек пренебрёг и своими делами, более того, истратил часть своего имущества, то есть всё сделал для ближнего. С какой целью? Только одной – у него в сердце возникла жалость к этому человеку.
Сейчас уже немножко это подзабыто, но жалеть и любить в русском языке – это синонимы. Это действительно так. В советский период, особенно в некоторых кинофильмах это звучало, дескать, не надо меня жалеть. Гордый человек не хочет жалости. На самом деле это не так, каждый человек желает жалости, ему нравится, когда его жалеют, ему нравится, когда вникают в его обстоятельства, когда ему облегчают жизнь. Это особенно в семье наблюдается. Если люди по чему-то серьёзно тоскуют здесь на земле, то именно по таким отношениям любви к ближнему. Любить – это значит жалеть.
Этот самарянин возлюбил вот этого человека, хотя любить ему было особо не за что, потому что иудеи относились к самарянам отвратительно, хуже некуда, до неприличия. А он это всё преодолел – почему? Очень просто: он его боль воспринял в своё сердце так, будто это случилось с ним самим. Не делай другому того, что не хочешь, чтобы было тебе. Он, руководствуясь этим принципом, представил: “Если бы я лежал вот так израненным, один человек прошёл мимо, другой человек прошёл, что тогда бы со мной было?” Сердце его наполнилось любовью и жалостью к этому человеку, и он ему помог. Помог, как самому родному человеку, помог, как самому себе. Действительно, он этим помог самому себе.
Каждый из нас – у некоторых, может быть, и несколько раз в жизни так было – но один или два раза наверняка делал другому человеку добро совершенно бескорыстно. При всей нашей общей агрессивности, раздражительности, эгоизме, какие-то у нас бывают вдохновения. Может быть, мы даже помним об этом. Наверное, мы вспомним, когда мы делаем добро человеку, как нам потом бывает на душе хорошо. Настолько хорошо, что мы, к сожалению, часто бывает, со всеми хотим поделиться этой радостью, какие мы хорошие. После этого, конечно, бывает пустота, потому что уже получил награду от людей, которые тоже тебя похвалили, сказали: “Вот как хорошо сделал”. А вот если бы мы старались только в Бога богатеть, делали это ради Господа, потому что Он ведь не только законнику сказал: иди, и ты поступай так же (Лк. 10, 37), а Он сказал каждому из нас. Если мы хотим наследовать жизнь вечную, мы должны поступать так.
Что такое жизнь вечная? Это жизнь в Боге и с Богом, это жизнь по Божьей воле. Она в этом и заключается. Господь сжалился и послал, чтобы нас спасти, Своего Единородного Сына, хотя знал, чем это кончится. Каждый из нас знает, что если мы делаем добро людям, чем это должно кончиться. Минимум, что они на шею нам сядут и поедут. Вряд ли можно надеяться, что кто-то тебе отплатит таким же добром. Наоборот, ты можешь добро человеку делать в течение двадцати лет, а он в один момент может это всё забыть и откажется от своего, как ты думаешь, долга. Не говоря уж о том, что тот человек, которому ты сделал добро, может тебя и предать, и продать, и, как модно теперь, подставить ради каких-то других соображений — корысти, лени, ещё чего-то. Если ты о человеке думаешь, заботишься, желаешь добра, то это совсем не значит, что он тебе этим отплатит. Чаще всего наоборот. Что же теперь? Да ничего, это нормально в нашем греховном бытии, когда за добро платят злом. Христос с этого и начал, Он сотворил добро, а Его за это убили. Потом то же самое сделали с Его учениками, потом то же самое сделали с их учениками и так далее. И так вся жизнь. Но это же не значит, что не нужно делать добро. Если хочешь наследовать жизнь вечную, то надо поступать по-Божьи. А по-Божьи поступать – это так, как научил нас Иисус Христос, и словом, и делом. Ради самого добра, а не ради того, чтобы от человека получить тоже какую-то корысть. Ты мне, а я уж тогда тебе. Тут никакой такой заслуги нет, и язычники добро творят тем, кто делает им добро. Но мы-то не язычники, мы-то уже крещёный народ, причём крещёный во имя Святой Троицы, поэтому мы должны поступать по-христиански.
Вот эта притча, которую Господь сказал этому законнику, нас этому учит. Добро во имя самого добра, во имя преодоления того греха, который во всех нас есть. Поэтому Господь и сказал Своим ученикам не “с волками жить, по волчьи выть”, а сказал: Я посылаю вас, как агнцев среди волков (Лк. 10, 3). Вас будут грызть, а вы в ответ не можете этого сделать. С точки зрения обычной практичной жизни христианство очень неудобно. Христианство не выигрышное, оно многозатратно, потому что нужно всё время заботиться о ближнем. Причём не о каком-то таком ближнем, который достоин твоей заботы, а даже о том, кто недостоин, который неблагодарен, который часто подл, конечно, он и несправедлив и так далее, но это неважно, потому что делая добро ближнему, делаешь добро и себе, умягчаешь своё сердце, делаешь его способным на любовь, становишься из-за этого ближе к Богу. Это дороже всего. Попробуй, за десять миллионов долларов сделайся из злого добрым. Это нигде не купишь, но упражняясь, можно этого достичь.
Господь говорит: иди, и ты поступай так же. Представим себе, что некий из нас (фантастический пример), сейчас закончим службу, выйдет и вдруг скажет: “Хочу жизнь вечную и начну с сегодняшней минуты делать добро”. Может быть такой фантастический случай? Не может, но предположим, что он случился. Конечно, вот он идёт по улице, человек поскользнулся. Он, допустим, спешит или сам не очень уверен в своей твёрдости, но всё-таки решает ему помочь. Не потому что он к этому человеку хорошо относится, не потому что это знакомый, не потому что вместе из храма вышли. Нет, это совершенно посторонний. Ну и потом, народу много, и без меня поднимут. Часто и такое бывает соображение. Это же понятно, что сначала у нас к этому человеку никакой жалости не будет, как у этого самарянина к этому израненному человеку, мы это просто сделаем, повинуясь слову Господню. Совершенно со спокойным сердцем, может с раздражением: “Надо смотреть под ноги! Падают, вас потом поднимать!” А если ногу сломал, значит надо ещё в автомат идти, а если не в автомат, то мобильник на него тратить, ноль целых четыре десятых цента, чтобы вызвать. А вызовешь, не бросить, надо ждать, когда приедут. А приедут не через двадцать минут, а, дай Бог, через сорок пять. Вот в этом вся проблема. Но если всё-таки решиться, понятно, что с одного раза ничего не будет, а если сделать так десять тысяч раз, двадцать тысяч раз, то сердце начнёт обязательно меняться, это войдёт в навык. Можно ведь сердцем приобретать не только злые навыки – раздражаться, отвечать злом на зло, постоянно пререкаться, постоянно осуждать. Мы же, когда в колясочке лежали маленькими детками, никого не осуждали. Этому мы всему научились во время нашей жизни, окружающие люди нам в этом помогли. Мы приобрели всякие дурные навыки, но так же можно и добрые приобрести, это никогда не поздно.
Господь хотел бы, чтобы мы стремились к этому добру, к проявлению любви. Почему? Да потому что это и есть вечная жизнь. Царство Небесное – Царство добра, туда ничего злое войти не может. Если мы хотим приуготовить свою душу для Царствия Небесного, для вечной жизни, мы должны приуготовить своё сердце для добра. Мы должны с помощью таких упражнений, которые нам советует Господь, изменить направление своей жизни. Вот таким образом мы должны себя исправить, тогда в нас что-то изменится, мы приобретём другое качество сердца, способное воспринять Бога. В чём нам, Господи, и помоги.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/