Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Ненависть" (СССР, 1978) и "Схватка в пурге" (СССР, 1978): "за" и "против"

Ненависть. СССР, 1978. Режиссер Самвел Гаспаров. Сценаристы Эдуард Володарский, Никита Михалков. Актеры: Евгений Соляков, Иван Мацкевич, Евгений Леонов–Гладышев, Елена Цыплакова, Элгуджа Бурдули, Лев Перфилов, Константин Степанков и др. 24,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Самвел Гаспаров (1938–2020) поставил 11 остросюжетных фильмов, пять из которых («Ненависть», «Свидетельство о бедности», «Забудьте слово «смерть», «Хлеб, золото, наган», «Шестой») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В сценарии «Ненависти», «подаренном» Самвелу Гаспарову Эдуардом Володарским (1941–2012) и Никитой Михалковым, конечно же, чувствуются их рука, натренированная на блестящем синтезе истерна и детектива «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Но своей лихой и размашистой режиссурой С. Гаспарову удалось привлечь в кинозалы даже чуть больше зрителей, чем Н. Михалкову.

Приключенческий жанр — один из самых популярных в нашем кинематографе. А режиссер Самвел Гаспаров — один из самых ярых его приверженцев. Однако уже в «Ненависти» отчетливо ощущалась склонность С. Гаспарова к стилизации, возникшая, возможно, под влиянием все того же «Своего среди чужих...».

События гражданской войны преломлялись в «Ненависти» будто сквозь туманное стекло. Приметы времени были стерты, и молодые актеры Евгений Леонов-Гладышев и Елена Цыплакова с видимым удовольствием и задором играли отнюдь не людей двадцатых годов, а своих сверстников, как бы перенесенных неведомой машиной времени на десятки лет назад.

Такая откровенная режиссерская ставка на развлекательность, минуя разработку характеров и отражение эпохи, еще тогда казалась очень спорной. Но все же трудно было предположить, что в дальнейшем от стилизации С. Гаспаров скатится к штампу.

В «Ненависти» проявилась и другая особенность его режиссерской манеры — стремление к внешнему эффекту. Так, пригласив на микроскопическую роль белого казака актера с впечатляюще броской внешностью (Б. Хмельницкого), Самвел Гаспаров разворачивает целый эпизод с «русской рулеткой», (игра со смертью с помощью нагана) лишь для того, чтобы показать, как красиво есаул пустит себе пулю в лоб.

В целом получилось нечто вроде «Неуловимых мстителей» для взрослых, только без юмора.

Киновед Александр Федоров

В год выхода «Ненависти» в кинопрокат журнал «Спутник кинозрителя» обращал внимание читателей на «локальные цвета, в которые окрашены убеждения героев и их характеры, при полном отсутствии оттенков и полутонов, головокружительные события, эффектные перестрелки, все это напоминает о жанре «вестерна», где события, даже самые серьезные, все–таки окрашены оттенком игры, ощущением какого–то веселого и озорного жизнелюбия» (Иванов, 1978: 7).

А спустя четыре года киновед Виктор Демин (1937–1993) писал, что «Ненависть», этот типичный «истерн», исполнен эпической, величавой плавности и, вместе с тем, материальной, фактурной значительности каждой подробности взметнувшегося мира. Исключительные ситуации времен гражданской междоусобицы как бы затормозили обычные природные процессы, чтобы мы получше их рассмотрели. Само присутствие смерти оттеняло достоинства жизни» (Демин, 1982: 78).

Мнения сегодняшних зрителей о «Ненависти» сочетают в себе аргументы «за» и «против»:

«Смотрел фильм первым экраном в 14 лет. Очень нравилось, на несколько сеансов ходил. Пересмотрел через 35 лет. Сценарий, конечно, сильно идеологизирован. Красные благородны, а подлые и мерзкие белые, нарядившиеся в советскую форму, жгут села и убивают мирных граждан. Хотя в истории гражданской войны имеется много обратных примеров. Красные надевали погоны и рейдировали по тылам противника, одновременно проверяя жителей на благонадежность. Например – рейд бригады В..М. Примакова в октябре–ноябре 1919 года. Мне кажется, если бы жанр "истерна" был ближе к чистоте, фильм бы только выиграл. Но хорошего в нем много. Достаточно масштабно снято, качественно воссозданы обстановка, экипировка героев. … Перестрелки классно поставлены, конные трюки. Обратил внимание, как уверенно обращаются главные герои с лошадьми» (Михаил).

«Фильм не очень люблю. Но Степанков в роли полковника Ставрогина (хорошая такая фига в кармане – упырь–белогвардеец с фамилией персонажа Достоевского) – просто блеск!» (М. Кириллов).

«Крайне примитивный "истерн" про гражданскую войну… Глубоко трагическая тема братоубийства (которая и поныне порой разделяет наш народ на "белых" и "красных") показана в виде какого–то опереточного фарса. А сцена штурма избы с заложницей – прямо амазонкой в кожаных штанах! ;)) – просто апофеоз абсурда. И при этом фильм отнюдь не комедия. С досадой вынужден констатировать, что у авторов сценария Э.Володарского и Н.Михалкова после почти шедеврального "Свой среди чужих..." на этот раз получилось нечто весьма низкопробное» (Г. Воланов).

Киновед Александр Федоров

-2

Схватка в пурге. СССР, 1978. Режиссер Александр Гордон. Сценаристы Владимир Кузнецов), Ольга Мирошниченко. Актеры: Леонид Марков, Валентин Гафт, Константин Захаров, Виктор Павлов, Нина Попова, Геннадий Корольков, Сергей Яковлев, Олег Анофриев, Владлен Паулус и др. 23,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Гордон (1931-2020) поставил девять полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Сергей Лазо», «Сватка в пурге», «Двойной обгон» и «Выкуп») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В «Схватке в пурге» бандиты захватывали автобус, а зрители, затаив дыхание, переживали за судьбы пассажиров.

Многим зрителям этот фильм нравится до сих пор:

«Отличный фильм, не просто "стрелялки–догонялки", захватывает и не отпускает до конца фильма» (Елена).

«Такой захватывающий фильм и снят так давно! Честное слово, ни чуточку не уступает современным голливудским триллерам по напряжению» (Сибиряк).

Киновед Александр Федоров