Найти тему
Страницы истории

Человек, которого боялись все - Степан Шешковский, глава Тайной полиции при Екатерине II

Прогрессивная императрица Екатерина II считала политический сыск важнейшей стороной государственной деятельности. Заниматься этой «работой» было поручено Степану Ивановичу Шешковскому. Этот невзрачный с виду человек держал в страхе всех, ведь он мог докопаться до тайны любого человека. Его называли инквизитором, палачом, кнутобойцем.

Кадр из сериала "Екатерина. Фавориты"
Кадр из сериала "Екатерина. Фавориты"

Начало карьеры

Степан Шешковский не был знатного рода – свои чины и положение он заработал умом и трудом. Родился он 20 ноября 1727 года в Петербурге, в семье канцеляриста. Семья была небогатая, отец сам обучал сына грамоте, и в школе тот проучился только год. Когда мальчику исполнилось 10 лет, его определили в Сибирский приказ, штаб-квартира которого находилась в Москве. Он вошел в число приказных недорослей.

Через три года Степана временно отправили «на усиление» в Тайную канцелярию, где он занимался тем, что переписывал протоколы допросов. Чтение допросов его страшно увлекло, к тому же, он имел возможность наблюдать, как служители Тайной канцелярии, подчиненные генерал-аншефа Андрея Ушакова, вели следствие. Его привлекал запах подвальных камер, свист кнутов и скрип дыбы. И он твердо решил, что, чего бы это ему ни стоило, он поступит на службу именно в это ведомство. Интересно, что его привлекло. Может, ощущение могущества над другим человеком?

Подвалы Тайной канцелярии. Петропавловская крепость
Подвалы Тайной канцелярии. Петропавловская крепость

Больше двух лет Степан провел в Тайной канцелярии, а потом его опять вернули в Сибирский приказ. И тут молодой человек, которому едва исполнилось 16 лет, проявил характер и смелость. Он сбежал из приказа - его даже объявили в розыск, сам добрался до Петербурга, каким-то образом сумел попасть в Тайную канцелярию и попросился на службу. Его приняли и определили в московский филиал тайных розыскных дел, который возглавлял граф Александр Шувалов (двоюродный брат фаворита императрицы Елизаветы Петровны).

Переезд в Петербург и повышение

Свои обязанности молодой Шешковский выполнял со свойственной ему дотошностью и усердием. Он уже не только вел протоколы, но и допрашивал, даже делал доклады. А.И. Шувалов обратил внимание на шустрого молодого человека, его работой был доволен и в характеристике его написал так:

«Писать способен и не пьянствует и при делах быть годен».

Шешковский быстро продвигался по службе, да еще и Шувалов поселил его у себя в доме и поручал вести ему разные дела. Благодаря протекции Шувалова Шешковский перебирается в Петербург, где работает архивариусом. В 1757 году, в возрасте 30 лет, у него новый скачок в карьере - по личному докладу графа А.И. Шувалова императрица Елизавета Петровна назначает его секретарём Тайной канцелярии – серьезная должность, которая помогла ему приобрести очень сильные связи. Даже решение Петра III о закрытии Тайной канцелярии не разрушило карьеры Степана Шешковского – его назначили секретарем Сената.

Степан Шешковский в молодости
Степан Шешковский в молодости

Служба при Екатерине II

1762 год – власть берет в свои руки императрица Екатерина II. Несмотря на свою просвещенность и идеи гуманизма, она прекрасно понимала, что либерализм, терпимость и законность не помогут ей удержать власть – скорее, наоборот. И уже в октябре 1762 года своим манифестом она создает Тайную экспедицию при Сенате - одно из первых деяний Екатерины II в качестве государыни. Это был орган политического сыска, задачей которого являлось розыск и разбирательство по «политическим преступлениям».

Шешковскому уже 35 лет, у него большой опыт сыскной работы – и в новой организации он очень пригодился. Хотя формально Тайная экспедиция находилась в подчинении генерал-прокурора Сената, фактически делами ведомства заправлял обер-секретарь Степан Шешковский. Его первым крупным делом на этом посту было расследование в 1764 году заговора подпоручика Василия Мировича, который пытался освободить из Шлиссельбургской крепости бывшего императора Иоанна Антоновича и возвести его на престол.

Кадр из сериала "Екатерина. Фавориты"
Кадр из сериала "Екатерина. Фавориты"

Методы работы Шешковского

Екатерина II ценила в людях преданность, исполнительность и профессионализм. Все это она увидела и в Шешковском. Он умело вел допросы, мог найти подход, а точнее, слабое место у любого и не останавливался перед применением «негуманных» методов дознания. Особенно любил он кнут, у него их было много – ведь разные подозреваемые требовали и разного подхода. Не лупить же одним кнутом какого-нибудь пропойцу, выкрикивающего непочтительные слова об императрице или распространяющего оскорбительные карикатуры, и даму из высшего света, разносящую сплетни.

Да, допросов с пристрастием не избегали и знатные дамы. В его «кабинете» в подвале Петропавловской крепости побывали фрейлины А. Эльмпт и Е. Бутурлина, супруга генерал-майора Mарья Кожина, распространявшая сплетни про императрицу. К слову, проучить Кожину Шешковского попросила сама императрица, правда, просила сделать это очень аккуратно. Степан Иванович так и сделал. Кожину его люди увезли с бала-маскарада, с ней была проведена «профилактическая беседа», после которой ее доставили опять на маскарад. Правда, после этой «беседы» Кожина долго не могла сидеть.

За такие методы его и прозвали – кнутобоец. Григорий Потемкин, встречая в дворцовых коридорах Шешковского, в шутливой манере обращался к тому:

«Каково кнутобойничаешь, Степан Иванович?»
На что получал один и тот же ответ:
«Помаленечку, ваша светлость!»

И ведь действительно – «помаленечку». Ровно столько, сколько требовалось, чтобы у жертвы развязался язык. Или наоборот – чтобы больше не молол лишнего.

А Екатерина была уверена, что пыток в ее государстве нет. Ну или только совсем чуть-чуть. Или только делала вид, что не знает?

Конечно, действовал начальник Тайной экспедиции не только кнутом – хорошо разбирался он и в других методах пыток. А еще имел разветвленную сеть шпионов, соглядатаев, доносчиков, не гнушался чтением чужих писем, в том числе, и дипломатических. Так что утаить что-либо от Шешковского было крайне трудно.

А еще он очень любил приглашать в гости болтунов, нелестно отзывающихся о государыне. Отказаться от такого приглашения было нельзя. Беседа проходила следующим образом. Приглашенному Шешковский предлагал сесть в кресло. Тот присаживался, и тут же оказывался в тисках механизма, из которого невозможно было освободиться. Мало того, кресло вдруг начинало опускаться вниз – так, что наверху оставалась только голова. И там, внизу, кто-то невидимый освобождал нужные части тела и начинал «воспитание кнутом». А в это время сам Шешковский проводил воспитательную беседу с головой. Это называлось «поздравить с праздником задницу».

Личность Шешковского и его положение при дворе

Начальник политического сыска был человеком невзрачным, худощавым, тихим и молчаливым.

Тайный секретарь Степан Иванович Шешковский
Тайный секретарь Степан Иванович Шешковский

Современник Шешковского вспоминал:

«Как теперь помню его небольшую мозглявую фигурку, одетую в серый сюртучок, скромно застегнутый на все пуговицы и с заложенными в карманы руками».

Зато он был очень проницательным. Появления его худощавой фигуры и звука его тихого и вежливого голоса боялись все, от светских болтунов до масонов, должников и, тем более, предателей. Грехи и грешки имелись у всех, и все верили, что Степан Шешковский о них знает. И не только начальник Тайной экспедиции. Опираясь на свою разветвленную сесть агентов сыска, он собирал, накапливал сведения обо всех. И докладывал императрице. Поэтому она была в курсе всех замыслов, сплетен, тайн, происшествий и так хорошо знала подноготную своих приближенных. Ведь Степан Иванович не упускал случая порыться в чужом в грязном белье и поделиться находкой с Екатериной.

Кадр из сериала "Екатерина. Фавориты"
Кадр из сериала "Екатерина. Фавориты"

Все об этом знали, поэтому несмотря на то, что Шешковский даже не был дворянского сословия, он был настолько влиятелен при дворе, что перед ним заискивали и искали его дружбы многие высокие государственные сановники. Будущий император Павел I боялся его просто панически.

Самые громкие «дела» Шешковского

В 1774 году Шешковский, занимавший должность обер-секретаря Сената, по личному распоряжению Екатерины II отправился в Москву – чтобы допросить бунтовщика Емельяна Пугачева. Допрос шел 10 дней - и день, и ночь, практически без сна и отдыха. Чтобы не тратить время, Шешковский короткие часы сна проводил в камере по соседству. На допросах он интересовался всем - от рождения и до момента, когда у бунтовщика появились мысли о мятеже. И, конечно, его интересовали участники и сообщники, были ли они при дворе.

Казематы Петропавловской крепости
Казематы Петропавловской крепости

В подвалах Шешковского побывали такие знаменитые узники, как поэт и философ Александр Радищев, арестованный за сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», за которое он был обвинен в антигосударственной деятельности. Когда Радищев узнал, что допрашивать его будет сам Шешковский, он просто упал в обморок.

Побывали в его «кабинете» и издатель и просветитель Николай Новиков, и драматург Яков Княжнин, который скончался через несколько дней после «бесед».

Екатерина II ценила заслуги «главного инквизитора» по обереганию ее власти. Главе Тайной экспедиции Степану Шешковскому был пожалован орден Святого Владимира 2-й степени, чин действительного статского советника, а также императрица сделала его практически независимым от генерал-прокурора. Когда тот ушел от дел, назначила ему годовую пенсию в размере 2 тыс. рублей.

Умер Степан Иванович Шешковский в 1794 году, в возрасте 66 лет. Из них он 56 лет служил государству. Служил так, что боялись одного его имени. Вдове и детям умершего слуги по велению императрицы было выдано 10 тыс. рублей.

Статьи о других сподвижниках Екатерины II: