Угадать, что будет в будущем, хотят многие. Так можно точнее планировать свою жизнь, избежать неправильных решений, да и просто обогатиться на ставках. Жаль, что в реальной жизни это невозможно, а вот в живописи — очень даже, благо есть немало картин, где художники заложили намёк на дальнейшее развитие событий. О них и поговорим.
В древности люди в большинстве своём были истинными фаталистами. А раз так, то к всевозможным несчастьям — будь то очередной набег воинственных соседей или междоусобица власть имущих, которая по разрушительным последствиям ничем не отличается от набега, стоит относиться как к приискам фортуны, а она — дама ветреная, может и облагодетельствовать по какому-то своему капризу, но чаще всего только поддразнит и отвернётся в самый неподходящий момент, потому и надеяться на неё нельзя. Художники изображали фортуну в виде женщины с рогом изобилия, иногда на колесе или с повязкой на глазах. Но в любом случае — это слепой жребий и кто знает, что этой взбалмошной даме взбредёт в голову.
А вот средневековые богословы слепой жребий восприняли в штыки, как противоречащий воле Господа. Однако многие просвещённые люди верили в судьбу, а образ фортуны использовали в своих произведениях. Так, художник Питер Брейгель Старший в своей картине «Несение креста» поместил процессию между двумя символами фортуны — вращающимся на шесте деревянным колесом и мельницей.
Художники Высокого Возрождения любили изображать и Троицу — только не традиционную, как на изумительной фреске Андрея Рублёва, а дочерей ночи или парки, как называли их римляне. Согласно древнегреческой мифологии, они определяли нить человеческой судьбы, от рождения до смерти и даже Боги не могут напрямую вмешиваться в этот процесс. Обычно парки изображали в виде прекрасных женщин, но иногда и как старух. Впрочем, симпатичные обнажённые дамы на картинах появлялись чаще по понятным причинам. А когда дело касалось заказов для монарших особ, то некоторые художники, в частности Рубенс, не упускали возможности безбожно польстить, например, изобразить парки без ножниц — дескать, Мария Медичи бессмертна и править будет всегда.
Много художники изображали и всевозможных прях, делая отсылки к паркам, а заодно и показывая наиболее популярное занятие для девушек, женщин и старух вне зависимости от их социальной принадлежности.
Прясть в те времена приходилось очень много, потому и окружали этот процесс некой мистикой и множеством суеверий, например, в крестьянских семьях ни в коем случае нельзя оставить на ночь неоконченную кудель — всевозможная нечисть спрядёт дурную судьбу и нерадивой пряхи, а заодно и её детям и домочадцам. Правда, на современный взгляд, всё это больше напоминает побудительные мотивы к нудному и монотонному труду.
Прерафаэлиты часто обращались к мистике и всевозможным гаданиям. Их персонажи — уже не пассивные созерцатели воли Божьей, они сами творят свою судьбу, пусть даже это навлечёт на них несчастье. Одна из самых пронзительных картин на эту тему — «Леди из Шалот» Джона Уотерхауса.
Согласно легенде, на девушку Элейн наложили проклятие и ей приходится вечно плести гобелен, сидя в своей башне на острове Шалот. Хорошо хоть есть волшебное зеркало, а увиденные в нём чудеса Элейн воплощает в своём гобелене, который является сосредоточением не только её труда, но и жизни. Но однажды она увидела в окне сэра Ланселота и безнадёжно влюбилась. Уотерхаус изобразил момент поистине трагический — леди из Шалот плывёт в свой последний путь на лодке, проклятие свершилось, её свечи жизни догорают, но зато она была счастлива и, наконец, вопреки всем обстоятельствам познала радость любви.
Спасибо что были с нами, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.
Купить картину - пейзаж, натюрморт, заказать портрет, или купить подарок ручной работы вы сможете на сайте маркетплейса artAlebrio.com
автор статьи Михаил Федорин