В 2020 году мы все узнали про коронавирус, и маска стала непреложным атрибутом, который носит человек во всех общественных местах. Но и художники во все времена изображали людей в масках и необычных головных уборах, некоторые из которых вполне можно было использовать в качестве альтернативы уже всем надоевшей стандартной противовирусной повязки на лицо. Потому мы и решили составить небольшой обзор картин, посвященных необычным головным уборам и маскам.
Маски на картинах Василия Верещагина
Василий Верещагин был заядлым путешественником, и причём совсем не походил на обычного современного туриста, которому дай только посмотреть на местные достопримечательности и зафиксировать себя любимого на их фоне, чтобы было чем хвастаться в социальных сетях. Напротив, Верещагин пытался тщательно изучить культуру и обычаи тех мест, где он побывал, вёл путевые дневники и рисовал всё интересное, в том числе и необычные головные уборы. С собой из поездок он привозил различные виды оружия, всевозможные национальные костюмы и много необычных предметов быта. Его рисунки могут служить отличным подспорьем для всех учёных-антропологов, изучающих местные обычаи.
А видел и написал он много необычного — например, наряд киргизской невесты, в котором порядочной девушке надлежит выходить замуж и появляться в обществе. Очень удобно для тех, кто хочет скрыть некоторые недостатки своей внешности или для чересчур стеснительных. Хотя жениху можно только посочувствовать. «Гюльчатай открой личико» — наверняка в первую очередь после приветствия он говорит эту фразу своей будущей жене, и хорошо, если она согласится, а увиденное его не разочарует. Или как вам маска японского нищего — огромный плюс для людей самолюбивых и стеснительных, которые просто вынуждены просить деньги на пропитание, что их лица не видно. Вдруг это какой-либо самурай, который получил увечье и больше не сможет служить своему господину — каково ему будет смотреть в глаза, если он занимается столь постыдным делом.
Ну а довершает всё это разнообразие масок, написанных Верещагиным, праздничная маска буддийского ламы.
Воистину, сложно представить католического монаха или русского священника в подобной маске, а вот буддиста — вполне в порядке вещей. Разные религии, разное отношение к жизни, разное понятие о дозволенном — этим мир и интересен, и не нужно стричь всех под одну гребёнку.
Противогаз Бэнкси
В 2005 году знаменитый современный уличный художник Бэнкси написал свою картину «женщина в противогазе».
Впрочем, это не единственная работа Бэнкси подобного рода — в своё время он писал в противогазах детей и музыкантов из Нового Орлеана. Возможно, это очередное предупреждение о необходимости думать об экологии и любыми способами избегать глобальных конфликтов, которые могут привести к ядерной катастрофе. Жаль только, что сейчас далеко не все прислушиваются к голосу разума. А эта работа выполнена в несколько необычном для Бэнкси стиле, больше напоминающий не уличные граффити, а настоящий классический портрет. Впрочем, нет сомнений, что при желании Бэнкси может творить как обычный художник, а многим его работам место в музеях, а не на стенах.
Нега, шахматы и паранджа.
Джон Сингер Сарджент любил ездить летом в Италию, где занимался двумя любимыми вещами — написанием картин и шахматами. Такова и эта картина, лучшее по мнению, Сарджента времяпровождение на отдыхе — нега, безделье, солнце, и расслабляющая интеллектуальная игра.
А чтобы придать картине национальный колорит, он нарядил своих женщин-моделей в хиджабы, а мужчины носят ермолки. Так получилась зарисовка из восточной жизни, которую проще продать — в Европе тогда была мода на все необычное и экзотическое.
За 500 лет до изобретения зорба
Иероним Босх в своей знаменитой картине «Сад земных наслаждений» изобразил совершенно необычные головные уборы, больше напоминающие творения современного эпатажного дизайнера.
Например, на левом фрагменте написаны три человека накрытые полупрозрачным колпаком, а на правом — в прозрачном шаре, чем-то напоминающем современный зорб, находятся двое влюблённых, которым нет никакого дела до окружающего мира. И это всё было написано за 500 лет до появления современных полупрозрачных синтетических материалов. Возможно, Босх просто взял в качестве прототипа рыбьи или бычьи пузыри, увеличил их до огромных размеров, вот и получилось нечто подобное. В любом случае можно только позавидовать его необузданной фантазии и мастерству, с которым он сумел воплотить её в своих картинах, причём в строгом соответствии с христианскими религиозными канонами.
Тыквоголовый автопортрет
Сын знаменитого американского художника Эндрю Уайета Джейми Уайет получил членство в Национальной академии дизайна очень рано — в 23 года. И дело не только в протекции его отца. Джейми нужно было написать автопортрет — без выполнения этого задания на членство не стоило и рассчитывать. Вот Джейми и решил пошутить — написал себя с тыквенной головой, в честь знаменитого Хэллоуина.
По его собственному признанию он всегда любил этот праздник, вот и решил выразить таким образом свою симпатию. Но комиссия подобное новшество не оценила, а так как молодой художник всё же дорожил членством и оказанной ему честью, поскольку не каждого туда приглашают, то и написал уже обычный, стандартный автопортрет.
Его племянница Виктория Уайт писала: «У всех в нашей семье было отличное чувство юмора, но только Джейми им пользовался при написании своих картин».
Венецианский карнавал Марко Ортолана
Аргентинец Марко Ортолан часто пишет картины, изображающие Венецианский карнавал, причём в очень яркой и декоративной манере, с немалой долей избыточности, которая при этом балансирует между откровенным китчем и высоким искусством.
Впрочем, искусства наверняка там всё же больше, поскольку картины действительно красивые, ну а что до излишней декоративности — Венецианский карнавал, предельно яркое и театральное зрелище, привлекающее людей со всего мира. Так-то ничего удивительного, что он нашёл отражение в картинах. Кстати, женскую венецианскую маску, получившую название «маска немой служанки», нужно было держать зубами за специальный штырь. Понятное дело, говорить в этой маске не получалось, но, возможно, для спутников дам это было лишь в радость.
Портрет Гагарина художника Андрея Плотнова
Андрей Плотнов часто писал картины, связанные с освоением космоса, в том числе и знаменитый портрет Юрия Гагарина, перед своим первым полётом.
Картину эту, разумеется, растиражировали во многих марках, спичечных коробках и открытках, потому и подобный образ знаком многим советским людям. Кстати, с Гагариным Плотнов был знаком лично, хотя, разумеется, тот ему не позировал — пришлось писать по фотографии. Впрочем, портрет хоть и получился несколько плакатным, но всё равно качественный и душевно написанный — именно так многие и представляют образ первого покорителя космоса.
Большой выбор картин, графики, лимитированной фотографии, гравюры вы найдете на сайте галереи artalebrio.com.
автор статьи Михаил Федорин