Найти тему

Тяжелый ребенок ничего не понимает, но в хоре петь будет

6,3K прочитали

Навела меня на мысль о написании этой публикации одна из замечательных читательниц, которая утверждает, что занятия хоровым пением - это отличное средство развития для детей с различными речевыми нарушениями.

И я с ней полностью согласна. Работая в спецучреждении для особенных детей, как раз в "творческом" секторе, сколько видела детишек, которые с радостью ходили на музыкальные занятия и сколько пользы они им приносили!

Конечно, "пением" это можно назвать с большой натяжкой, т.к. большинство из этих ребят не то что простые песенки, но и слоги выговаривать едва умеют. Но зато слушают музыку, двигаются (даже иногда в такт), стараются, где-то подвывают, где-то попискивают, где-то пытаются повторить за педагогом некоторые звуки или движения. Пусть криво и неуклюже, но довольно мило и трогательно.

Верю, что читательница хотела бы сделать лучше для таких ребят, но... Сомневаюсь, что такого рода занятия могут предложить обычные государственные музыкальные школы и школы искусств, хоть в большом городе, хоть в маленьком поселке. И едва ли школьному начальству будет радостно взять на себя ответственность и работать с особенным ребенком, не имея при этом "специально обученных" сотрудников.

Скрин со страницы автора
Скрин со страницы автора

Отмечу: "едва ли будет радо" и "не возьмет" - разные вещи. Всех возьмут. Но, (судя по опыту знакомых преподавателей ДМШ), "индивидуальная программа" будет числиться только на бумаге, а подход будет зависеть лишь от "температуры сердца" курирующего педагога.

Вернемся к нашим... артистам хора

Хотелось бы написать, как в рамках нашего спецучреждения, была сделана попытка осуществить нечто похожее на предложение читательницы. Может, конечно, это "притянуто за уши", но, как мне кажется, параллель довольно близкая. Несмотря на то, что читательница имела в виду немного других деток.

И снова госпожа Замзама

Кто уже знаком с моими публикациями, знает, что есть у нас в учреждении такая дама (правая рука левого заместителя директора по какой-то там работе), которая начальствует над заведующими отделениями, распоряжается мероприятиями и "спускает" приказы с "верхов" (порой в искаженной форме, но это не суть).

Так вот, якобы тоже по чьему-то Приказу, нашему специалисту по музыкотерапии вменили подготовить с детьми номер для видео. А именно: "ХОРОВОЕ исполнение чего-нибудь на любую тему, только зрелищно и нескучно".

И сказала Замзама: "Мне все равно как, но сделайте! "

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Только вот есть одна загвоздка...

Специалист-то у нас замечательная, с опытом работы с хорами. Но в ЭТОЙ смене почти все дети - младше 5 лет, с РАС или тяжелой ЗПРР, не говорящие, многие не понимают обращенной речи. Кто-то не может оторваться от мамы, даже на занятиях, кто-то кричит и плачет, кто-то вырывается, а кто-то - саму музыку не выносит (визжит, топает и отчаянно закрывает уши). Какой там хор?! Просто собрать в одном зальчике всех этих детей - это уже волшебное искусство.

Долго мы сидели, думали...

Ни одной песенки, естественно, на ум не приходило. Даже логоритмические "тили-бом" и "дили-дон" для деток были немыслимо сложны, как Богемская рапсодия.

Но ведь в задании говорилось: не ПЕСНЯ, а НОМЕР в хоровом исполнении, то есть...

Как выходили из положения

Набрали 8 человек из тех, кто более-менее может фиксировать внимание на несколько секунд, кто не вырывается и не кидает предметы. Самых талантливых, кто пусть и не говорит слова, но может звукоподражать животным, произнося "ав", "мяу" или "му".

Рядом с каждым из них - мамочка, которая держит, подсказывает и, главное, не дает никуда убежать. А еще у мамочек - большая миссия, они следят, чтобы малыши не сорвали со своей головы шапочки в виде мишек, котиков и прочих зверушек.

Сам номер

Итак, наша замечательная Специалист (музрук), аккомпанируя себе на синтезаторе, поет песенку в 4 строчки типа "Петушок-петушок, золотой гребешок...", сама поёт! Потом из хора выходит вперед мальчик в шапочке с клювом и гребешком (заботливо вытолкнутый мамой) и, пока музрук играет еще 4 такта этой мелодии, мальчик-петушок под музыку, как умеет, поёт "куйкууу! куйкууу!" (кукареку). Ну поёт же? Поёт! Под музыку? Под музыку!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Потом музрук поет лирический куплетик "Серенькая кошечка села у окошечка...". И уже маленькая девочка с кошачьими ушками, так же, под музыку, тянет "мяаа, мяаа". А ее мама сидит рядом на корточках и держит за руку.

А финальную песенку пели уже сами мамы, при этом держа в руках руки детей и хлопая ими. Кстати, саму песню наспех переделывали из "Иа, иа, йо!"

А что потом?

Репетировали, конечно, долго, но, как ни странно, дети особо не капризничали, мамы - так вообще были на позитиве, подкидывали идеи и смеялись до хрюканья. И видюшку сделали добротную.

И какой же вывод можно сделать? А такой, что самый мощный эффект от занятий в хоре - это не звуки, ноты и умения, а социализация! Ну вот как-то так.

А Вам, дорогие читатели, успехов в работе и благополучия дома.

Всегда рада верным гостям и свежим подписчикам. До встречи!