Найти тему
Подвал Истории

XVIII. Маленькая герцогиня бросается в бой

Герцогиня Мэн, правительница своего «королевства Со», не находит себе места. Раздраженная спокойствием мужа, его бесконечным чтением книг, крохотная герцогиня решает нанести регенту сколь возможно ощутимые укусы. Герцог Орлеанский недавно нашел под своей тарелкой брошюру, озаглавленную «Чтобы ты сгорел вместе со своей камарильей!». Неизвестно, исходил ли этот памфлет из дворца в Со, но точно известно, что герцогиня защитила авторов едкого пера.

Анна-Луиза-Бенедикта де Бурбон-Конде (1676-1753), герцогиня Мэн в образе Помоны. Художник Николя де Ларжильер.
Анна-Луиза-Бенедикта де Бурбон-Конде (1676-1753), герцогиня Мэн в образе Помоны. Художник Николя де Ларжильер.

Она радостно приветствовала Аруэ́ (Вольтера), вернувшегося из ссылки в Сюлли-сюр-Луар, и оказала ему честь, прослушав «Эдипа», трагедию, написанную им в дни вынужденного досуга. Воодушевленный атмосферой этого двора, где прекрасные умы бушуют эпиграммами, он написал несколько зажигательных латинских стихов, которые распространяются «под ковром» (из рук в руки), где есть такие слова:

«Правление ребенка
Под регентством человека, известного кровосмешением,
Под невежественным и колеблющимся Советом,
Общественная вера нарушена,
Несправедливость торжествует,
Опасность всеобщего мятежа все ближе.
Родина принесена в жертву несправедливым и преждевременным надеждам,
Чтобы унаследовать корону…
Галлия скоро погибнет.»

В общем, накрапал на Бастилию как минимум.

Бастилия. Из открытых источников
Бастилия. Из открытых источников

Да, в этот раз Аруэ рискует быть арестованным. Друзья посоветовали ему на время скрыться. После нескольких недель, проведенных в провинции, он вернулся в столицу и в качестве меры предосторожности поселился в меблированной гостинице. Но шпионская сеть г-на Регента налажена хорошо. Утром в воскресенье Пятидесятницы двое неизвестных ворвались в комнату, завязали ему глаза черным платком и отвезли в Бастилию. При первом же допросе он понял, что его арестовали за эти «гнусные стишки».

Анна-Луиза Бенедикта де Бурбон-Конде, герцогиня дю Мэн в образе Дидоны, 1704 год, автор картины Франсуа де Трой
Анна-Луиза Бенедикта де Бурбон-Конде, герцогиня дю Мэн в образе Дидоны, 1704 год, автор картины Франсуа де Трой

Как долго продлится его заключение? Крошку дю Мэн это нисколько не волнует. В ее распоряжении есть еще одно перо — Лагранжа-Шанселя, бывшего мушкетера, драматурга-неудачника, более искусного в сатире, чем в трагедии. Не найдя признания в Пале-Рояле, он стал частым гостем в Со. Подстрекаемый герцогиней, он облекает ее яд в форму клеветнических стихов, пылающих ненавистью. Он только что сочинил оду, обвиняющую Регента в том, что это он отравил детей Франции и спит со своей дочерью, герцогиней де Берри; он сравнивает его с Нероном, с Сарданапалом и взывает к герцогу Мэнскому, «принцу августейшего рода», где умоляет его «спасти Францию». В Со аплодируют этим стихам, а салоны рукоплещут грозным филиппикам. Он обещает новые. Луиза-Бенедикта уверяет его в своей признательности и защищает, насколько может.

* * *

Принцесса воображает, что широкое восстание может свергнуть Регента. Она готова взять на себя инициативу, но ей понадобится ядро ​​решительных сторонников, оружие, субсидии и, прежде всего, люди, способные разработать смелый план.

Портрет Регента Филиппа Орлеанского, изображенного в кирасе и древесном кордоне Ордена Святого Духа. Неизвестный художник
Портрет Регента Филиппа Орлеанского, изображенного в кирасе и древесном кордоне Ордена Святого Духа. Неизвестный художник

Она лихорадочно расспрашивает всех, кто может ей помочь. Двое ее последователей, граф Лаваль, заклятый враг Филиппа Орлеанского, и маркиз де Помпадур, сторонник Филиппа V, побуждают ее предпринять решительные действия, опираясь на провинциальную знать и короля Испании! Граф Лаваль сообщает герцогине о неких господах, склоняющихся на сторону бастардов.

Друзья герцогини разговаривают, обсуждают, сочиняют памфлеты и призывы, вычеркивают, поправляют... и время идет. Известно, что испанский посол, принц Челламаре, уже три года поддерживает тайные интриги со всеми недовольными. Без него осуществить что-либо невозможно. Жребий брошен. Принцесса обратится за помощью к Филиппу V, чтобы свергнуть Филиппа Орлеанского и заменить его своим мужем.

* * *

Кадр из фильма "Пусть начнется праздник" (1975 г.) Франция.
Кадр из фильма "Пусть начнется праздник" (1975 г.) Франция.

Однажды вечером в мае 1718 года, после захода солнца, карета маркиза де Помпадур, управляемая графом Лавалем, переодетым кучером, отвезла мадам дю Мэн и ее горничную Делоне́ в павильон в глубине сада Арсенала. Через несколько минут другая карета привозит принца Челламаре к принцессе. Она дает ему меморандум, в котором изложено недовольство ее мужа регентом. Челламаре понимает, что имеет дело с дилетантами: герцог Мэн, оказывается, ничего не знает об этом и не вступил в «заговор» жены, и, похоже, совсем не является лидером, способным возглавить восстание. На самом деле, это принце́сса ждет предложения от короля Испании.

Убежденная, что он поддержит ее предприятие, Луиза-Бенедикта разворачивает масштабную кампанию. Она отправляет графа Лаваля в Анжу и Пуату, господина де Помпадура в Нормандию и третьего эмиссара в Нант, чтобы попытаться поднять дворянство. Они возвращаются с пустыми руками. В этих провинциях кипит брожение, но местные дворяне готовы лишь на словах протестовать против мер, принятых в отношении узаконенных принцев.

Филипп V де Бурбон, король Испании. Художник Мигель Хасинто Мелендес. Музей Прадо, Мадрид.
Филипп V де Бурбон, король Испании. Художник Мигель Хасинто Мелендес. Музей Прадо, Мадрид.

Но принцесса не унывает. Она запросила у короля Испании манифест с требованием созыва Генеральных штатов во Франции с целью восстановления прав легитимных принцев. Одновременно планируется поднять Париж и провинцию против власти Филиппа Орлеанского, арестовать Регента во время торжеств, тайно перевезти его через границу и заключить в тюрьму в Испании. Таким образом, будет легко стать руководителем молодого короля, его отдадут под опеку ее мужа. Наконец, регентство будет передано королю Испании, который делегирует свои полномочия герцогу Мэну.

У принца Челламаре голова идет кругом, он все больше убеждается, что Испании нечего ожидать от этих «заговорщиков в спальне…»

Продолжение следует... Буду весьма благодарен за лайки, подписку и комментарии. Полностью прочитать можно здесь: