Найти тему

Интеллект-карта. Мнемотехника. Мотивация детей к учёбе

Оглавление

Жизнь измеряется тем, что человек делает, а не тем, что знает. Сейчас знание перестало иметь смысл, потому что мы никогда не узнаем всё, а самым главным конкурентным преимуществом стало сколько человек делает из того, что узнал. Поэтому важно научиться применять знания в действии, научиться делать.

Сложная работа за счёт физиологической механики "ГЛАЗ ВИДИТ - МОЗГ ДАЁТ КОМАНДУ - РУКА ДЕЛАЕТ".

Существует методика, с помощью которой человек может эффективно запоминать новую информацию. В книге Тони Бьюзен"Сверхмышление" расписан этот метод. На основе этого метода можно составить Образную карту (интеллект-карту) и для учащихся.

Интеллект-карта
Интеллект-карта

С помощью картинок, краткого текста, яркости и креативности закодированная информация запоминается лучше благодаря тому, что включается в работу правое полушарие мозга. Как раз о двуполушарном взаимодействии идет речь, когда говорят о сверхобучаемости. Поэтому можете пробовать и использовать его в обучении.

В центре листа изобразите основную тему.
Разными цветами изобразите жирные ответвления от основной темы. Можно каждую ветку подписать одним ключевым словом.

Ветки лучше изображать гибкими, так взгляд будет считывать ход мыслей.
Далее от каждой жирной ветки рисуйте более тонкие ветки.
Используйте рисунки и символы, это заставит мозг перейти к ассоциативному мышлению.

Можно картинки заключить в контуры, чтобы направления не смешивались между собой. Подписи можно не делать, так лучше тренируется память.

Пример составления интеллект-карты.

Выпишем основные выводы по теме "Омонимы", нам важно выделить главное:

  • Омонимы – слова, которые одинаково звучат и пишутся, но обозначают разное.
  • Омонимы – принадлежат к одной части речи.
  • Омоформы - одинаково звучат и пишутся, но принадлежат к разным частям речи.
  • Омофоны - одинаково звучат, пишутся по-разному.
  • Омографы - пишутся одинаково. звучат по разному.

Составим образную карту:

Интеллект-карта
Интеллект-карта

Выводы по теме "Фразеологизмы" кратко представим и по выводам составим майнд-карту или интеллект-карту:

  • Фразеология – раздел лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения – фразеологизмы, а также пословицы и поговорки (это тоже фразеологизмы).
  • Фразеологизмы – устойчивые, меткие выражения с целостным значением.
  • Пословица – краткое изречение, обладающее как буквальным, так и переносным смыслом, метко и точно дающее оценку какому-либо событию, поступку человека.
  • Поговорка – малая форма народного творчества, краткое изречение, обладающее лишь буквальным смыслом и отражающее какое-либо жизненное явление.
  • Крылатые слова – устойчивые выражения, которые вошли в язык.
Интеллект-карта
Интеллект-карта

Образы у каждого могут быть свои, придумывание образов развивает в ребёнке креативность.

Мнемотехника

Мнемотехника - это приемы кодирования информации в образы. Позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации и в десятки раз быстрее ее запоминать. То, что память запомнила с помощью образа, это уже не придется учить заново.

Мнемотехника - это мощная тренировка мышления, гимнастика для мозга.

Определения по той или иной теме лучше запоминать именно с помощью мнемотехники, кодируя информацию в образ. Развивается образное мышление. Мнемотехническое запоминание:

1.кодирование в образы

2.запоминание образов и последовательности

3.закрепление в памяти

Пример: Антонимы

Брат, сестра – антонимы

Спорят целый день.

Один скажет: «Солнце!»

Другой скажет: «Тень!»

Один скажет: «Близко!»

Другой: «Далеко!»

Один скажет: «Низко!»

Другой: «Высоко!»

Запоминаем с помощью мнемотехники:

-4

Синонимы

Мы синонимы вдвоем

Дружно, весело живем.

Я иду, а он шагает,

Я смеюсь, хохочет он.

Если грустно мне бывает,

То печально и ему.

Изобразим стих в картинках:

-5

Паронимы одеть-надеть

Различны по значенью.

Надежду нужно одевать,

Одежду нужно надевать.

-6

Фразеологизмы

По теме фразеологизмы используем стих и мнемотехнику:

Фразеологизмы очень капризны:

Души не чают в них слова,

Слова в них разрывать нельзя,

Раздельно – смысл они теряют,

А вместе – речь нам украшают.

-7

Мозг ребёнка и эффективное обучение

1. Мозг обращает внимание на интересное и не тратит энергию на скучное.

2. Мозг оперирует образами (образная карта задействует образное мышление). Мозг не умеет запоминать ничего, кроме зрительных образов.

3. Для эффективного обучения нужно, чтобы работали оба полушария мозга (радиантное мышление). Эффект сверхобучаемости: левое и правое полушарие действуют согласованно.

Чтобы мозг хорошо запоминал информацию на уроке

1. Образы – язык мозга, поэтому следует задействовать при обучении образное мышление.

2. Что интересно, впечатляет, именно это запоминается лучше всего, непонятное, неинтересное не запоминается.

3. Интервальное повторение (через определённые промежутки времени).

Мотивация детей к учёбе

В голове у детей должна возникнуть нейронная цепочка: узнавание нового = радость внутри.

1) Креативный, творческий, интересный педагог.

2) Интересная подача материала – образно и кратко;

3) Самостоятельная работа интересная – творческие задания, рисование фломастерами, карандашами, создание интеллект-карт, интерактивных тетрадей, лэпбуков.

-8

Успех учителя в раскрытии потенциала ученика.

Сейчас особое внимание направляется на творческое обучение, на двуполушарное обучение. Двуполушарное обучение - это значит задействованы левое и правое полушария мозга. Именно здесь необходимо достигнуть гармонии, тогда учёба в радость. Важно, чтобы с новым материалом ребёнок творчески поработал. Я выделяю способы: зарисовать - закодировать информацию в образы, либо сделать лэпбук с окошками, кармашками, либо создать интерактивную тетрадь.

Учебники по двуполушарному обучению я нашла только у О.Л.Соболевой. Отличаются они тем, что много сказок, стихов, которые содержат образ. Это правое полушарие отвечает за образность. Такая подача материала называется образная, живая. А без образа - неживая, сухая, скучная.

В современном мире важно быть креативным, творческим и с множеством идей. В школах нас обычно учат по шаблону, потреблять готовую информацию из учебников. Хотя самое простое - это зарисовать, закодировать информацию самому в образ, тогда она запомнится ребёнком в разы эффективнее.

Сверхобучаемость детей

Чтобы у ребёнка выработалась сверхобучаемость, необходимо, чтобы была мотивация, а мотивация рождается из смысла и собственного интереса.

Интересные книги, интересные люди вдохновляют, зажигают и возникает желание познать.

Двуполушарный подход в обучении с использованием интеллект-карт задействует оба полушария мозга и приближает к этой точке «Сверхобучаемости».

Интересный урок, мотивационный урок

Для интересного урока нужен интересный, творческий вдохновитель-педагог, интересная программа обучения и творческая самостоятельная работа для детей.

Творческий, креативный педагог, который придумывает новое и интересное – именно такой педагог имеет успех, к нему тянутся дети, как к магниту.

Педагогу нужно знать и применять современные методы и инструменты: мнемотехника, стихотворный метод , метод историй, лэпбук, интеллект-карты, интерактивные тетради и др.

Репетиторы и педагоги в частных школах имеют возможность придумывать свои методы интересного урока, потому что оставаться творческим, работая с 30 ребятами одновременно мало кому удаётся.

Что поможет сделать урок интереснее:

1) подготовка к работе: проведение нейрозарядки, таблицы Шульте (яркие с картинками, не чёрно-белые), упражнение «Покажи двумя руками» и др.

2) яркая, интересная подача педагогом по правилу: кратко и образно.

3)правила в виде простых стихов, запоминание с помощью мнемотехники.

4) Использование интерактивных тетрадей. Интерактивная тетрадь – это тетрадь в которую включены различные элементы: мини книжки, кармашки с карточками. Самое главное - это красочное оформление тетради, много картинок, только основная суть урока.

5) Выводы урока – отразить в интеллект-карте.

-9

6) Большую тему можно оформить в виде лэпбука (творческая командная работа ребят).

-10

7) Большая интеллект-карта всего предмета наглядно показывает весь предмет обучения.

-11

Интерактивные тетради:

-12
-13
-14

-15
-16

-17

Лёгкость в обучении и состояние потока

Все знания нам не нужны, их сейчас очень много.

Мозг имеет защиту, фильтр на информацию. Когда мы принимаем структуры, шаблоны других людей, то принимаем знания очень тяжело. Мы не получаем удовольствия от процесса познания. Мозг работает гармонично, когда правое и левое полушария задействованы, т.е. процесс и результат важен. Необходимо принимать любые знания через свой фильтр с умением трансформировать знания, чтобы увидеть какие знания вам не нужны, скучны, мозг включает защиту, чтобы не принимать ложные конструкции, шаблоны. Мозг - это не склад информации и архив. Для хранения данных можно использовать внешние источники, а мозг расчищать для генерации НОВЫХ ИДЕЙ.

Каждый человек имеет свою уникальность, чтобы её раскрыть, ему нужны знания, к которым есть интерес, поток, т.е. воодушевление. Ребёнок не должен стремиться учиться на 5 по всем предметам, что приводит к "синдрому отличника". Важно видеть к чему у человека есть поток, интерес. Если перекрывать чувство интереса во время занятия учёбой, то человек лишается возможности испытать это чувство в будущем, ощущение счастья от занятия любимым делом, от процесса.

Если детям давать много ненужных знаний, можно заблокировать познавательную активность, что не даёт усваивать знания легко.

Ощущение потока как ощущение счастья в жизни. Когда уровень сложности соответствует уровню мастерства, внимание человека полностью обращено на то, что он делает.

Поток, интерес - лучшие ощущения в жизни, когда действия не требуют усилия. Если сложно, то ребёнок расстроен, обеспокоен. Если просто - расслабляется и скучает. Важна золотая середина. Слишком простое становится скучным, а трудное – демотивирует.

Состояния потока

- Ощущение удовлетворенности как от процесса, так и от результата.

- Высокая вовлеченность в работу, потому что есть интерес.

- Повышение креативности. Приходят новые идеи.

- Рост уверенности.

Михай Чиксентмихайи, лидер движения позитивной психологии, популяризировал концепцию состояния потока.

Как креативность связана с состоянием потока? Креативность проявляется в состоянии «потока», когда человек полностью погружается в задачу и чувствует удовлетворение от процесса творчества.

В этом состоянии мозг вырабатывает химические вещества, которые стимулируют креативные процессы.

Детям и взрослым важно принимать знания легко в своей жизни. Быть в потоке, в состоянии, когда получаешь истинное удовольствие от того, что делаешь и можешь заниматься этим очень продуктивно и продолжительно. Если заниматься делом, которое вам не по душе, вы не включитесь в процесс, не ощутите поток. Состояние потока – это настолько высокий интерес к вашей текущей задаче, что для ее решения не требуется практически никаких усилий – вы все делаете легко и играючи. Действия не требуют усилий, потому что есть ресурс. Мозг выделяет много энергии. На скучное, неинтересное мозг не выделяет энергию. Отсюда возникает выгорание, психологическая неудовлетворённость.

Материалы по русскому языку и математике (начальная школа): https://vk.com/market/product/russkiy-yazyk-s-intellekt-kartami-218250247-9006357?ref_source=community_showcase&with_group_header=1.

Добавляйтесь в группу в контакте: https://vk.com/club218250247.

Другие статьи: